Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Интервью 13419

Ресторатор Олег Елютин: «Воронежу нужно больше концептуальных заведений»

some alt text
6 месяцев назад в российском ресторанном бизнесе произошло уникальное событие: в США, а если точнее, в Майами на берегу Атлантического океана,  открылся ресторан воронежской компании  Restorator Projects. 
 
Случай из ряда вон выходящий: пока мастодонты отрасли  вроде Аркадия Новикова только планируют свои первые рестораны на другом континенте, ребята из Воронежа уже вовсю кормят американцев борщом и пловом в «Бахоре». А всего лишь 11 лет назад  они открыли свой первый ресторан - «Burger House» на Пушкинской.
 
Встречи с Олегом Елютиным, генеральным директором RP мы ждали полгода - бизнес на двух континентах требует  времени. Наконец интервью состоялось, и получилось очень символичным. За день до нашей беседы в компании произошли серьезные изменения. Но обо всем по порядку. Кафе The CoVok, 12 часов дня и неуловимый Олег Елютин собственной персоной. 
 
 
 
- Почему вы так редко даете интервью?
 
- Последний раз это было года два назад. Рома Кисилев у нас более коммуникабельный (Роман - операционный директор компании, управляющий деятельностью ресторана Bahor в Майами- прим. ред.), поэтому он давал интервью. 

- Кстати, в одном из интервью он говорил о том, что  Restorator Projects выросли из  хобби. Расскажите, как все начиналось, и как из развлечения компания превратилась в ресторанную империю?
 
- Империя - это громко сказано (смеется). Рынок сейчас  совсем другой. Бизнес возник можно сказать случайно. Было помещение в аренде (на тот момент), и мы не знали, что с ним делать. Мой партнер предложил: «Давай сделаем ресторан». Я понимал, что в Воронеже  10 лет назад почти не было демократичных  мест. А поход в заведение воспринимался, как настоящий выход в свет. Мы решили сделать простой пивной ресторан, хотя сейчас его таким и не назовешь, если судить по уровню цен и качеству кухни. Открывая Burger House, мы делали ставку на хорошее пиво и традиционные немецкие блюда к нему. Все просто.
    
- Burger House сложно шел, или сразу «выстрелил»?

- Сразу! Воронежцы особенно полюбили летнюю веранду, она  стала центром ресторана.  
 
- Первенец получился успешным, и как показало время, живучим. Вы поймали момент и начали открывать следующие рестораны?
 
- Пять лет мы  учились и смотрели. К тому же не было интересных помещений. 
 
 
 
- То есть цепочка такова: сначала место, потом идея?
 
- Может быть и наоборот. Это разнонаправленное движение: появилась концепция, а потом и локация. Все по-разному.

- В случае с «Бархатом», который долго был флагманом компании, что первичней?
 
- Все! Мы увидели помещение на 25 Октября, и примерно понимали, что нужно городу. Плюс амбиции - нам  хотелось сделать что-то грандиозное в Воронеже.  Не забываем: я говорю еще о «том» рынке. Сейчас намного сложнее. Ресторанный бизнес двигается по-другому. Хотя...если есть супер-локация, концепцию мы всегда найдем.
 
- Ходили слухи, что до «Бархата» там был табачный ларек. Это правда?
 
- Мы просто купили помещение, а что  там находилось - не наша история.
 
 
- Ресторан жил ярко и красиво, пока не приехала Елена Летучая и он быстро закрылся. Совпадение?
 
- В большей степени. Потому что рынок начал меняться, кризис, санкции. «Бархатом» нужно было очень плотно заниматься. В то время мы  стремительно росли и приходилось чем-то жертвовать. Ресурсов не хватало. Конечно, случались ошибки, где-то  не досмотрели...Но главной проблемой стал кризис рынка. Мы планировали ребрендинг «Бархата», хотели отработать лето. Но появилась съемочная группа «Ревизорро» и мы восприняли их приезд, как знак. Они лишь поспособствовали.  Если честно, то я не хотел его и в ныне действующем формате гастроlounge Seasalt запускать, но остальные партнеры настояли. Я считаю, что заведение  реанимировали не в полной степени, но уверен, что все нормализуется. 
 
- Так как вы оцениваете Seasalt?
 
- Я сейчас им не занимаюсь, но на старте участвовал в разработке проекта. Меню, например,  проходило через меня. Это неплохой ресторан, но призрак «Бархата» мешает ему во многом. Посетители хотят попасть в прошлое. По интерьерному решению  это красивое место, уровня любой европейской столицы.
Кухня для Воронежа  тоже очень  неплохая, каждое блюдо тщательно отрабатывали. А городу все равно нужно веселье и мягкая мебель. Для ресторанов с претензией наступили непростые времена.   
 
