В Великую пятницу, когда весь православный мир скорбит о распятом на кресте Боге, хочется поговорить о судьбе Украинской православной церкви. А точнее — судьбе православия в Малороссии. Притеснения и аресты священников, захваты храмов, запреты УПЦ на западе Украины, бесноватые укронацисты и обычные «двестигривенщики», злобно и агрессивно травящие батюшек и паству — всё это печальные реалии современной Южной Руси.
Киево-Печорская Лавра, Колокольня Дальних Пещер
Религиозные войны – древний и хорошо изученный феномен. Они всегда отличались жестокостью и бескомпромиссностью. В ночь на 24 августа 1572 года (Варфоломеевская ночь) цивилизованные европейцы – католики и протестанты – вырезали друг друга в количестве, превысившем число жертв всех лет правления Ивана Грозного. Навоевавшись за века друг с другом на религиозной почве, немцы, англичане и французы, посчитали, что им этого довольно — и в конце XX — начале XXI решили, что гораздо выгоднее стравливать по этим лекалам славян.
В конце 1980-х — начале 90-х глобальные либеральные кукловоды решили, что им выгодно возвращение народов социалистических стран Восточной Европы к религии. Это, с одной стороны, давало возможность отвлечь людей от коммунистических идей (наиболее рельефно это проявлялось в деятельности Ватикана в Польше), с другой — открыло дорогу к сталкиванию славянских народов (что произошло в Югославии, где гражданская война в Боснии между сербами, хорватами и бошняками была развязана именно на религиозной почве).
Хотя для СССР в то время был актуален, скорее, первый аспект, религиозный фактор в противостояниях на постсоветском пространстве тоже никто не отменял — как, скажем, было в Нагорном Карабахе или во время Чеченских войн. Но и в конфликтах на Украине религия играла свою роль, просто до поры до времени этого старались не замечать. А ведь захваты православных храмов на Западной Украине начались не вчера, а сразу после развала Советского Союза. Тогда это делали греко-католики (проводят службы по православным обрядам, но признают главой церкви Папу Римского). Что создало почву для справедливых обвинений Римскому престолу со стороны Русской Православной церкви в прозелитизме – на её канонической территории. И стало одной из причин для недопущения Московским Патриархатом визита Папы Римского в Россию в 90-е, когда для этого были наиблагоприятные политические условия.
Позже, после смерти папы Иоанна Павла II, этнического поляка и русофоба Карла Войтылы, Ватикан стал уделять раскольнической деятельности на Украине и Белоруссии гораздо меньше внимания. А со стороны следующего папы Бенедикта XVI даже прозвучали извинения. Тогда за дело взялся уже «вашингтонский обком» и раскол стал педалироваться политическими способами — с давлением на церковные структуры. Апофеозом чего стал томос, выданный Фанаром «Украинской автокефальной церкви» в январе 2019 года. На что по канонам православия Константинопольский патриарх не имел никакого права без согласия Московского Патриархата. Фанар, попавший под влияние Вашингтона, спровоцировал сильнейший раскол в Православии, сопоставимый с Никоновскими реформами и созданием Русской Православной Церкви за рубежом. И дал дополнительные козыри в руки тем, кто считал правомерным отторжение храмов на Украине от УПЦ Московского Патриархата. Что после раскола 1995 года осуществляли уже не греко-католики, а последователи «УПЦ» Филарета Денисенко. Которая в свою очередь и парадоксальным образом была отодвинута в безвестность после получения томоса от Фанара ПЦУ Епифания, для которой материнской церковью был объявлен Константинопольский Патриархат.
Киево-Печорская Лавра
Страшнее, чем коммунизм
Русская Православная Церковь считается коллективным Западом куда более страшным врагом, чем коммунизм. Поэтому, когда процесс распада Советского Союза был в целом консолидирован, мировой либерализм повёл жестокую войну против православия в России, справедливо считая его главным препятствием для установления в нашей стране прозападного режима.
Раньше на нашу веру нападали магистры и короли с топорами, мечами, копьями и стрелами; нашу страну, словно колорадским жуком, усеивали всевозможными сектами. Большевики-богоборцы жестоко убивали православных священников. В 2012 году на православную церковь обрушилась глобальная пропагандистская медиамашина. То, насколько унифицировано и однородно действовали западные масс-медиа в проведении пропагандистской кампании против православия, говорит о чрезвычайной её важности для заказчиков.
Нападения на православие не случайно интенсифицировались и приобрели характер глобальной информационной войны именно с интронизацией Патриарха Кирилла. При нём Русская Церковь заняла активную общественную позицию (церковь отделена от государства, но не от общества), все чаще указывая на общественные пороки, например, обогащение одних за счёт несчастий других или пропаганду гомосексуализма.
Или возьмём пасторский визит Патриарха на Украину в июле 2010 года, ставивший целью показать, что православие – объединяющая сила двух братских народов. Разве могло это оставить в покое мировую и российскую «либеральную общественность»? Поэтому и визит тот сопровождался серией серьёзных провокаций. А стержнем пропагандистской кампании против Московского Патриархата тогда стало «дело Пусси Райот», в совокупности с дискредитацией главы РПЦ и высших ей санов. И церковь, и народ, и государство тогда с честью ту кампанию выдержали.
