Юрий был не в настроении и «не в состоянии» – отказал. А потом и вовсе забыл о том случае.
В канун новогоднего праздника поехал он в Северный микрорайон, к бывшей жене. Там, как всегда, возникло недопонимание, Юра в сердцах хлопнул дверью и с расстройства купил в магазине бутылку вина.
А где выпить? Да вот же – Коминтерновское кладбище. Смеркалось, зимой ведь темнеет быстро. Со стороны Хользунова через пролом в ограждении художник нырнул на кладбище. Сумерки. Лишь на главной кладбищенской аллее светятся фонари. Но из-за обильно выпавшего снега видно неплохо.
Обо что бы открыть бутылку? Да о крест.
Через сугробы добрался до ближайшей могилы. На кресте табличка и фотография. С керамического фото-овала в мир живых смотрела молоденькая девчушка.
Только Юра начал срывать о крестовину бутылочную пробку, невольно всмотрелся в табличку. Надпись истертая, разобрать трудно… Но можно. Написано было: «Танечка Полозова».
Именно такую фамилию носила знакомая Юрия, которая просила художника подновить табличку. И имя девочки – Танечка…
Показалось Юре – а он еще не успел употребить – что смотрит Таня с фотографии на него укоризненно.
Художник выпил залпом, прямо из горлышка. Затем сорвал табличку, отправился не домой, а прямиком в мастерскую. Почему-то ему казалось, что он должен сделать новую надпись до боя курантов. Спешил, руки тряслись, но успел.
Утром первого числа позвонил своей знакомой…
Если в одну из ночей в период от Нового года и до Рождества с улицы Грамши спуститься к водохранилищу, в легкую поземку можно увидеть вот что: по замерзшей глади со стороны ТЭЦ на правый берег передвигается некая группа. Людей? Не факт.
Группа находится в постоянном движении, будто исполняет некий экзотический танец. Приближается неуловимо. Не успеешь глазом моргнуть, вроде были далеко, раз – и уже довольно близко. Ни единого звука от них не исходит.
Говорят, то проявляются фантомы работников довоенных предприятий Левобережья, что упокоены на маленьком и забытом Артековском кладбище. Артековским погост назван так потому, что расположен он прямо в частном секторе на улице Артековская. Это Дальняя Чижовка.
В начале 1950-х годов на этом кладбище уже практически не хоронили. И покоятся на нем в подавляющем большинстве коренные жители нашего города. Некоторые фамилии говорящие, воронежские – Рукины, Мосоловы, Гурьевы, Панковы…
О молчаливых танцорах рассказывают, будто в последнюю неделю перед Христовым Рождеством они на короткий срок посещают места, где когда-то коллективно отмечали календарные советские праздники – и спешат обратно, так как им надо успеть «домой» до звона колоколов.
Известно ведь, что именно в первые ночи Новогодия наступает самый пик разгула всего таинственного и потустороннего. Но лишь до первой звезды.
К слову, ранее на месте Артековского кладбища стояла церковь, освященная во имя Рождества Христова.
Вообще танцующие на льду водохранилища существа безвредны. Но лучше от подобных встреч воздержатся. Кто его знает…
У Петровского сквера к самодеятельному исследователю подходит прохожий, сует в руки книгу и невыразительным голосом не спрашивает, а утвердительно говорит: «Ты же такую книгу искал…»
Незнакомец отдал книгу и молча удалился в сторону тогда еще недостроенного Благовещенского собора, что сейчас красуется в Первомайском сквере. Растворился в спешащей толпе.
Книга называется «Славянские боги и Боянов гимн». Автор Александр Асов. Издательство «Вече», серия «Великие тайны». Выпуск же ее датируется не наступившим 2000 годом.
Молодому человеку вот так, запросто, вручили книгу, которой еще нет в природе. Но он держит ее в руках, листает и читает!
Через пару дней, полностью осознав произошедшее, молодой человек специально просмотрел книжные каталоги готовящихся к выпуску изданий. Такое иногда бывает, выпуск осуществляется чуть раньше намеченного срока.
На ближайший квартал даже в планах книга «Славянские боги…» не фигурировала! Она появилась в продаже. Но летом.
Что за прохожий подошел к нему? Сначала молодой человек решил – кто-то из его знакомых с книжного развала. Подумал, прикинул – нет у него подобных знакомых. И кто мог знать, о чем думал молодой человек? В свои планы он никого не посвящал.
Кем оказался этот добрый даритель, он так и не понял. Одет «как все», лицо более чем обычное. Голос – обычней не бывает. Вообще ничего в его облике запоминающегося. Спроси нашего героя, как выглядит таинственный прохожий – и ответить нечего.
Да, книга оказалась не выдающейся, но в то, что под Новый год мечты могут реально сбыться, молодой человек уверовал свято.