Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Губерния 8230

Мокрые и благочестивые VS сухие и грешные

some alt text
В 2015 году количество желающих окунуться в ледяную воду купелей резко увеличилось. Как мы писали ранее, в христианском обряде на праздник Крещение Господне приняли участие более 27,5 тысяч жителей Воронежской области – это на 7 тысяч больше, чем в прошлом году. С чем это связано? Повлияли погодные условия? Число верующих в регионе резко возросло? На фоне кризиса люди решили вспомнить о Боге? Проснулась любовь к массовым гуляниям? Или купание в экстремальных условиях стало модным? Версии и мнения – в нашем материале.
 
Рекордсмен в ЦФО
 
Как отметили сотрудники МЧС, в этом году Воронежская область стала своеобразным рекордсменом в Центральном федеральном округе – по количеству купелей и купальщиков. В Крещенском обряде приняли участие более 27,5 тысяч жителей региона. А мест для массового купания было даже больше, чем в Московской области, а именно: 193 (против 93).
 
 
Однако утверждение, что наш регион стал рекордсменом, не совсем верное. В ЦФО входят 18 субъектов Российской Федерации, в том числе Москва и Московская область, с которыми, логично, соревноваться в количестве купальщиков бесполезно. Отметим, что и Воронежская область для некоторых более мелких регионов является такой же «непобедимой столицей»: территория тех же Тамбовской или Курской областей – меньше, то же самое можно сказать и про численность населения. Поэтому такое сравнение для определенных субъектов может показаться несколько обидным.
Информация взята с сайтов региональных управлений МЧС России. Прочерк означает - данных нет.
 
Но, заметим, с тем, что у жителей Воронежской области повысился интерес к зимнему христианскому обряду, или, если хотите, развлечению, не поспоришь. С чем это может быть связано, рассказывают наши эксперты.
 
Борис Штогрин, психолог:
- Я полагаю, что наш народ безусловно стал больше верить в Бога. Возможно, из-за кризиса. Вообще в нашей стране невозможно выжить без веры. Будь то вера в Аллаха или Будду, или Христа. Насколько количество верующих возросло, я судить не берусь. Если человек ходит в церковь, ему психолог не нужен.
 
Алексей Струков, видеооператор, фотограф, человек с активной гражданской позицией:
 

 
- Тяжело сказать, чем Крещенские купания в этом году вызвали такой интерес. Но, скорее, это желание испытать себя –  «Смогу ли я искупаться зимой?». Ну, а когда есть ещё и повод, да и друзья тянут… 
А по поводу верующих: их сегодня очень мало. Основная масса – это религиозные фанатики, идущие толпой за поводырём, который ведёт их в топь, как Иван Сусанин. Верующим не надо доказывать свою принадлежность к вере каким-то одеянием или атрибутикой, настоящий верующий хранит свою веру внутри себя, как драгоценный камень. Вера есть Христос, всё на Нём строится, если вера строится не на Христе, а на традициях и преданиях – это не вера Христова, а вера традиций и преданий, в которых Христа нет.
 
Евгений Лищенюк, настоятель Богоявленского храма:
 
 
 
- Однозначно в регионе стало больше верующих. Конечно, есть люди, которые хотят испытать себя, почувствовать приток крови, но я думаю, что абсолютное большинство – это люди православные, которые идут купаться сознательно. Такого не может быть, что баланс между верующими и теми, кто решил совершить обряд, поддавшись моде, резко нарушился. Купание в проруби нельзя назвать развлечением – не каждый «модник» решится опуститься в ледяную воду, когда на улице совсем не жарко.
Может быть, жители Воронежской области проявляют больший интерес к христианскому обряду из-за обостренной политической и экономической ситуации. Начинают больше задумываться о цели жизни, о глобальном и насущном, нежели о бытовом и материальном. Когда человек ищет ответ вопрос «В чем смысл жизни?», обращается к Богу, пересматривает отношение к себе, своим родным, вере и церкви.
 
