Руководитель государственной жилищной инспекции Воронежской области Дмитрий Соломаха ответил на вопросы горожан в рамках прямого эфира.
Если сравнивать количество обращений в департамент Госжилинспекции за прошлый год и за текущий, то можно сделать вывод, что проблем стало меньше: если по итогам 2022 года было зарегистрировано около 33 тысяч обращений, то за последние 9 месяцев набралось порядка 20 тысяч.
Традиционно самыми волнующими темами для горожан остаются содержание многоквартирных домов, текущий ремонт, а также перерасчет платы за коммунальные услуги. Значительно сократилось количество обращений, связанных с протоколами общих собраний жильцов. Вероятно, это произошло, потому что протоколы приобрели публичность: все они теперь размещаются в открытом доступе.
– Контрольно-надзорные мероприятия могут быть проведены не по каждому обращению. Сам механизм проведения проверки предусматривает идентификацию гражданина. Заявление проходит проверку, если личность гражданина, оставившего это заявление, установлена. Дальше, учитывая запрет на проведение внеплановых проверок, у нас есть условие, которое нужно соблюсти, чтобы прокуратура провела проверку, – угроза жизни и здоровью граждан.
Бывали случаи, когда жалобы поступали от целого коллектива. И если такую жалобу направить через ГИС ЖКХ, где каждый заявитель проходит идентификацию через госуслуги автоматически, то дом с большой вероятностью будет проверен. И, естественно, будут предприняты меры.
– Большинство поступающих вопросов нужно прежде всего адресовать управляющим компаниям. Потому что собственники, приняв решение о выборе той или иной УК, передают ей право управления своим имуществом. Соответственно, спрос теперь должен быть именно с нее. Госжилинспекция – это только контрольно-надзорный орган, который проверяет уже по заявлениям граждан деятельность управляющих компаний и выполнение установленных законом норм в отношении многоквартирных домов. Поэтому прежде всего нужно обратиться с жалобой в свою управляющую компанию, а потом уже при отсутствии реакции нужно обратиться в ГЖИ.
Если дело касается аварий в многоквартирных домах, то сроки рассмотрения и устранения таких ситуаций в России строго регламентированы в зависимости от ситуации. Однако ни один случай не предполагает более 8 дней на разрешение. Кроме того, в том случае, если услуга не предоставляется больше этих 8 дней, то собственникам жилья обязаны сделать как минимум перерасчет платежа и, естественно, устранить проблему.
Один из жителей города задал вопрос по поводу того, как Госжилинспекция проверяет подлинность протоколов собраний собственников жилья. Как объяснил Дмитрий Соломаха, ГЖИ не имеет полномочий проверять подлинность протоколов. И чтобы сами жители были в курсе происходящего, все поступившие протоколы о проведенных (или не проведенных) собраниях жильцов очень скоро появляются в открытом доступе, в том числе во всех социальных сетях ГЖИ.
– Граждане, которые видят, что кто-то таким образом «покушается на их имущество», вправе прийти в инспекцию и написать заявление о том, что они не участвовали в общем собрании жильцов. Если такое заявление пишет председатель собрания, то этот протокол сразу признается недействительным. Если заявление пишут другие жители дома, то их голоса вычитаются из общего кворума, который есть в протоколе. После этого все эти документы передаются в правоохранительные органы, так как только они вправе проводить проверку подлинности протоколов, – объяснил Дмитрий Соломаха.
Кстати, недавно в Госдуме были на рассмотрении изменения в жилищный кодекс, где говорилось о том, чтобы Госжилинспеции разрешили самостоятельно проводить проверки. Изменения приняли, так что работа, скорее всего, пойдет быстрее.
– По законодательству до 40 дней можно проводить проверку протоколов. Естественно, если в первые дни поступает хотя бы одно заявление от жильца, который не участвовал в общем собрании жильцов, то мы стараемся держать максимальный срок, а если, например, в течение первых 10 дней никто из собственников не отреагировал на опубликованный протокол, то, наверно, протокол настоящий и там все правильно. Поэтому я настоятельно рекомендую всем следить за обновлениями на официальном сайте Госжилинспекции и в наших социальных сетях. Это актуально не только для перехода дома от одной управляющей компании к другой, но и для повышения тарифов ЖКХ, использования общедомового имущества, земельных участков, размещения на них каких-то объектов и многих других вопросов.
Одна из жительниц Воронежа задала вопрос о замене дверей в подъезд в одном из домов на улице Ломоносова. Дело в том, что дом, в котором она живет, старый, двери такие же и без домофонов. Естественно, вход в подъезды этого дома беспрепятственный. Жильцы написали заявление в свою управляющую компанию с просьбой заменить двери, на что получили отказ. Женщину интересовало, насколько этот отказ обоснован.
– В обязанность УК входит содержание тех дверей в подъезд, которые есть. А все конструктивные изменения должны осуществляться собственниками по решению общего собрания жильцов. То есть если жители на общедомовом собрании решат заменить двери, они могут организовать целевой сбор и установить любые двери, которые они сочтут необходимыми. Собственники могут принять решение, например, установить домофон и самостоятельно привлечь для этого какую-то организацию, либо дать такое поручение управляющей компании, а также согласовать с собственниками жилья стоимость работ.
То есть в управляющих компаниях, грубо говоря, нет денег, чтобы исполнять желания жильцов. Но у них есть прямая обязанность обслуживать то, что есть в доме, следить за сохранностью имущества.
Если же во всем подъезде по какой-то причине вылетели окна, то управляющая компания обязана восстановить их в рамках текущего ремонта жилья. Также собственники квартир могут собраться на общедомовом собрании, принять решение и заменить эти окна на какие-то другие, собрав для этого средства. Также средства на замену окон могут быть собраны вскладчину – деньги жильцов и деньги управляющей компании. Но восстановить те окна, которые уже есть, то есть привести их в рабочее состояние – это обязанность управляющей компании.
А чтобы люди не испытывали трудности с посещением каждого общедомового собрания, Дмитрий Соломаха порекомендовал жителям, к примеру, каждого подъезда выбрать по одному человеку, который будет представлять интересы всех жильцов, потому что зачастую всех собрать для голосования невозможно. Также он советует формировать совет дома, куда будут включены представители каждого подъезда. В некоторых домах такое уже есть, ГЖИ даже проводит обучающие семинары для них по разным темам. Практика показывает, что этот институт в Воронеже развит достаточно хорошо.
Читайте также: