На прошлой неделе произошло несколько важных событий, связанных с развитием культуры Воронежской области. Проректор ВГУ Елена Ищенко официально возглавила вдовствующий с минувшего апреля областной Департамент культуры и архивного дела. Ректора ВГАИ Эдуард Бояков анонсировал свой доклад о перспективах совершенствования культурной среды региона. Свежий номер столичного журнала «Афиша» вышел с серией статей о Воронеже. По мнению московских журналистов, «культурную революцию» в Воронеже можно сравнить с нашумевшей пермской.
Появление в Воронеже Эдуарда Боякова в минувшем марте, когда губернатор Гордеев пригласил его в качестве главного консультанта по культурной политике, вызвало некоторый энтузиазм у местных кураторов и арт-менеджеров, которых очень упрощенно назовем прогрессивными, и страх у консерваторов – мол, Бояков «подельник Марата Гельмана» по пермскому проекту, сейчас погубит всю нашу духовность и традиции.
Консерваторы в лице публициста Святослава Иванова выступили публично во время третьего Платоновского фестиваля, некоторые спектакли которого оказались для воронежской публики слишком современными. «Нужно пресечь деятельность либералов от искусства Боякова и Бычкова, отобрать у Бычкова финансирование и отдать деньги профессору ВГАИ Галине Сысоевой на народный певческий центр», - в характерной для консерваторов директивной манере высказался Святослав Иванов, который сейчас, кстати, пытается выдвинуться кандидатом в мэры Воронежа. «Публицист просто плохо знает Галину Яковлевну, - смеялись знающие люди, - ей, конечно, надо выделить финансирование на певческий центр, но, если и когда он начнет работу, то Иванов тоже будет недоволен и найдет там профанацию и разрушение традиций».
Мифическое столкновение консерваторов и либералов, конечно, анекдот, если речь идет о вкусах и восприятии определенный жанров и направлений, но очень даже реальность, если говорить о принципах культурной политики и вопросах, если так можно выразиться, управления культурой.
Областной департамент культуры, насколько можно судить, до сих пор действовал в качестве головного предприятия всех учреждений культуры регионального подчинения. Доходило до того, что глава департамента Иван Образцов (оставивший его в конце марта) во время ремонта музея имени Крамского лично руководил выбором краски для стен и расположением светильников. Ручное управление для нашей страны дело обычное, но, как известно, обладает большим недостатком – пока нет распоряжения главного начальника, не делается вообще ничего. Известен случай, когда важные документы одного из музеев, переданные на экспертизу в департамент, пролежали там три месяца без движения, поскольку «сверху» распоряжения не было. Вот, спрашивается, что было бы с карьерой человека, который на три месяца задержал реализацию бизнес-проекта?
К сожалению, недостатки ручного управления свойственны не только деятельности департамента культуры, но и в целом прогрессивной культурной политике, справедливо связываемой с именем Алексея Гордеева. Многие замечательные изменения, произошедшие в последние годы, проводились в жизнь таким образом, что прилагательные «холопство» и «лизоблюдство» к нему вполне применимы.
Пример слоновьей грации при «окультуривании сверху»: Платоновский фестиваль искусств совпадает по срокам с фестивалем авторской песни «Рамонский родник». Да, Платоновский – на порядки более важное и содержательное событие, спасибо всем его создателям, начиная с губернатора и заканчивая волонтерами. Наверное, есть какие высшие соображения, чтоб назначить его именно на первую декаду июня (плюс-минус). Видимо, связанные с завершением концертного и театрального сезонов – именитых участников проще «поймать» и добиться их согласия именно на эти числа. Но вот так, занимаясь важным просветительским делом мимоходом растоптали живую инициативу – понятно, что количество гостей «Рамонского родника» резко уменьшилось, что признают и его организаторы. Создатель бардовского фестиваля Виктор Байрак храбрится, мол, «хорошо, что людей меньше – приехали только свои». Люди десять лет работали над созданием одной из точек притяжения, приобрели репутацию на уровне страны, а их задвинули в сторону ради «дела государственной важности».
К слову: у недавно сошедшего с дистанции «проходного» кандидата в мэры Воронежа представления о культурной политики областного центра были довольно понятые и, опять же, «прогрессивные». У нового губернаторского фаворита и выдвиженца «Единой России» на этих выборах Александра Гусева до нее вряд ли дойдут руки – слишком много ему нужно узнать, сделать и сказать за оставшиеся до голосования полтора месяца.
Так что если Воронеж нуждается в какой-либо «культурной революции», то она должна заключаться не в насаждении каких-либо жанров и форм, а в построении нормальных отношений между теми, кто художественную культуру создает, и теми, кто ее потребляет. В числе последних – и региональные власти. В публикациях упомянутой «Афиши» последовательно проводится мысль: в Перми «революция» началась сверху, по инициативе тогдашнего губернатора Олега Чиркунова, а в Воронеже – по инициативе местных деятелей искусства и независимых кураторов. Думаю, эту мысль следует понимать не как описание положение дел, а как пожелание на будущее. «Окультуривание сверху», возможно, сменится ответом на инициативы, исходящие от воронежских акторов культуры.
Многие из недавних событий дают поводы для сдержанного оптимизма. В частности, назначение главой Департамента культуры Елены Ищенко – выпускницы физфака ВГУ (очень прогрессивное место), защитившей докторскую по эпистемологии (сейчас неважно, что это такое), последние годы работавшей проректором того же ВГУ. По отзывам, имела отношение (благотворное) ко многим культурным событиям в стенах университета. Пока Елена Ищенко не слишком распространяется о своем виденье задачи департамента, на встрече с губернатором в связи с назначением она произнесла протокольные слова о том, что культура нужна и студентами, и селянам, нужно сотрудничать с творческими союзами и уделять внимание народному творчеству. В какие действия они выльются – увидим. Но ее бэкграунд позволяет надеяться, что под народным творчество она понимает не только реликтовые аграрные песни, но и то, что творит народ сегодня. Например, граффити.
Эдуард Бояков на днях пообещал, что его масштабный доклад о состоянии культуры в регионе и ее перспективах будет завершен к 16 сентября. Неизвестно, будет ли исследование опубликовано – все-таки заказчиком является губернатор Гордеев, ему и решать. Насколько можно судить, столичному продюсеру, а теперь и ректору Воронежской академии искусств многое у нас не нравится. «Этого просто не может быть!» - часто произносит он, глядя на издания местных творческих союзов и интерьеры местных театров. Но, опять же, хочется надеяться, что до петровского бритья бород все-таки не дойдет. Бояков постоянно подчеркивает, что Академии ему «достаточно», но его влияние на местную культурную политику трудно переоценить – эксперта сопоставимого уровня у нас до сих пор не было.
Вероятно, многие воронежские культурные инициативы покажутся ему дикими, отсталыми и не заслуживающими внимания. Да, здешние представления о современном искусстве даже у его ценителей отстают примерно на полвека, о современном театре и современном балете здесь узнали буквально вчера (благодаря Платоновскому фестивалю и «Театральному синдрому» фонда Михаила Прохорова). Но знания и умения можно приобрести. Главное – понятные отношения и мотивации.
ТЕКСТ: Леонид Диденко
ФОТО: Татьяна Батехина