На фото - Божественная литургия в Благовещенском кафедральном соборе в Праздник Крещения Господня
- Покажем на примере. В прошлом году после службы в нашем приходе в проруби искупалось 10 человек, в этом – уже 30. При этом на службе в позапрошлом году было 20 человек, год назад – 80, в этом – 120. Почти все пришедшие – православная молодежь, либо люди, которые при помощи церкви избавились от наркотической или алкогольной зависимости.
Обряд купания не является обязательным обрядом. Но является духовно полезным, если знать, для чего это нужно, подходить с правильным смыслом.
Бывает, люди выпивают спиртное до или после купания. Это не только приносит вред здоровью, но и на 100% противоречит церковным традициям. Радует, что СМИ пропагандируют правильный подход к празднику, рекомендуют не употреблять спиртное. Если в этом году люди прислушаются к прессе, уверен, выпивающих на Крещение будет меньше.
 
Самый полезный смысл в обряде – воспоминание о собственном крещении, о том, что мы умираем в жизни в суете, грехе и страстях, чтобы воскреснуть для жизни в любви, радости и счастье. Со 100 граммами это вряд ли получится.
 
Аркадий Минаков, доктор исторических наук:
 
 
 
- Сам обряд не имеет аналогов в раннехристианских общинах. В первые века Христианской эры его не было. Сама православная церковь не инициировала появление этого обряда. Это особенность так называемого «народного», или «бытового», православия. В каждой конфессии в силу исторических, культурных, этнографиеских и климатических особенностей в церквях возникают подобные обряды, которые не имеют отношения к вероучению и расцениваются как «инициатива снизу». Такие обряды можно найти в любой церкви.
Обычай купания в Крещенскую ночь возник на Руси в 17-18 веках. Когда возникают такие обряды и приобретают массовый характер, церкви легализуют их. Но такие обряды не вытекают ни из таинств, ни из догматики, ни из вероучений.
Купание – можно отнести к национальному обряду. Не берусь говорить о том, есть ли нечто подобное в католической или армяно-григорианской церкви. Купание – это народный благочестивый обычай в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан.
 
Фото - ГУ МЧС России по городу Москве
- То, что в этом году Воронежская область стала рекордсменом в ЦФО по количеству купелей и купальщиков – это случайность. Появилось ли в Воронежской области больше верующих? Это спорный вопрос, - продолжает Аркадий Минаков. - Во-первых, степень веры – дело деликатное. О ней может говорить только Господь Бог. По обряду силу веры измерить невозможно.
Во-вторых, человек, равнодушный к христианству и церкви, вряд ли будет соблюдать этот обряд. В-третьих, для большинства людей Крещенские купания – это традиция, благочестивый обряд, способ показать свою принадлежность или симпатию к православию, а также к народным обычаям.
Но с определенной долей уверенности можно сказать, что на интерес к обряду повлияла телевизионная пропаганда, позиция местных СМИ. Повлиял ли экономический кризис на поведение людей? Я не думаю, что кризис настолько глобален. Но на протяжении всей русской истории церкви всегда наполнялись в кризисных ситуациях – во время войны, революции, вынужденной эмиграции. Тогда массовая религиозность увеличивалась. То, что сейчас имеем, можно назвать кризисом, но по трагизму он не дотягивает до того, что я перечислил. Пометаться в поисках телевизоров по Сити-парку? Да, вот это трагедия…
Юзеры не любят холод?
 
Портал 36on.ru решил провести собственный опрос. Подписчикам официальной страницы «Воронежского городского портала» в социальной сети «ВКонаткте» предлагалось ответить на вопрос «Купались ли вы на Крещение 2015 года?». В голосовании приняли участие 272 человека. Результаты оказались достаточно неожиданными. Выяснилось, что только 23,5% опрошенных принимали участие в Крещенском обряде. 62,1% респондентов сказали, что не ныряли в прорубь. 12,9% выбрали вариант ответа – «Считаю, чтобы быть верующим, необязательно купаться в Крещенскую ночь». Еще 1,5% проголосовавших решили поделиться своим мнением в комментариях.
 
Результаты проведенного исследования совсем не говорят в пользу утверждения, что жители Воронежской области стали больше приобщаться к духовному. Но нельзя не учитывать характер «вконтактовской» аудитории: неисключено, что пользователи соцсети предпочитают остаться дома за компьютером вместо того, чтобы идти на улицу и полуголыми нырять в прорубь.
 
