Александр Гусев
Выход основателя мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадия Чернушкина из предвыборной гонки за пост мэра Воронежа для многих экспертов не стал какой-то шоковой неожиданностью. Но большинство горожан были в явном недоумении. Как же так? То областная элита поддерживала кандидата, то вдруг меньше чем за два месяца до выборов делает ставку на Александра Гусева. Что произошло, с чего бы такой кульбит с переворотом?
Видимо, ключ к отгадке – известная фраза о том, что короля делает свита. Поначалу рейтинг самого «короля», то есть и.о. главы города Геннадия Чернушкина, был довольно высок. Но благодаря его весьма одиозному окружению, набранному не по профессиональным качествам, а по принципу дружбы и личной преданности, уже к концу июня серьезно вырос и антирейтинг. А это уже могло негативно сказаться на результатах выборов. И даже не это самое страшное, а то, что могло быть, если бы кандидат, несмотря ни на что, всё же стал мэром. Воронеж уже имеет печальный опыт, когда глава администрации подбирал кадры исходя из родственных связей, дружбы пополам с советами гадалки. Эти четыре года – с 2004 по 2008 – оказались самыми весёлыми в постсоветской истории города.
Правда, это был смех сквозь слёзы:
- Борис Михайлович, почему не убирается снег на улице?
- Весна придет – сам растает.
При такой городской команде «управленцев» взаимодействие между городом и областью превратилось бы очень быстро в очередную войну. А этого допустить никак нельзя. Видимо, Геннадий Чернушкин и сам это в глубине души понимал. Неслучайно отказываясь от участия в выборах, он заявил:
- Количество и напряженность задач сегодня таковы, что требуется понимание с полуслова между городом и областью. Тратить время на адаптацию некогда. Есть много людей с бОльшим опытом государственного управления, чем у меня.
Что же оставалось в условиях цейтнота? Выбирать кандидатов из числа тех, кто пользуется наибольшим авторитетом у политического истеблишмента и в деловых кругах? Которые успели зарекомендовать себя в работе, и действительно понимают с полуслова и губернатора, и депутатов облдумы? Так, судя по всему, и возникла кандидатура вице-губернатора Александра Гусева, которого выдвинул ряд общественных движений. А что он нем, собственно, известно?
Человек это немногословный, непубличный, спокойный. Зато именно он вытягивал за счет своих организаторских и деловых качеств почти все самые критические ситуации, которые происходили в области за последние несколько лет. Это и ликвидация последствий лесных пожаров 2010 года, и вывод из кризиса водоканала (как ни крути, а подача воды по графику осталась в прошлом), и подготовка празднования 425-летия города, разматыванию «коррупционного клубка», и изменение структуры городской администрации. В результате стало возможным очистить её от наиболее одиозных коррупционеров, а также снизить количество чиновников и подразделений.
Александра Гусева баловнем судьбы назвать никак нельзя. До того, как его пригласили в правительство области, он прошел трудовой путь от мастера участка на «Воронежсинтезкаучуке» до руководства этим предприятием. Защитил кандидатскую диссертацию, причем её подлинность и научная ценность ни у кого сомнений не вызывают. Когда Гусев был директором завода, его стиль руководства весьма напоминал так называемых «красных директоров» (безотносительно идеологии), сумевших спасти от разорения в середине 90-х воронежские предприятия ВПК.
Как бы кто ни относился к изменению предвыборных раскладов в связи со вступлением в игру такого «тяжеловеса», бесспорно одно: возникновение новой интриги, наверняка, подстегнет интерес к выборам градоначальника. А чем больше на них придет избирателей – тем легитимнее будет новый мэр, кто бы ни занял этот высокий пост.
Автор материала: Виктор Соболев