Уход зрителей из кинотеатров, отмена Платоновфеста, а еще выселение Никитинского и вопреки всему прогремевший «Чернозем». Уходящий 2022 год для воронежской культуры едва ли можно назвать успешным. Вспоминаем о самых важных событиях последних месяцев.
В начале года индустрия еще не до конца оправилась от истории с пандемией. Так что говорить о каком-то запасе прочности и подушке безопасности не приходится. Непросто было всем: и театрам, и кинотеатрам, и концертной/развлекательной индустрии во всем ее многообразии.
Выселение Никитинского театра
Одним из самых заметных и безусловно печальных для воронежской культуры событий стало выселение Никитинского театра из помещения в ДК Железнодорожников, в котором артисты работали с самого основания центра. В марте стало известно, что ОАО «РЖД» разрывает договор аренды. Никитинскому даже не дали доиграть сезон. Причины для разрыва указывали довольно странные. Якобы у собственника появились планы на занимаемую независимым театром локацию. В ДК планировали популяризировать «массовое народное творчество и самодеятельность».
На то, чтобы найти новое помещение, у Бориса Алексеева, возглавляющего один из самых популярных в стране частных театров, и его команды ушли месяцы. Осенью стало известно, что Никитинский вскоре переедет в здание на Бакунина, 2а. Однако там до сих пор идет ремонт. На обустройство нужны немалые деньги. В последние месяцы, вернее, с момента выселения артистов из ДК Железнодорожников, постановки Никитинского можно было увидеть на разных площадках города, в том числе на сценах Камерного и Нового театров.
Уход зрителей из кинотеатров, закрытие «Пролетки» и продажа помещений в «Юности»
Политические события, которые потрясли мир в конце февраля, отразились и на сфере культуры. В первую очередь пострадали кинотеатры и концертная индустрия. Промоутеры лишились контрактов с зарубежными артистами, которых российская публика ждала еще с доковидных времен, а кинотеатры – зрителей, которые и так не спешили возвращаться в кинозалы после локдаунов.
В марте-апреле из страны ушли крупные зарубежные студии, были отменены громкие премьеры. У тех кинотеатров, которые не рискнули крутить пиратские копии (а такие были и есть), репертуар изрядно обеднел. В стране на сегодняшний день закрылась минимум треть кинотеатров, а оставшиеся стремительно теряют прибыль. По словам директора воронежского кинотеатра «Спартак» Михаила Носырева, посещаемость кинотеатров в Воронеже снизилась на 80%.
Выкручиваются кто как может. Тот же «Спартак» сократил время работы, сделал ставку на свой проект «Театр в кино», добавил в афишу хиты прошлых лет и фестивальные работы. Кинотеатр «Юность» начал распродавать площади. Сначала речь шла только о холле и баре, а затем и об одном из залов. В большом по-прежнему крутят фильмы. «Пролетарий» дважды за этот год уходил на каникулы. С летних он так и не вышел. Большинство сотрудников были уволены. Дальнейшая судьба «Пролетки» неизвестна.
Перенос Платоновского фестиваля на будущий год
Платоновский фестиваль искусств, который вопреки всему не отменяли даже в в ковидные годы, весной 2022-го оказался под угрозой из-за всем известных событий.
В марте стало известно об уходе Михаила Бычкова с должности худрука форума (вскоре после антивоенных высказываний). Однако режиссер заверил, что оставляет Платоновфест команде профессионалов, и что волноваться тут не о чем.
И наверняка, команда бы справилась. Однако все пошло не по плану. Понятно, что организовать приезд зарубежных гостей в такой напряженной ситуации и при условии заметно сократившегося количества зарубежных рейсов оказалось задачей практически недостижимой. В итоге дирекция программу несколько раз перерабатывала. В конце весны заговорили о переносе фестиваля на сентябрь. Надежда, что форум, как и всегда, обязательно состоится, не угасала. Логистических сложностей добавил нефункционирующий аэропорт – небо над регионом для гражданской авиации закрыто с 24 февраля. Организовать гастроли даже крупных российских театров оказалось весьма непросто.
22 июня во время пресс-конференции, посвященной итогам сезона в Камерном театре, Михаил Бычков, отвечая на один из вопросов, еще раз подчеркнул, что программа фестиваля готова, и что теперь дело за властями, которым следует поторопиться с решением вопроса о проведении либо отмене Платоновского фестиваля. Спустя неделю в дирекции сообщили, что «по независящим от организаторов причинам» форум все-таки перенесли на 2023 год.
В кулуарах Платоновский фестиваль чуть ли не хоронили. Привезти иностранных гостей теперь будет куда сложнее, чем раньше, да и российские именитые режиссеры и многие артисты покинули страну. Однако команда фестиваля смотрит в будущее с оптимизмом, обещая не опускать планку. Каким станет Платоновфест – надеемся увидеть уже летом 2023 года.
Отгремевший «Чернозем»
Рок-фестиваль «Чернозем» переносили дважды. Сначала из-за пандемии грандиозный опен-эйр не смогли провести на его родине – в Тамбове (это был 2020 год), а затем, по тем же причинам, уже в Воронеже, куда он переехал в 2021 году. Причем воронежский фестиваль отменили буквально за сутки до старта, чем вызвали гнев зрителей, многие из которых уже выехали из других городов.