 
Гадать, с чем связан ажиотаж вокруг Крещенских купаний в этом году, можно долго - сколько людей, столько и мнений. Поэтому журналисты 36on.ru решили узнать у самих смельчаков, нырнувших в прорубь, зачем они это делали, верят ли они в Бога и ходили ли перед обрядом на службу в церковь. Оказалось, что для большинства опрошенных купание в проруби – это традиция. Однако некоторые решаются на подвиг, чтобы испытать себя или смыть грехи. Респонденты также поделились ощущениями, которые они испытывали во время христианского обряда. 
 
Житель Воронежской области Иван Лукин опускался в прорубь в селе Перлевка Семилукского района. Считает себя верующим, однако перед обрядом в церковь не ходил, употреблял спиртное после купания, так как его пригласили на застолье. 
- Во-первых, купался я для того, чтобы смыть грехи, совершенные мной. Во-вторых, у нас это считается семейной традицией! По поводу ощущения – когда окунаешься первый раз, то аж дыхание захватывает.
 
 
Житель Воронежа Дмитрий считает себя верующим, однако также перед обрядом на службу в церковь не ходил. Ни до, ни после купания алкоголь не употреблял. 
-  Я опускаюсь в прорубь регулярно, традиция такая, можно сказать. В этом году из-за малой температурной разницы (воздух-вода) было не так приятно погружаться. Ощущения не новы, так как стараюсь уделять должное внимание закалке, часто посещаю купели и так далее, - рассказывает Дмитрий. – Я себя считаю верующим, но при этом в храм хожу редко. Считаю, что верить можно и на расстоянии, для этого не обязательно посещать церковь.
Житель Воронежа Денис Евграфов окунался в прорубь за Успенским Храмом в районе остановки «Полина Осипенко». Верит в Бога, но к христианам себя не относит. Алкоголь не употребляет в принципе.
 
 
- Хотел закалить организм в оборудованном и контролируемом месте. Да, и девушка хотела хоть раз окунуться в прорубь. Первые секунд 10 было очень холодно, а потом пришло внутреннее тепло, как будто организм включил внутреннюю печку, - рассказывает Денис Евграфов.
Еще один респондент – Игорь Сушков – купался в проруби на Адмиралтейской площади. Воронежец рассказал, что в Бога верит, но перед обрядом в церковь сходить не успел, хотя желание такое было. Так как был за рулем, ни до, ни после купания не выпивал. Честно признался, что купался в проруби, потому что захотелось экстрима.
 
 
- Русский дух присутствует в теле, и хочется какого-то драйва. Купаюсь уже третий год, и это приносит удовольствие. Не знаю, почему, не могу даже объяснить. Не каждый вот просто сможет пойти в минусовую температуру и нырнуть в прорубь трезвым. Просто так отдыхают и веселятся, наверно, только русские люди, - комментирует Игорь Сушков. 
Житель Воронежской области Дмитрий Петровский – единственный, кто перед купанием сходил на службу в храм. Как считают некоторые специалисты, это обязательный пункт в подготовке к обряду. Дмитрий опускался в прорубь на реке Усманка в Новой Усмани. Верующий, алкоголь не употребляет.
- Это отличная русская традиция, уходящая корнями в древность, и я считаю, что подобные вещи нужно чтить и участвовать в них вне зависимости от религиозности, - рассказывает Дмитрий. - Само погружение бодрит рассудок, дух и тело, как выходишь из проруби, легкость пронизывает всего, тело окатывает жаром, и абсолютно не холодно. Жаль, конечно, что температура в этот раз подвела – не было мороза, чем ниже столбик на термометре, тем ярче палитра ощущений.
 
Сам я верующий, воцерковленный, но считаю, что не обязательно всем лезть в прорубь, тут уже личное дело каждого, тем более, кому-то по состоянию своего здоровья лучше воздержатся. Но как для верующих, так и неверующих – это, по сути, небольшое испытание, дающее возможность перешагнуть через себя, немощь тела, свою внутреннюю слабость и свой страх. 
Еще хотелось сказать, что бытует заблуждение у некоторых верующих, что якобы, погружаясь в прорубь в Крещенскую ночь, смываешь с себя грехи. Так вот, грехи отпускаются после исповеди у священника и покаяния, и никак иначе.
Карикатура - Иван Анчуков