— Нынче такое время, когда можно найти средства и издаться хоть в 15, хоть в 20 лет каким-то небольшим тиражом. Я этого не делала осознанно: не считала, что у меня есть что-то «на книжку». И, конечно, теперь мне было страшно. Зачастую поэт публикуется в раннем возрасте, а потом просит «это всё» не читать.Сейчас, решившись на публикацию, я подумала, что мне стоило тогда выпустить сборничек, чтобы сегодня печатать только новые тексты. Может возникнуть ощущение, что «старые» рядом с сегодняшними негармонично смотрятся.В этом сборнике — мои стихи периода жизни во Владимире (их, конечно, меньше) и более поздние. Есть тексты 2001, 2003, 2007 годов. Конечно, откровенно слабые вещи я включать не стала, но что-то дорогое из того времени оставила.
— Я называю Воронеж городом литературной аномалии. Конечно, многие города литераторами богаты, но воронежский случай особенный. Какое множество поэтов и писателей здесь родилось, побывало, жило, находилось ли в ссылке! Троепольский написал здесь «Белого Бима». Это проза, но какая, сколько в ней поэзии! Поэзии природы, взаимоотношений двух существ.Сейчас я увлечена историей Владимира Нарбута, который во время Гражданской войны в 1918–19 годах издавал в Воронеже журнал «Сирена». Про этот проект выпустил книгу краевед, редактор Олег Григорьевич Ласунский. По его утверждению, это лучший литературный журнал той эпохи, создаваемый в провинции.Среди авторов журнала — Мандельштам, Ахматова, Блок, Пастернак и так далее. Впервые в «Сирене» был опубликован Манифест «Утро акмеизма». Именно в Воронеже!Человек жил во время Гражданской войны в Воронеже, у него была ампутирована кисть левой руки, нормальной бумаги не было, он расплачивался с авторами едой (в Москве и Петрограде деньги прежней ценности уже не имели) и делал этот журнал! А потом его расстреляла тройка НКВД (хотя и белые прежде собирались сделать что-то подобное).
— Цветаева и Бродский — два обожаемых, любимых полностью, бескомпромиссно, без оговорок автора. Есть, конечно, и у них какие-то слабые вещи, но при этом оба — крупные поэты.Люблю и читаю многих других. Я очень хорошо знаю поэзию Ахматовой, люблю Баратынского, Франсуа Вийона и Юрия Левиатанского, из современников — Инну Кабыш, Андрея Родионова, Елену Фанайлову, Линор Горалик, Александра Дельфинова.
— Цветаева, я думаю, согласилась бы с этим. С её-то постоянным размышлением о тех, кому голос дан, и тех, кто «счастливцы и счастливицы, петь не могущие...». Если тебе это дано, то у тебя есть обязанность, ответственность и так далее. Это такая нервическая уверенность поэта в своей избранности, жертвенности.А есть авторы, которые относятся к этой истории проще. Они себя исследуют, ставят эксперименты. Намеренно замолкают (Алексей Цветков-старший 17 лет не писал стихов, Кирилл Медведев — 5 лет). Я думаю, Цветаева не стала бы такие эксперименты ставить.Мне кажется, у нас уже не то время, чтобы воспринимать поэтическое мышление как приговор. Адорно вопрошал, как можно писать стихи после Освенцима; я не понимаю, что ещё-то можно делать в этом случае, как не поэзию. Это можно назвать выбором, путём, предназначением, но никак не приговором.Другое дело — что за стихи в России можно схлопотать приговор.
...Если и можно любить человечишку как поэта,
то лишь за это.
Не за то, как он трудится на любой из своих работ,
не за то, как он пахнет или как он одет,
а за то, что — поэт.
Перед вами — стихотворение из новой книги Лены Дудукиной, которое выбрал сам автор. Читаем стихотворения других (ссылки в конце этого текста) и выбираем «Поэта-36»! Портал 36on.ru объявляет Воронеж городом поэзии!
***Я живу одна.Практикую фэншуй.Никакому гостю не откажу.У диванчика — стол невысокий для чая, вина, сластей.У меня тепло.И, кроме живых людей,здесь бывает много иных гостей....Ольга Васильевна просит, чтобы в кофе был апельсин;бабушке Наде без разницы, что заварю,лишь посиди с ней да о чём-нибудь расспроси;Герман Владимирович пьёт воду,мне, — говорит, — успокоитьсяпятнадцати лет не хватило,я вымотан, я без сил.В уголку прикорнёт, споёт и белёсо растает.Тамара икону трогает.Что-то в иконе её удивляет.Смерть не намного страшнее, чем жизнь, — говорит мне. —Всё тот же Путь.Но страшно было тонуть.Деды поочерёдно ведут беседыо деревне, скотине, кладбище, картофельном урожаеи спрашивают, когда же я к ним приеду.А бабка Тамара им за меня отвечает,мол, и при жизни-то редко когда приезжала...Роджер хватает книжку,а Бурундук шу-пуэр и — к мёду!Андрей не любит, когда квартира полна народу.Братья О. вспоминают детство:станцию лодок, речки Содышки мутную воду...Есть и такие, кому пока что не доводилось,адрес мой сжав в кулаке,оказать мне визита милость.Но я расставляю цветы, навожу уют.Так или иначе, все побывают тут.10 января 2015Воронеж