В 2022 году тоже все было не так гладко, как хотелось бы. Лайн-ап менялся вплоть до последних дней подготовки к событию. Весной стало известно, что не приедут сразу двое хедлайнеров форума – группы «Би-2» и «ДДТ», которые из-за своей позиции оказались в неофициальном списке запрещенных артистов.
В итоге на двух сценах фестиваля – главной и малОй – за три дня фестиваля выступили 32 исполнителя. В их числе – как воронежские команды, такие как «Обе-рек», «5 минут» и другие, так и настоящие гиганты рока, уже не первое десятилетие дающие концерты и выступающие на крупных фестивалях. В их числе – «Ундервуд», «Наив», «Ария», Вячеслав Бутусов. «Чернозем» посетило более 18 тысяч человек. А еще, на фестивальном поле установили ту самую Аленку.
Организован фестиваль был на довольно высоком уровне, хотя, разумеется, не без косяков. Например, многим зрителям не понравилась слишком высокая – под 4 метра в высоту – большая сцена. Из-за внушительных габаритов некоторые музыканты на ней просто терялись.
Увы, многим фестиваль запомнился инцидентом, связанным с солистом группы «Сплин» Александром Васильевым, который перед треком «Выхода нет» высказал свою позицию касательно происходящих политических событий и поддержал артистов, покинувших страну. Из-за этих слов разгорелся скандал, а затем концерты «Сплина» по всей стране стали отменять.
Переезд «Нового театра»
Артисты воронежского «Нового театра» этот сезон начали на новой сцене. В здание на Фридриха Энгельса труппа переехала из Дома актера, где ютилась последние годы.
Ремонтом помещений занимались сами театралы, а помогали им зрители: кто-то шпаклевал стены, кто-то помогал финансово, кто-то – реквизитом.
Планы на новое помещение у молодых артистов грандиозные. Помимо спектаклей, намерены организовывать в пространстве тематические вечеринки, лекции, встречи и мастер-классы.
30 сентября «Новый театр» представил свою первую премьеру на новой сцене – документальный спектакль «Точка на карте», посвященный Воронежу. Артисты предложили зрителям посмотреть на город под другим углом. А уже 20 ноября в пространстве отыграли вторую премьеру – «Бог ездит на велосипеде».
Скандал с художником Яном Посадским
В октябре самый известный воронежский уличный художник Ян Посадский оказался в эпицентре скандала. Молодой человек позволил себе необдуманное высказывание в одной из социальных сетей о теракте на Крымском мосту. Молодой человек репостнул коллаж из одного из популярных пабликов об искусстве. Фотографию последствий разрушения сопровождала надпись о том, что случившееся является «самым сильным художественным высказыванием года». Как только стали известны подробности случившегося – что это был теракт, в котором к тому же пострадали люди – Ян сторис удалил. Однако кто-то из «поклонников» художника, видимо, его успел заскринить, потому что спустя несколько дней скрин начал всплывать в местных СМИ и Telegram-каналах.
Власти немедленно заявили о разрыве всяческих отношений с художником, а сам Ян признался, что столкнулся с травлей в социальных сетях. К счастью, до закрашивания работ артиста в городе дело не дошло.
Ян еще раз извинился в соцсетях за необдуманный поступок, заявив что терроризм и насилие в любом его проявлении никогда не поддерживал.
Кроме того художник заверил, что его новые работы по-прежнему в Воронеже будут появляться. Поскольку ни один проект никогда не финансировался властями.
Открытие современной модельной библиотеки им. Троепольского
Возможно, не самое громкое событие года, но весьма важное для города – открытие новой модельной библиотеки имени Троепольского на улице Плехановской.
Для многих горожан библиотеки – символ ушедшей эпохи, ассоциирующийся со старыми книжками и «списком литературы на лето», который выдают в школе. Однако современные библиотеки – это совсем про другое. Это про просторные и светлые залы со стеллажами новеньких книжек, ассортимент которых вполне может потягаться с книжным магазином. Только есть различие: в библиотеке книжку можно взять бесплатно, а в магазине придется выложить кругленькую сумму.
В библиотеке им. Троепольского, помимо прочего, проводят увлекательные мастер-классы, творческие встречи и вообще открыты ко всему новому.
Фестиваль «Маршак»
В этом году на сцены воронежских театров вернулся детский театральный фестиваль «Маршак», который в прошлые годы из-за пандемии проходил в усеченном формате. Онлайн-показы спектаклей себя, конечно, отлично зарекомендовали (ни один зал не вмещает того количества зрителей, которых удалось привлечь дистанционно), но ничто не сравнится с присутствием на постановке офлайн.
В общей сложности в событиях «Маршака», по оценкам организаторов, приняли участие более 12 тысяч зрителей. Незадолго до форума программа менялась. Однако в итоге за восемь дней на семи фестивальных площадках выступили театры из Москвы, Петербурга, Перми, Саратова, Севастополя, Воронежа и Тель-Авива. Воронежцам представили 20 спектаклей (42 показа).
Была организована и дополнительная программа. В числе 11 бесплатных событий – мастер-классы, читки современных пьес и встречи с именитыми театральными деятелями. Впервые в этом году состоялась книжная ярмарка, в которой приняли участие 17 независимых российских издательств, выпускающих литературу для детей и подростков.
Читайте также: