Какую роль играют медиа в создании нового миропорядка

В Воронеже на детской площадке заметили маму с лисятами

 

Выяснилось, сколько воронежцев пострадали во время страшного урагана
 

Воронежцам назвали первоочередные 12 зон отдыха, подлежащие благоустройству

В Воронеже за год спрос на аренду студий вырос на 18%

«Ночь музеев-2024» в Воронеже: куда идти и что смотреть

Рационализм вчерашнего дня, к сожалению, будет слегка приглушен. На первый план выйдут эмоции, причем, не факт, что позитивные.

В Воронежской области подорвали 14 мин времен ВОВ

Две девушки ответят в суде за поцелуй в баре в центре Воронежа

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

В Воронежской области с начала 2024 года выявили 23 случая бешенства у животных

В парках Воронежа пройдут концерты под открытым небом

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

Заведующую кафедрой воронежского вуза осудили за взятки от студентов
 

Женщина и подросток пострадали в ДТП с перевернувшимся автомобилем под Воронежем

Популярный бар закрыли в центре Воронежа

Эмоциональность предыдущих двух дней пойдет на спад, начнет включаться рациональное мышление.

В Воронеже ищут подрядчиков для осенней высадки более 500 деревьев

В Воронеже задержанным на стадионе «Факел» мигрантам вручили повестки

Юных диверсантов отправили под стражу за поджог железной дороги под Воронежем

Синоптики рассказали, когда в Воронеже ожидается дождь

Душевное состояние у многих людей сегодня будет, увы, не лучшим.

Мусорный полигон горит в Воронежской области

Жительница Воронежской области попалась на “сладком” мошенничестве
 

Глава администрации Петропавловского района Воронежской области Юрий Шевченко ушел в отставку

Екатерина Мизулина встретится со школьниками и студентами в Воронеже

Воронежские врачи спасли пациентку из Белгорода с редчайшим заболеванием

Стало известно, подорожают ли продукты после гибели урожая в Воронеже

В Воронеже строительство стадиона «Факел» планируют завершить к середине июля

Воронежскую область накроет новая магнитная буря

Авторы 10781

У воронежцев накопилось слишком много претензий к школе

25 апреля в Воронеже состоялась педагогическая конференция, организованная вальдорфской общеобразовательной школой «Радуга» в честь своего 21-летия. Принять участие в конференции пришли не только воронежские выпускники, их родители и преподаватели других воронежских школ, но также гости из Германии. Это учитель, директор и создатель вальдорфской школы в Германии (город Ганновер), скульптор и художник Петер Лампазиак и немецкая художница, педагог с 20-летним стажем Ангелика Кольбе. Корреспондент портала 36on.ru побывал на некоторых мероприятиях конференции. О том, что он там увидел, читайте в репортаже с места события.
 
На круглом столе по теме «Чему учит, какие задачи ставит перед собой современная школа?» учитель из «Радуги» Ольга Богданова просит разделиться на группы тех, кто учился в обычной школе, и тех, кто закончил вальдорфскую. Мы должны на белом ватмане написать «плюсы» и «минусы»: чему хорошему и чему плохому научила школа,  чему хорошему и чему плохому не научила.
 
 
Вначале я довольно отстранённо слежу за дискуссией, но буквально через две-три минуты включаюсь. Судя по тому, как участники один за другим вступают в дискуссию, не одна я так реагирую:  
 
— Я, например, из-за одной учительницы русский перестала учить, — вспоминает одна из женщин. — А из-за другой, наоборот, стала учить английский.
 
 
Первое, что пишет «наша» группа (выпускники обычных школ): школа научила нас писать и читать. А ещё — обманывать, не доверять взрослым, «стадным» инстинктам, «выгодной» дружбе, убила интерес к предметам…
 
— Запишете «стрессоустойчивость» в плюсы, — просит одна девушка.
— А мне кажется, наоборот, это минус, — говорит другая. — В школе тебя всё время прессуют: «Ты это не умеешь, то не умеешь». Тот, кто прошёл через этот прессинг, потом ходит к психологу.
— Нас в школе не научили ценить здоровье, не научили личной гигиене.
— Не рассказали «Кто я?».
— Не научили выстаивать отношения в семье, ставить цели.
— Да! Да! Школа не учит выстраивать отношения с другими людьми с точки зрения психологии.
— Меня школа не научила уверенности.
— А меня школа научила, что авторитет одного можно признавать, а другого — нет.
— Не научила бережному отношению к материальным ценностям.
— Не научила принимать людей с особенностями.
— Не научила открыто выступать.
— Школа научила шаблонно мыслить.
— Не было творчества, спорта, походов и поездок.
— Полезным знаниям для жизни не научила.
 
 
 
 
Всё хорошее вспомнили (школа научила веселиться, дружить, находить выход из трудной ситуации, дисциплине, завести связи  и даже разбирать автомат на время) и тут же записали. А вот каждый пункт из списка «минус» обсуждают, переформулируют и уточняют. Каждый вспоминает свой опыт.
 