- Что сейчас из себя представляет компания  Restorator Projects?
 
- С 1 июня 2016 г.  «Restorator Projects» не управляет рядом ресторанов. Несколько заведений вышли из состава управляющей компании. Мы продолжаем развивать  сеть узбекских кафе «Бахор» (включая ресторан в Майами), советское кафе The CoVok, кафе «Тесто & Мясо» и службу кейтеринга. Все остальные заведения ушли в «свободное плавание». Такое решение приняли партнеры компании. Пока я могу предоставить только эту информацию.
 
- Два года назад Роман Киселев говорил, что вы будете захватывать соседние области, в итоге вы открыли ресторан на другом континенте. Как так получилось? И где сложнее делать ресторанный бизнес: в России или в Америке?
 
- Это, наверное, некорректно сравнивать. Потому что открывать ресторан большой командой -  одно, а делать фактически в одиночку в Майами - другое.  Это в разы сложнее.
 
 
          генеральный директор Restorator Projects Олег Елютин и операционный директор Роман Кисилев, управляющий           деятельностью ресторана Bahor в Майами

- А с точки зрения «бюрократических вопросов»?
 
- Бюрократия там присутствует в рамках закона. В США все очень щепетильно. Человеческий фактор играет важную  роль. Поскольку на месте  «Бахора» уже был рабочий ресторан, мы избежали многих проблем с открытием. Но при замене вытяжки над мангалом у меня было 10 проверок! Надо было всех состыковать: пожарных, электриков, ответственных за безопасность и т.п.
 
- Если бы меняли ее в России?
 
- Здесь все немного проще.

- Что за ресторан был в Майами  до «Бахора»?
 
- Итальянский. Чисто техническая покупка. Занимался им два года. Когда приобретал, местного рынка не чувствовал. Думал, что место на заливе очень интересное: великолепный вид,  могут пришвартовываться яхты. Для россиянина - настоящий рай. А для американца - это не главное. 
 
 
советское кафе The CoVok
 
- Когда появилась информация об открытии «Бахора» в США, многие недоумевали, почему выбрали не ностальгический The CoVok? Это же логичнее, да и русская диаспора точно оценила бы.
 
- Для этой локации он не очень в тему. «Совок» идеален  для Нью-Йорка. Его успех там я предугадываю на 99%. В Майами очень тяжело с помещениями. Из-за своеобразной застройки хороших мест почти нет. В новомодных торговых центрах советский ресторан никогда бы не прижился. А найти для него локацию невозможно.
 
Хотя  я знаю там один хороший ресторанчик, который находится в обычном доме. Это уникальный случай для Майами, потому что  практически нереально перевести место под частное строительство в нежилое.Там небольшой двор, простая греческая кухня, работают три повара, а посадка -  битком. Такие места востребованы везде.  
 
- Как в Майами с персоналом?
 
- Персонал русскоязычный, у нас работали два американца из бывшего заведения. Но через полгода я их уволил. Не то. К сожалению часто встречаются люди с другим менталитетом, либо ленивые. Наши люди в десятки раз умнее, грамотнее и трудоспособнее. С персоналом в США намного хуже, зато зарплаты в разы больше. Особенно сложно найти узбекских поваров. Из России я привез женщину, которая помогла запустить процесс. Не получились только лепешки Мехмон нон, нет такой муки.
 
- Что за мука?
 
- Наша. Обычная пшеничная. Как-то мы захватили ее с собой из России. Лепешки удались! Но невозможно же возить каждый раз по тонне. В Майами вообще все территориально ограничено.Туда не все доезжает. Ведь обратно привезти нечего. Все логистические затраты очень дорогие.
 
 
Bahor MIAMI
 
 
- Чем отличается кухня американского «Бахора»?
 
- Основа такая же, мы добавили в меню еще грузинские, русские блюда и привычные для побережья морепродукты, буррато. 
 
- Самые популярные блюда в вашем американском  ресторане?
 
- Борщ! Я почему-то его тоже там ем чаще, чем в России. Очень любят узбекскую кухню, особенно плов.
 
- Считается, что у ресторанов есть жесткая цикличность. Где-то через пять лет заведение нужно переделывать. С чем это связано:  устает команда, гости? И можно ли вообще рассчитывать  на «вечные» ресторанные ценности в России?
 
- У нас пока не созрел такой «клан» посетителей. А еще все во многом зависит от формата. Классика может работать вечно. Вот я спускаюсь в подвал «Burger House»  и понимаю, что там даже ремонт за 10 лет не нужно делать. Он никогда из моды не выйдет: кирпичные стены, деревянная мебель. Я бы и сейчас такой же открыл.
 
