Начался восемнадцатый месяц русской специальной военной операции на Украине. Сегодня отмечается День Крещения Руси, который ещё раз напоминает нам, что Киев — это русский город, к нынешнему прозападному либерал-нацистскому украинскому режиму не имеющий никакого отношения. Как и Крым, где в Херсонесе святой равноапостольный князь Владимир принимал крещение. Иллюстрируют всё это гонения на православие, которые организовали украинские власти и их западные хозяева.
Новая волна атак
Под бодрые заголовки в западной прессе позавчера ВСУ начали очередной штурм российских позиций. В бой брошены резервы из 10 армейского корпуса. Особенно интенсивные бои идут в районе Работино, где украинские формирования пошли в масштабную атаку с использованием большого количества западной и советской бронетехники. Зацепиться за окраины села им не удалось, пришлось отойти с большими потерями. Кроме того, на линии Каменская – Васильевка ВСУ в который по счёту уже раз заняли Пятихатку, находившуюся в серой зоне. В этом селе нет ни одного целого дома, что делает заходящие туда войска хорошей целью для артиллерии. Замысел руководства ВСУ не изменился — пробиться дальше к Жеребянкам. Как и по линии Орехов – Работино, успехов неприятель в этом районе добиться не может, помимо сугубо локальных. Зато потери ВФУ здесь продолжают увеличиваться.
Хуже для нас развивается ситуация на Южно-Донецком направлении, в районе Времевского выступа. Здесь врагу удалось занять север Старомайорского, юг остаётся под контролем наших войск. В случае оставления этого села под угрозой оказывается Урожайное. Заметим, что с начала контрнаступления именно в районе Времевского выступа враг имел наибольшие тактические успехи — ему удалось захватить несколько сёл. Однако о каком-то стратегически важном продвижении говорить не приходится, за взятыми укрепрайонами появляются новые линии обороны. И о каких-то бросках на Волноваху или к Азовскому морю врагу можно размышлять только в далёких мечтах.
Тяжёлая ситуация складывается и на южном фланге Артёмовского направления. Враг наступает на Клещеевку, Андреевку и Курдюмовку в надежде прежде всего на локальные успехи и пиар-сопровождение. ВСУ удалось занять холмы близ Клещеевки, а также большую часть лесополосы на западе села, что значительно осложнило его оборону. Андреевка в серой зоне, за окраины Курдюмовки врагу зацепиться не удаётся. В этом квадрате идут ожесточённые бои, неприятель постоянно подтягивает резервы из Часова Яра и Славянска. Наша армия ведёт героическую оборону — чтобы не допустить выхода неприятеля к следующей линии обороны Опытное – Водяное с целью создания угрозы Бахмуту и Соледару. Несмотря на тяжёлую обстановку, линию фронта здесь в основном удаётся удерживать.
Наиболее благоприятно для нас развивается ситуация на линии Сватово –Кременная и на Северском направлении поблизости. Недавно, вернувшись с линии фронта оттуда, автор колонки в одном из своих материалов отмечал, что этот участок сейчас наиболее перспективен для наступления. И оно действительно началось — и в районе Серебрянского лесничества на кременско-северском направлении, и по линии Сватово – Купянск. Последнее развивается весьма успешно, российским войскам удалось прорвать линию обороны врага в районе Карамзиновки и продвинуться на несколько километров вглубь и примерно на 12 километров по фронту. Что позволило создать плацдарм на правом берегу реки Жеребец. Теперь наши войска стремятся этот плацдарм расширить с целью дальнейшей атаки на позиции врага по реке Оскол и выхода к Купянску. Пока успехи ВС РФ здесь носят тоже скорее локальный характер и, возможно, имеют целью отвлекающие маневры, с тем чтобы набить кулаки и создать почву для дальнейших наступлений. Врагу для укрепления обороны приходится оттягивать на сватовско-купянское направление значительные силы.
В целом надо отметить, что враг стремится во что бы то ни стало добиться хоть каких-то сиюминутных успехов. Для того чтобы показать западным хозяевам и обывателям какой-то результат. Ведь западные компании потеряли значительную часть своей репутации, когда весь мир наблюдал, как красиво горит их бронетехника. Пока, кроме сугубо локальных приобретений, похвастаться им нечем. Ближайший месяц, пожалуй, позволит сделать более серьёзные выводы о результатах «контрнаступа».
Сделка, которой не должно было быть
Лучшая новость июля — это выход России из «зерновой сделки» и то, что за этим последовало. Автор этой колонки был против этого договора с первых дней его заключения и, разумеется, очень рад, что Москва решила из него выйти. Для чего заключалась эта сделка, людям, рассуждающим на основе необходимости победы в вооружённом конфликте, понять невозможно. А вот логика того, что год назад российская власть действовала в интересах определённых бизнес-кругов, да и вообще была настроена как можно быстрее закончить конфликт мирными переговорами, заключение соглашения вполне может объяснить. Что во многом стоило нам харьковско-херсонской катастрофы. Ну а теперь Кремль признал, что «партнёры» в очередной раз его обманули, как это было уже в Минске, Стамбуле и так далее. Зачем Москва позволяет себя раз за разом так обманывать — вопрос риторический.