В Черногории не получилось
Сценарий, схожий с украинским, Запад пытается разыграть и в Черногории — отделить так называемую «Черногоскую православную церковь» от канонической Сербской Православной Церкви. Но пока не получается — благодаря стойкости сербских верующих и внутренних противоречий в Константинопольском Патриархате.
Сербская Православная Церковь, прежде всего её Черногорско-Приморская митрополия, и в первую очередь покойный ныне митрополит черногорско-приморский Амфилохий, организовала «литии», уличные церковные шествия, превращавшиеся в политические протесты. Массовое недовольство вызвало принятие в Черногории в конце декабря 2019 года Закона о вероисповедании, по которому святыни Сербской Православной Церкви (более 650, включая важнейшие общехристианские: руку Иоанна Крестителя, частицу Честного Креста, на котором был распят Иисус Христос — в Цетиньском монастыре — и монастырь Острог) могли перейти в собственность государства — а затем в руки раскольнической «Черногорской православной церкви»). Именно это решение стало решающим фактором неудачи ДПС Мило Джукановича на августовских парламентских выборах 2020 года. Поправки в Закон о вероисповедании в декабре 2020 года всё же были приняты, что обезопасило имущество и святыни СПЦ в Черногории. Теперь уже бывший президент Джуканович, потерявший свой пост после недавних выборов 2 апреля, подписал эти изменения со второго раза, в январе 2021 года.
Сербская Православная Церковь по-прежнему – самая влиятельная и могущественная сила в Черногории, поэтому она и является объектом постоянных интриг политиков. Так называемая «Черногорская православная церковь», основанная в 1993 году, и с 2000 года имеющая статус религиозной НПО, не пользуется сколь-нибудь значимым влиянием у верующих, а Константинополь не собирается давать Цетиню автокефалию и по субъективным причинам — её глава Мираш Дедеич имеет с Фанаром плохие отношения ещё со времен служения в Австрийской и Итальянских епархиях Вселенского Патриархата.
Кафедральная церковь Воскресения Христова в Подгорице
Воспользовались моментом
Разумеется, начало СВО стало поводов, который использовали раскольники на Украине и их западные хозяева для начала решающего крестового похода против православия на Украине. Захват канонических православных храмов стал повседневным делом, деятельность УПЦ уже запрещена в ряде областей Западной Украины, регулярно возбуждаются уголовные дела против духовенства УПЦ. Ну а краеугольным камнем стала попытка захвата одной из главных русских святынь — Киево-Печорской Лавры, сопровождавшаяся заключением под домашний арест её настоятеля, митрополита Вышгородского и Чернобыльского, Павла. Уже приезжала комиссия для описи имущества, монахи пока отказываются покидать Лавру, но силы явно неравны.
Разумеется, всё это сопровождается противоречивой деятельностью самой УПЦ. Прежде всего, её решением в мае прошлого года объявить о независимости от Московского Патриархата и самостоятельности. А на днях УПЦ постановила самостоятельно освящать миро — без участия РПЦ. Понятно, что это делается под беспрецедентным давлением киевского режима, но ведь это лишает УПЦ основ канонического статуса и ставит недалеко от раскольников Филарета и Епифания. С другой стороны, Московский Патриархат и Русскую Православную Церковь за рубежом почти 90 лет воспринимал как схизму — вплоть до подписания Акта о каноническом общении в 2007 году — важнейшего в истории русского православия объединения. Статус Православной Церкви в Америке, получившей от МП томос в 1970 году, до сих пор остаётся неопределённой. Сейчас Русская Православная церковь, понимая сложность положения своих братьев на Украине, не делает никаких резких шагов, молясь об объединении братских церквей и народов.
Вопрос, конечно, сложнейший и экзистенциальный. Очевидно, что впадать в осуждение руководства УПЦ сейчас не стоит. Важно не забывать при всём этом, что главная задача церкви — это спасение души. Такой возможности лишаются сейчас десятки тысяч прихожан, отказывающихся ходить на службы в храмы, оскверняемые раскольниками. Нынешние раскольники на Украине — это не старообрядцы и не верующие РПЦЗ, а самые настоящие безбожники, творящие беспредел по политическим и идеологическим причинам. Уже звучат призывы читать Символ Веры по католическому образцу, да и вообще перейти в подчинение Ватикану. Если монахов силой выведут из Киево-Печорской Лавры, на их место прийти будет просто некому.
Тем, кто хоть раз был в Киево-Печорской Лавре, известно, какой там стоит дух благодати и смирения, созданный столетиями правоверной молитвы и службы Господу. И, разумеется, всем православным верующим воспринимать сегодняшние события очень тяжело. Остаётся только уповать на то, что были в истории Православия и более тяжёлые времена нашествия бесовщины и притеснений, которые наша вера и её служители выдержали со стойкостью и верой.
И, разумеется, надеяться на победу русского оружия на Украине. Только военная победа даст возможность обуздать либерально-нацистское мракобесие на исконных русских землях. И сохранить на них русскую веру.
Киево-Печорская Лавра, Собор Успения Пресвятой Богородицы
Текст: Владимир Сапунов, фото автора.