- Олег, что для вас «вечные», беспроигрышные темы в ресторанном бизнесе?
 
- Пивной ресторан, например…
 
- Кстати, крафт-лихорадка как-то сказалась на «Burger House»?
 
- На нем меньше всего. Он работает стабильно.
 
 
 
- Вот вы говорите, что Воронежу нужны дорогие диваны и шоу…
 
- Смотря в каком сегменте, я имел ввиду премиум.
 
- … а у нас везде стейки и бургеры, вам интересно это направление? Или в городе достаточно таких заведений?
 
- Это тоже из разряда вечной классики.Тем более, что  мраморная говядина стала российским продуктом,и  уже нет той истерии дефицита. Поймите, создание «культа» идет не от ресторанов, а от производителей. Они будут ее развивать и дальше. Потому что на данный момент незначительное количество людей знает, что такое стейк. Он в разы дороже свинины, и люди думают:«Это же корова! Зачем я будут столько за нее платить?!».
 
- Продолжаем тему. Какого ресторанного формата не хватает городу, а чего у нас  в избытке?
 
- Я не знаю, где в Воронеже можно съесть классный бургер, быстро и недорого. Мне интересен street food, открывать сейчас какой-то респектабельный ресторан рискованно. Сырья для заведений с морской, фьюжн или паназитаской кухней  у нас нет. Стейк-хаусов тоже предостаточно. Остается уличная еда, где минимальные вложения и большой простор для креатива.
 
- Этот бизнес требует большого внимания, как удается все контролировать и самое главное, создавать атмосферу?
 
- Благодаря нашей команде и  разделению полномочий.  Есть заведения, которые самостоятельно держат атмосферу. Взять тот же «Совок», он сразу пошел. Концепция продумана до мелочей. Ностальгический интерьер, демократичное меню, мероприятия сразу запустились, «разгон» не требовался.  А иногда все настолько тяжело, что я сам чувствую: «Нужно доделывать». 
 
- Получается, если правильно выстроена атмосфера, система сама себя контролирует?
 
- Если грамотно сделана концепция, система будет поддерживать себя сама. Особые усилия потом не нужны, только легкая коррекция. А если история «высосана из пальца», то необходима мощная работа команды, создание атмосферы на личных контактах, но если чуть-чуть отойти в сторону, то все может накрыться. 
 
- И все-таки... Олег, вернете Воронежу аналог «Бархата»? В городе нет светского места, о котором ходят легенды.
 
- Вполне возможно. Повторюсь, сейчас не время для серьезных, резонансных проектов.
 
 
 
- Складывается впечатление, что вы довольно хладнокровно «расправляетесь» с более слабыми заведениями. Видите, что ситуация складывается так, что нужно закрывать «Бархат» или «Bistrot», и спокойно это делаете
 
- Итальянский ресторан в Воронеже  был изначально сложным проектом. Он не давал денег.. А тут еще кризис грянул. Логика простая: нужно что-то менять. И получилась «КинZа-Dза». Лично для меня Грузия ничуть не хуже Италии.
 
- Сейчас время прогнозов. Хотелось бы услышать ваш 
 
- Ресторанный бизнес однозначно будет развиваться. Я думаю, что в Воронеже нужно больше мелких концептуальных заведений. По Москве эта тенденция уже  четко прослеживается.
 
 - «Апокалиптических» настроений нет?
 
- Мы едим и будем есть всегда. Просто надо работать с продуктами, усовершенствовать технологии, минимизировать расходы и давать хорошее качество.
 
- Общепиты Воронежа на каком уровне?
 
- С Москвой и Питером нас не сравнить, тот же Ростов-на-Дону, наверное, немного поинтереснее. Мы где-то в среднем сегменте городов-миллионников.
 
- «Бытовой» вопрос в заключение беседы. Как вы управляете бизнесом на двух континентах?
 
- После открытия «Бахора» в Майами я живу и работаю в Воронеже. Понимая, что мне нужно быть здесь, перевел в США операционного директора. На рынке непростая ситуация и надо экономить,  а у меня большой опыт в плане бэк-офиса.
 
Справка 
 
Компания «Restorator Projects» занимается созданием и управлением ресторанов с 2005 г. До 1 июня 2016 г. под ее руководством функционировало 12 заведений общепита: гастроlounge «SEASALT»(на месте легендарного «Бархата»), пивной ресторан Burger HOUSE, грузинское кафе КинZа-Dза и др.

 фото предоставлены «Restorator Projects»