Здесь я позволю себе некоторое отступление. Я неспроста внимательно следила за обсуждением. Оказалось, что все те претензии, что есть у меня к школе, разделяет ещё огромное количество людей. Мне-то всегда казалось, что лично мне просто не повезло со школами. Я получила уникальный в этом смысле опыт. Училась в трёх разных школах: в одной из самых плохих, в одной из самых лучших, и ещё в одной московской. И, по крайней мере, две из них яростно ненавидела.
 
Одна из самых плохих школ, в которых я училась в Воронеже — №93. У нас был класс коррекции, который в какой-то момент решили упразднить, а учеников «поделить» между другими классами. В моём классе оказались ребята, которые пили водку, курили клей, из-за чего они заметно отставали в развитии, а у одного даже были проблемы с речью. Все парты были изрисованы ручками и фломастерами. Нашего классного руководителя часто не было на уроках — он уходил в запой, об этом все знали. Нами никто особо не занимался: нас не водили в театр или кино, мы были предоставлены сами себе. Классе в седьмом одноклассница предложила мне покурить травку. Я отказалась, хватило ума. Я училась на «четыре» и «пять».
 
Когда я впервые оказалась в московской школе, мир буквально рухнул и перевернулся одновременно. Вы когда-нибудь были на Марсе? Вдруг оказалось, что химия это не набор непонятных формул, а это зубная паста и стиральный порошок, которые учительница принесла на урок, чтобы рассказать, чем мы чистим зубы и стираем. Вдруг оказалась, что я никакая не отличница, а «двоечница» — у меня нет знаний! Здесь не ставят «пятерки» за правильно переписанный текст из учебника, здесь ставят хорошие отметки за реальные знания. Меня поверг в шок учитель физкультуры. «Почему, почему?  —  спрашивала я себя потом неделю, — он, а не историк, спросил меня, что я знаю о Воронеже, в котором родилась?». Мне было стыдно — я ничего не знала…
 
А однажды, вы не поверите, нас повезли на психологический тренинг «Я и другой»! Поездка стала целым событием. Ты видишь огромное количество детей со всей Москвы, с которыми хочется знакомиться и общаться. И, главное, с тобой разговаривают какие-то взрослые дяди и тёти, которым ты интересен. И которые хотят помочь — это же видно! — наладить тебе отношения в классе.
 
Моим классным руководитель в московской школе был психолог. Именно она организовала эту поездку, и именно она помогла мне устроиться в школе. Почему я всё же ненавидела эту школу? Здесь были свои недостатки. Учителя в основном, не считая классную, закрывали глаза на отношения учеников между собой. Все помнят фильм «Чучело»? Про меня кино. Только я была не «Чучелом», а «Крысой». Мои тетрадки и учебники разрывали на части и кидали мне в капюшон куртки, на длинные ниже попы волосы приклеивали жвачки, мальчики «провожали» домой, угрожая по дороге настоящим ножом, а однажды прилюдно с меня на перемене девочки стянули юбку. Учителя всё это видели и даже, как мне кажется, поощряли. Потом появилась другая девочка, и титул «Крыса» перешёл к ней. Я выдохнула. Мы дружили.
 
Меньше всего я ненавижу самую последнюю, третью школу — экономический лицей №4. Я даже с теплотой вспоминаю эти годы. Здесь были дополнительные кружки, здесь давали знания, здесь у меня впервые появились друзья, с которыми я общаюсь до сих пор. Пожалуй, я ничего плохого не могу сказать об этой школе. Не хватало свободы, творчества, индивидуального развития, но в целом, было хорошо.
 
Мы закончили писать, Ольга Богданова спрашивает: «А теперь вопрос ко всем — так чему же должна учить школа?».
 
— В идеале школе должна научить жизни.
— А что должна давать школа? — задаёт следующий вопрос Ольга.
— Социализацию. Школа должна учить чувствовать себя нужным человеком в обществе.
— Не бояться своей индивидуальности.
— У школьников должны быть наставники — люди, которые бы их поддерживали в сложных ситуациях.
— Налаживать отношения в семье.
— Не только давать базовые знания, но и показать многогранность жизни.
 
 
 
 
Из всех предложений Ольга просит выбрать три главные задачи школы и расставить их в порядке важности. Оказывается, что школа должна, в первую очередь, развивать творческое начало, затем давать базовые знания и после учить общению с другими людьми.
 
Как много хорошего хотели бы бывшие школьники, а ныне сами родители, получить от школы, а как много плохого она даёт…
 
Интересны ответы выпускников вальдорфской школы. Они в корне отличаются от остальных. Этих ребят школа научила творчески мыслить, работать руками, музыке, уверенности в себе, знать, что есть альтернатива, ощущать себя по-настоящему свободным, научила жить. Чему научила плохому? Столбик пуст. Чему не научила? Подсиживать других, лидерству, конкуренции.
 
 
 
 
Чем отличается вальдорфская школа от остальных, дети каких известных воронежских бизнесменов учатся в «Радуге», почему школьники при переходе в обычную школу испытывают стресс, читайте в нашем материале «В Воронеже появится школа со своей кузницей, мастерскими, двумя теннисными кортами и даже собакой». И смотрите фоторепортажи: «В Воронеже состоялась педагогическая конференция» и «Воронежская вальдорфская школа отпраздновала 21-летие». 
 
Юлия Репринцева
Фото автора