В Воронеже сегодня второй день X Медиафорума. Днем в кинотеатре «Спартак», на одной из площадок мероприятия, выступила писатель, журналист, блогер, а также член Совета по правам человека при президенте РФ Марина Ахмедова. Заявленная тема встречи звучит как «Сторителлинг в боевых условиях». Впрочем, в процессе общения становится понятно, что озвученные спикером принципы работы с текстом применимы в большинстве случаев.
«У людей всегда есть истории»
Истории живут буквально среди людей. Как о них рассказывать? Принципы идентичны. Однако журналист отметила одну отличительную особенность текстов, написанных в зоне боевых действий: как ни странно, писать их гораздо легче.
Конечно, это звучит как что-то невообразимое, ведь автор, оказавшись в таких условиях, рискует собой физически. Однако, по словам Ахмедовой, когда ты оказываешься в таких местах, то постоянно сталкиваешься с бедой, трагедией, с людьми, которые все это переживают. Эти самые люди, как бы цинично это ни звучало, наполнены историями. Мало того, что ты находишься непосредственно в эпицентре и перед твоими глазами всегда что-то происходит, так у тебя еще и всегда есть материал.
В обычной жизни все не так просто – приходится напрягаться, чтобы выискивать вокруг себя истории.
Что делает текст историей?
25 марта Марина Ахмедова опубликовала совсем небольшую историю про чашку кофе. Несмотря на ее краткость и вроде бы незамысловатость, она собрала много просмотров и комментариев. Так в чем же секрет?
Во-первых, у всех нас есть определенные утренние ритуалы – например, чашка кофе или чая с утра. И рассказчик, описывая один из таких ритуалов, как бы показывает читателю, что он такой же, как и его аудитория – у него такие же привычки, такая же жизнь как и у всех. Это сближает рассказчика и чтеца: последнему хочется прочитать историю до конца.
Самое сильное влияние оказывают истории о семье, так как она есть почти у всех.
Когда рассказываешь о таких знакомых всем вещах, создается эффект погружения: читателя как бы сразу хватают за руку и затягивают его в текст, заставляя не отвлекаться на более легкое времяпрепровождение – пролистывание stories или просмотр сериала.
И за счет того, что у читателя, возможно, тоже есть привычка по утрам пить кофе, он уже, читая этот текст, переносится в другую реальность. Он спрашивает себя: «А мог бы я сейчас вот так сидеть в донецкой кофейне после ночи обстрелов?».
Обезличенные цифры
Конечно, можно было просто рассказать о том, что ночью Донецк снова обстреляли и погибло какое-то количество человек. Однако читатель не видит этих людей, не знает их, он не погружен в произошедшее. Это было бы больше похоже, например, на заметку. Теоретически, конечно, читатель может и посочувствовать этим людям. Когда же это не обезличенные цифры, а история, которая могла произойти с каждым из нас в донецкой кофейне – тут аудитория уже начинает глубже проникать в сюжет и воспринимать эту историю по-другому, через себя.
Два секрета хорошей истории
Первый секрет в том, что у каждого автора должны быть серьезные основания для того, чтобы опубликовать какой-либо текст. Под хороший репортаж можно подставить волшебный проверочный вопрос: «А что с этого будет моему читателю?». В этом смысле очень важно знать, чем заканчивается то, о чем ты хочешь рассказать.
В реальности история с чашкой кофе развивалась таким образом, что официантка, которая принесла заказ, просто пожаловалась, что у нее не задалось утро – она, похоже, не спала ночью из-за обстрелов, вот и напиток получился не очень удачным. И на этом история, произошедшая в реальной жизни, закончилась. И что с этого будет читателю, если вот так ее и рассказать?
– Я не буду рассказывать такую историю, потому что она без финала – его мне нужно изобрести самой. Я должна понять, что я могу сказать читателю в конце. Если сказать в итоге нечего, то какой смысл это рассказывать? Что я хотела этим сказать? Какую пользу я могу дать своему читателю? – объясняет Марина Ахмедова.
Итогом или пользой истории может быть мораль, новая интересная мысль или рекомендация. В данном случае вывод таков, что читатель, находящийся условно где-нибудь в Воронеже, должен ценить то, что он находится в безопасности, радоваться, что кофе ему сварил не невыспавшийся из-за обстрелов официант, что пенка на кофе не опала. То есть читатель понимает, что ему есть что ценить – мирное небо над головой.
– История – это письменная или устная форма текста, в которой обязательно есть герой или герои. Если их нет – рассказать историю не удастся, это может быть какой угодно другой жанр. История о чем-то рассказывает, несет какую-то пользу читателю, а также желательно, чтобы она вызывала какую-то эмоцию.
Второй секрет хорошей истории – в ее структуре. Таких «конструкторов» может быть много, но в рамках часовой встречи Марина Ахмедова рассказала только про одну – самую простую.
Бывает так, что в жизни случается нечто такое, о чем хочется рассказать. Однако какого-то финала у этой зарисовки пока нет – неизвестно, что можно сказать в конце. Так вот, пока есть история и нет ее финала – это всего лишь зарисовка, которая будет храниться в заметках и ждать своего часа. Много позже к этому тексту найдется какой-то вывод, который послужит окончанием. Такой тип строения истории Ахмедова обозначает как двухклеточный.
Конечно, можно бесконечно углубляться в различные теории о создании хороших текстов, выискивать какие-то простые и сложные структуры, искать закономерности. Однако в конечном итоге стоит учесть, что читатель в этих структурах не разбирается, так что главное здесь – чтобы история была интересной. А уж какими способами этого достичь – каждый выбирает для себя сам.
КАТЕГОРИЯ 16+
фото - 36on
Организаторы: