Если спросить воронежца, что такое и где ТЭЦ -1, то не каждый на это ответит. Но если спросить, что такое ВоГРЭС, то затруднений не возникнет.
Выбранная мной для изучения и наблюдения территория напоминает условный многоугольник, ограниченный естественными природными объектами, водохранилищем и рекой Песчанкой. С двух других сторон - транспортными магистралями, образованными съездом с Вогрэссовского моста, огибающего сквер защитников Воронежа, и Ленинским проспектом, переходящим в улицу Лебедева.
Этот район целиком промышленная зона. До ближайших зданий в сторону Машмета - километр, а в сторону завода «Синтезкаучук» до улиц Кулибина и Героев Стратосферы не менее 300 метров.
Горной грядой, расположенной вдоль водохранилища, стоит турбинный цех. Его высота более 30 метров. Пять труб возвышаются над зданием, делая его силуэт крейсером на вечном причале у моста. Высота двух гигантских труб за зданием 180(!)метров. Для сравнения, построенное по проекту архитектора Троицкого 5-этажное здание Управления Юго-Восточной железной дороги имеет 11-этажную башню высотой 70 метров.
Здание турбинного цеха, видимое с правого берега, окрашено в палевые и бежевые цвета, которые сейчас смотрятся нелепо и безжизненно. Никакой энергетики. Однако здание преображает солнце, играющее с ним в различные оптические эффекты. На закате тающие лучи солнца заливают станцию отраженным малиново-крабовым цветом. Зимой объект угольно-серый.
Но и даже без солнца, залитая ярким электрическим светом по вечерам стена турбинного цеха, как гирлянда рождественской ёлки радует глаз.
Рядом с этим массивом, теряется несколько двухэтажных зданий, среди которых клуб ТЭЦ-1. Это двухэтажное строение, расположенное севернее проходной. Оно выстроено после возведения турбинного цеха. Выкрашено в бежевый цвет. Окна клуба прямоугольные с запоминающимся переплетом и старыми рамами. Здание известно тем, что в 1988 году его посетил Виктор Цой, чтобы пообщаться со своими фанатами.
За клубом находятся два здания, выстроенные еще до войны. В каждом по 16 квартир, малоудобных для современного горожанина, туалетные комнаты в торце зданий. Но в те годы это были почти райские условия. В настоящий момент здания пусты, возле них стоят старые кресла, готовые принять уставших бомжей, случайные компании и оставшихся там котов.
Ближе к водохранилищу, находится лодочная станция. Ключников я не увидел, хотя кто-то присутствовал в районе гаражей и бытовок. Как мы понимаем, водохранилище, появилось значительно позже, чем были выстроены корпуса станции.
Для тех кто не знает, отрезок от турбинного цеха до устья реки Песчанка, место на котором проводились соревнования рыбаков. Да и во время своих исследований-прогулок я заметил фигуры рыбаков со спиннингами и удочками, на резиновых лодках и без.
Ближе к насыпи моста мы можем увидеть технический бассейн, старые ремонтные мастерские, созданные прежде для обслуживания всего хозяйства. Эта территория служит полигоном для тех, кто осваивает граффити. Потому все здания потихоньку превращаются в арт-объекты. Сейчас там полузаброшено и лишь шум на соседней площадке «Энергоснабстрой» напоминает – жизнь идет.
Если вас, каким-то чудом занесло на остановку перед ВоГРЭС, то вы увидите перед собой парковую зону, пронизанную макаронинами теплоценталей словно щупальцами осьминога, идущих от ТЭЦ в сторону завода «Синтезкаучук»
Немного истории строительства ВоГРЭС
В 1931 году началось строительства ВоГРЭС. На строительстве объекта работали не только воронежцы, но и жители других городов. Также в строительстве объектов были задействованы рабочие завода «СК». В 1933 году в работах принимали участие военные 19 стрелковой дивизии.
Само строительство началось не на пустом месте, первые объекты были расположены на месте Ивановских двориков, сейчас это проходная. Ивановские дворики это собственно Монастырщенские выселки.
В состав первой пусковой очереди станции (1933) входили турбинный цех (на 2 турбины), химический цех, трансформаторная башня, электроцех с главным щитом управления, электромеханическая мастерская, береговая насосная станция, баки питьевой воды.
В 1933 году был дан первый ток.
