Есть!
24 июня 1993 года в Санкт-Петербурге была утверждена воронежская масонская ложа «Гамаюн», через четырнадцать лет в нашем городе образовалась ложа древнего шотландского устава «Святой Грааль».
Это вовсе не начало, но продолжение истории воронежских масонов. Появились они у нас гораздо раньше.
Известно, что при подходе Наполеона к Москве из Первопрестольной в Воронеж был сослан масон высокой степени посвящения Василий Ключарев. Позже самое близкое отношение к братству «вольных каменщиков» имел и воронежский губернатор Дмитрий Бегичев.
Дошли до нас и масонские символы, отраженные в городской архитектуре XIX – XX столетий.
На фасаде здания филармонии изображены Грифоны с крыльями Орла и телом Льва. В масонской символике Лев олицетворяет господство на земле, Орел – в воздухе. Факел является символом истины. Шестиконечная звезда означает единство и борьбу противоположностей.
А самым «масонским» домом считается здание на Пушкинской, 20. Символики в его декоре хоть отбавляй.
Ваза символизирует путь становления на правильную основу. Бараны – магию превращений в растительном и животном царстве. Кроме того, на фасаде дома есть изображения птицы Сирин и очень древнего знака Звезды Давида.
Что интересно, масонов в доме на Пушкинской никогда не водилось. Да и не факт, что упоминаемые знаки – масонская символика и только. А что же тогда?
В 1923 году в СССР образовывается литературное общество «Атон», объединившее многих известных писателей.
Во главе «Атона» стоял «красный барон» Роберто Бартини – высокородный итальянец, верой и правдой служивший стране Советов. Космолог и поборник шестимерного пространства, Бартини считал, что верный путь землян – модель человека, способного двигать прогресс.
«Атону» были присущи некоторые воззрения масонов, но много больше – розенкрейцеров – тайного ордена Креста и Розы, считавших масонов низшей ступенью посвящения.
Родоначальником ордена считается древнеегипетский Эхнатон, то есть «угодный Атону». Эхнатон передал тайну ученикам и те пронесли ее через века. Рыцари Креста и Розы являлись глубоко законспирированными учеными-мистиками и невидимыми философами.
Они практиковали магию и алхимию, мечтали о космической реформе, знали секрет создания искусственного человека, смерти для них не существовало.
Какова же в Воронеже память о розенкрейцерах и «Атоне»?
Воронежского губернатора двадцатых годов XIX века Н. Кривцова называли Пудель на костылях. Однажды шутливый герб, изображающий Пуделя с костылями, был вывешен на доме губернатора.
Пудель – один из символов розенкрейцеров. У атоновцев М. Булгакова в «Мастере и Маргарите» и А.Н. Толстого в «Золотом ключике» выведен персонаж Пудель.
Входил в «Атон» и наш Андрей Платонов. Герой его «Эфирного тракта» вырастил куб золота, что для рыцарей Розы и Креста означает духовное золото внутри человека.
Далеко не факт, что Андрей Платонович Климентов взял псевдоним «Платонов» по отчеству. Возможно, по имени античного мыслителя Платона.
В 1913 году Воронеж дважды посетила Марина Цветаева. Ее родная сестра Анастасия состояла секретарем ложи розенкрейцеров. Наш современник, воронежский поэт и художник Валерий Исаянц с Анастасией Цветаевой в 1971 году путешествовал по Крыму, побывал в Коктебеле, где хранится память об атоновце М. Волошине.
Полон тайн и загадок памятник Славы. Его автор – наш земляк, замечательный скульптор Федор Сушков.
Главная идея памятника – смерть во имя Жизни, а в учении розенкрейцеров Роза и Крест означают единство жизни и смерти.
Изначально Сушков собирался вместо молодой женщины, кормящей младенца, изобразить Богородицу с Иисусом. И это в 50-летний юбилей Советской власти!
Если внимательно всмотреться в прическу женщины, можно увидеть Орла и птицу из Древнего Египта. А кто-то узрел в женской косе Змею.
Представитель «Атона» писатель Гай Аматуни в повести-сказке «Чао – победитель волшебников» описывает полет самолета из Венева в Пятигорск через Воронежский старый аэропорт, располагавшийся недалеко от памятника Славы.
Согласно сюжету, в Пятигорске окаменевший Орел держит Змею. К нему-то транзитом через Воронеж и летели сказочные персонажи.
Между памятником Славы и старым аэропортом стоит Пирамида – знак и масонов, и розенкрейцеров. Оттуда прямой путь на Рамонь, в названии которой четко звучит «Ра» и «Амон». Писатели-атоновцы своего наставника Бартини называли Ра.
Еще одно знаковое для Воронежа творение Сушкова – скульптурная композиция на площади Победы.
За женщиной с ребенком на руках стоит одиннадцать фигур. И пустое место с левой стороны, где автор планировал двенадцатую фигуру, по числу апостолов.
Вся композиция напоминает и трубы органа, и корабль с Крестом, а женщина с ребенком, как и в случае с памятником Славы, замысливалась в образе Богородицы с Христом.
Это лишь малая часть того, какие тайны хранят архитектура, памятники и мистическая традиция Воронежа. Загадок много больше, познать их нелегко, ибо, согласно учению розенкрейцеров, «…нет и не будет человека, который сумел бы выпить Чашу Совершенства до дна!»
Фото – Игорь Маркин.