Ирина Фатеева – профессор кафедры медиаобразования Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор, победитель и призер международных книжных конкурсов по тематике медиаобразования.
Спикер условно разделила свое выступление на 3 части: смысл понятия «медийно-информационная грамотность», ее измерение и способы повышения медийной грамотности аудитории.
Для правильного восприятия надо понимать, что МИГ — это результат процесса слияния информационной грамотности и медиаграмотности, а также процесс медийно-информационного образования.
- Медиаобразование становится обязательным условием МИГ на современном этапе. Крайне важно, чтобы люди обучались как производству массмедиа, так и разумному потреблению, - считает Ирина Фатеева.
Почему МИГ можно рассматривать как грамотность XXI века? В качестве ответа на этот вопрос спикер пояснила, что МИГ – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать их, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека в личной, профессиональной и общественной жизни.
Опыт измерения МИГ существует на международном и на национальном уровне. В первом случае он проводится на основании 4 показателей для стран ЕС: индекс свободы прессы, PISA (читательской, научной, математической грамотности), Евростата, ООН. Лидирующие позиции здесь занимают Финляндия, Дания, Эстония и ряд других стран. В России этой деятельностью занимался «Циркон» в 2014, 2015 годах, но с результатами все не до конца ясно.
На данный момент цифровую грамотность измеряет НАФИ (с 2018 года). Основными параметрами являются информационная, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность, навыки решения проблем в цифровой среде.
Ирина Фатеева уделила особое внимание возможности СМИ вносить вклад в повышение уровня МИГ. Она рассказала о формах медиаобразовательных мероприятий (например, фестиваль, конференция, форум и тд.) и оставила контакты специалиста по медиаобразованию.
Приятным дополнением к выступлению был подарок за ответ на каверзный вопрос на тему истории журналистики в Воронеже. Спикер подарила свою книгу одной из участниц мероприятия.
Генеральный информационный партнер: Телеканал TV Губерния.
Информационные партнеры: «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», РИА «Воронеж», 36on.ru, «Обозреватель», «Блокнот», МОЁ!, «Коммерсантъ-Черноземье», De Facto.