Пешеходная связность района с другими
Это совершенно обособленный мир, как и ряд предыдущих кварталов, малосвязанных с остальными районами. От административных зданий предприятия сложно перейти к уже бывшим жилым кварталам, расположенным на другой стороне дороги с интенсивным движением. Дорожной разметки, зебры помогающей перейти, я не заметил.
Чтобы попасть в квартал через дорогу, надо будет пройти через сквер, выйти на ул. Стратосферы, и там уже спокойно двигаться вглубь кварталов. Иные варианты возможны, но не безопасны. Если раньше приезжающий на левый берег транспорт останавливался, высаживая пассажиров около сквера, то теперь транспорт останавливается гораздо дальше на ул. Лебедева, в сторону Машмета. Движение вдоль этого района к Машмету, к примеру, для девушки на каблуках практически невозможно. Здесь разбитая и узкая асфальтовая пешеходная дорожка, местами пропадающая. Если бы это была река, я сказал бы, что это узкая и порожистая карельская речка.
Что прячется за корпусами ВоГРЭС?
За корпусом зданий ВоГРЭС находятся десятки производств и компаний. В основном они связаны со строительством, складскими услугами и автосервисом. Само пространство одновременно густо спрессовано и хаотически организовано. Невыразительная производственная застройка: бывшие вахтерки, бытовки, сгнившие ангары, неиспользуемые объекты, потерявшие собственника и свою функциональную значимость.
Кроме этого Торговые дома, компании по продаже текстиля, ПВХ-окон. Всё это становится заметным только за остановкой на ул.Лебедева, возле АЗС. Уже за АЗС удобное место, чтобы наблюдать за тем, как строится парогазовая установка, которая обеспечит растущие потребности городской агломерации. Это привлекательный объект. Его конструкция из ферм красного цеха притягивает взгляды и его хорошо видно не только со стороны улицы Лебедева, но и с берегов реки Песчанка.
Территория пронизана автомобильными и железнодорожными путями, последние длиной до 5 км. Проезд внутрь промышленной зоны к бетонному заводу около полукилометра и, как вы поняли, начинается сразу за АЗС. Вдоль этого проезда расположены складские помещения, где по старым или настоящим вывескам можно предположить, что там расположены склады хлебопекарных производств.
Там же открытая площадка предприятий автосервиса, где стоят автомобили, кипит работа, крутятся автомеханики. Вдоль забора и стен гаражей старые авто. Я, случайный прохожий, рассматриваю, как мастер грунтом Хемпель облагораживает «яхту». Рядом стоит припаркованный для обслуживания трейлер с восьмиметровым катером Crowline. Это пожалуй самое привлекательное в этом проезде.
Между промышленной застройкой, за «фасадом» этой громадной промышленной зоны, находится зона с интересным ландшафтом. «Швом», соединяющим промышленную зону с зелеными насаждениями, служат тепломагистрали, расположенные на бетонных сваях. Под ними легко ныряют по разбитой асфальтовой дороге автомобили.
Непосредственно за ними «плантации» золотоотвалов. Долгое время на Воронежских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в качестве топлива использовали каменный уголь. При его сжигании образовывалась шлаковая зола. Каким-то образом, на поля сбрасывалась пульпа, суспензия шлака и воды. После стадии испарения зольные остатки разносились ветром. Все это защелачивает почву, загрязняет тяжелыми металлами на правом берегу Песчанки площадью порядка 25 га. Скажем так, золоотвал, неприятное соседство для населенных пунктов, хотя интересное место для фотосессий.
В настоящий момент ТЭЦ -1 работает на газе.
Вдоль заборов, отделяющих промышленную зону от водохранилища, когда-то была высажена аллея канадских тополей. Она по-прежнему высока, выглядит здорово и дает хорошую тень. Сотрудники компаний в той части самого дальнего уголка устроили себе турник для занятий спортом и лавки.
Вдоль бывшего мазутного хозяйства ВоГРЭС особняком колосится камыш, буйно расцветают низкорослые деревья, летают стрекозы, щебечут воробьиные, картина настолько идиллическая, что не хватает только резвящихся нимф и цветущих роз.
Всё это портят грузовики, сгружающие мелкий строительный мусор или золу. Картину оживляют проносящиеся изредка на авто рыбаки или искатели новых мест для созерцания, пикников или приключений.
Автор текста: Илья Бейлин.