Но лучше поздно, чем никогда. Российские вооружённые силы девять дней подряд наносили удары по инфраструктуре украинских черноморских портов. А также по многочисленным военным целям и объектам, использовавшимся в военных целях на черноморском побережье Украины. Военные словно обрадовались, что спустя год после заключения вредоносной сделки им развязали руки. Фактически введена блокада украинских черноморских портов, теперь любые корабли, идущие в них или выходящие оттуда, будут досматриваться на предмет двойного использования. На двух турецких судах уже были обнаружены следы взрывчатки, что только подчёркивает: зерновая сделка использовалась врагом для трафика оружия. А черноморские порты фактически были превращены в военные объекты для подготовки ударов по Крыму. Горящие склады с боеприпасами врага в этом регионе очень хорошо это иллюстрируют.
Кроме того, были атакованы порты Измаил и Ренни на Дунае — в перспективе чтобы не допустить вывоза зерна и провоза оружия речным путём. В ещё более далёкой перспективе эти порты должны иметь для нас особую важность, поскольку могут обеспечить речное судоходное сообщение с Европой. На это, в частности, указывали мне сербские журналисты во время одной их моих недавних поездок в Белград. Что сообщение по Дунаю — это важный вариант водной коммуникации между Россией и Сербией. Дело за малым — освободить Одессу и Одесскую область. Ну а пока удары по черноморской портовой и военной инфраструктуре должны продолжаться и интенсифицироваться.
Арест Стрелкова — крайне тревожный сигнал
Очень неприятное событие произошло 21 июля. В Москве был арестован герой Русской весны Игорь Стрелков. 18 июля против него было возбуждено уголовное дело по статье 280, ч. 2 УК РФ «Публичные призывы к экстремизму с использованием Интернета». Это сразу вызвало небывалый подъём духа у «охраноты», которая больше всяких врагов на Украине ненавидит ярких личностей, так или иначе бросающих вызов системе или элитам. Договорились уже до того, что надо запретить общественные гуманитарные сборы для нужд СВО.
Разумеется, некоторые высказывания Игоря Всеволодовича за последние полтора года вызывали недоумения из-за излишней жёсткости и гиперболизации. Вероятно, последней каплей стали оскорбления президента в постах в «Телеграме» во вторник. Тем не менее очень вероятно, что состава инкриминируемого преступления в таких высказываниях нет. Теперь остаётся надеяться, что обвиняемому удастся как-то сгладить углы в отношениях с властью и не довести дело до реального срока. В конце концов, никаких экстремистских действий Стрелков не совершал, никакой реальной опасности для Кремля не представлял, во время недавнего мятежа Пригожина призывал сплотиться вокруг Верховного главнокомандующего. А находится сейчас в Лефортово исключительно за слова. Трагедия в том, что боевой офицер оказался не востребован системой, которая не придумала ничего лучше, чем в конечном итоге отправить его в тюрьму. Повторяю, сейчас лучшим вариантом было бы освобождение Стрелкова.
Вопрос в том, для чего было возбуждено уголовное дело, а его фигурант арестован. Власть хочет свести счёты с конкретным человеком или желает, чтобы был «его пример — другим наука»? Важно, что Стрелков занимал по отношению к Украине бескомпромиссную позицию и требовал бороться до победного конца. Что, разумеется, не нравится определённой части элит, лелеющих идею «слива» и «договорняка» с Западом. Может, определённые круги во власти надеются начать зачистку условно несистемных патриотов. Это стало бы грубейшей ошибкой, поскольку именно патриоты являются настоящей базой поддержки президента и искренне желают, чтобы СВО завершилась успехом. Если же власти хотят выстроить базу поддержки на лизоблюдах и карьеристах — это ненадёжно, что доказало множество исторических событий — и, в частности, процесс развала СССР. Потому что такие предадут при первой возможности. Формула «любишь власть — значит патриот» провальна имманентно и может привести исключительно к деструктивным последствиям.
Поддерживать Верховного главнокомандующего и армию — это не значит слепо соглашаться с любыми решениями. Это означает и добросовестную и конструктивную критику на пользу дела. Нет сомнений, что президент в помине не боится никакой критики. А стремится получить как можно больше объективной информации, что доказывают его встречи с военкорами. Однако нет сомнений, что в элитах всегда есть те, кто готов сломать хребет любому, кто осмеливается их критиковать. Нет для лизоблюда и приспособленца во власти врага более лютого, чем яркие личности. И это касается не только вопросов проведения СВО. И в любой сфере нашей жизни негативная селекция целям и задачам спецоперации не поможет никак. И если начнутся притеснения тех, кто адекватно критикует СВО с патриотических позиций, это будет крайне тревожным сигналом. Опасности того, что вооружённый конфликт может закончиться новым Минском или Хасавьюртом (или Стамбулом) никто не отменял.
Пока напряжённо-стабильная ситуация на фронте, успешное отражение наступления врага, массированные удары по его портовой инфраструктуре, аэродромам и другим военным объектам позволяют не верить в худшие сценарии «договорняков». И надеяться на решительную и убедительную победу.
Автор: Владимир Сапунов