Власти Воронежа объяснили, почему на улице Свободы спилили деревья

 

Морозы и никаких осадков: воронежцам рассказали о погоде в последнюю неделю ноября

Известный воронежский краевед и журналист Василий Чириков ушел из жизни

Горнолыжный комплекс «‎Донгор»‎ под Воронежем снова выставили на продажу

Остановка рухнула на легковушку в воронежском ЖК

Сильный ветер сорвал вывеску с магазина в Воронеже

Вероятно, сегодня вам предстоит некое соперничество. В целом, день неплох, хоть и будет наполнен определенными переживаниями

Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Персона

Дмитрий Большаков: «Творческий бизнес по прибыльности не отличается от других»

Как уже писал портал 36on.ru, в Воронеже собираются создать арт-кластер по типу тех, что существуют в столице. В конце прошлой недели группа потенциальных резидентов и инвесторов отправилась в Москву, чтобы познакомится изнутри с работой столичных центров современной культуры. Организатор поездки, директор арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков рассказал 36on.ru о впечатлениях и итогах поездки.
 
— Дмитрий, давайте начнём с того, что такое арт-кластер, что такое творческие индустрии и что дает им объединение в кластер.
 
— Арт-кластер — это общее пространство, где собраны различные организации, которые занимаются креативным бизнесом. Т.е. любой бизнес, связанный с творческим продуктом. Таким может быть и производство программного обеспечения, и галереи, и специализированные магазины, и мастерские, и дизайнерские студии, и обучающие центры, и дирекции фестивалей, и архитектурные бюро, и так далее. Как правило, кластеры создаются на базе бывших индустриальных объектов.
 
 
Artplay
 
Что даёт подобное объединение? В зависимости от комбинации добиваются различного эффекта. Например, тот же Винзавод — галерейный кластер. В Artplay находятся несколько мощных образовательных центров, прежде всего, Британская Высшая Школа Дизайна. Там же находится Школа кино и фотографии, и ряд других. И там же — скопление дизайнерских фирм, которые востребованы в выпускниках всех этих школ. На одном этаже ты получаешь знания, на другом — практический опыт.
 
Арт-кластер помогает сэкономить время при производстве творческого продукта. Ты не ездишь по городу в поисках фото или видео студий, звукозаписывающих компаний — всё находится в одном месте.
 
С другой стороны, арт-кластеры удобны клиентам-потребителям творческого продукта. Скажем, клиент приехал к архитектору, чтобы сделать заказ, и он тут же, в соседнем магазине, может найти какие-то элементы оформления. Или, наоборот, приехал в магазин, а ему говорят: «А сходи-ка в соседнюю студию, тебе там помогут нарисовать то, что ты хочешь получить».
 
 
​Artplay
 
— Расскажите о тех кластерах, которые вам удалось посетить в Москве.
 
— В Москве мы смотрели как классические арт-кластеры, так и просто центры современной культуры. Самое ценное, на мой личный взгляд, это то, что мы увидели весь спектр возможного. От очень крутого офисного арт-центра до классического арт-кластера, как Flacon.
 
Вначале мы были на «Стрелке». Это образовательный центр, где учат современных архитекторов. «Стрелка» является организатором множества урбанистически проектов, например, они участвовали в реконструкции различных парков, в том числе и парка Горького в Москве. Сейчас «Стрелка» активно работает с регионами. С нами ездил представитель областного департамента архитектуры Андрей Еренков — они сразу же нашли, о чём поговорить.
 
 
«Гоголь-центр»
 
Потом мы ходили на «Красный октябрь», где есть и фотогаллерея, и кафе, клубы, и СМИ, вроде телеканала «Дождь», и прочее. Мы побывали в парке Горького. Кроме того, что там, например, есть центр «Гараж», и внутри парка интересно поработали со средой, так ещё там периодически проводятся какие-то мероприятия, фестивали. Всё это вместе делает из парка Горького центр современной культуры.
 
Мы были на Фабрике Станиславского. Это комплекс зданий, где находится театр Женовача, и одновременно огромный классический бизнес-центр. Здесь интересен концепт: с одной стороны, есть офисы, а с другой — арт-составляющая в виде театра. Современное здание гармонично сочетается с деликатно отреставрированными нашими и зарубежными мастерами строениями прошлых веков. Продуманы даже дворы: всё сделано для того, чтобы человеку было удобно и комфортно находиться там.
 
Затем мы были на всем известном Винзаводе. Это галерейный конгломерат, где кроме галерей есть ещё и магазины, в том числе самый крупный магазин для художников «Передвижник», детские мастерские, коворкинг, офисы.
 
 
«Красный октябрь»
 
Рядом находится Artplay. Там якорным арендатором является Британская Высшая Школа Дизайна. И там же есть бизнес-школа RMA, которая готовит менеджеров, Московская архитектурная школа, Школа компьютерной графики — всё в одном месте. Они как бы задают тон тому, что происходит на Artplay. Но кроме этого, там есть огромное количество магазинов, где можно купить какую-нибудь уникальную сантехнику, галереи, дизайнерские архитектурные бюро и так далее. Кроме этого, там проводятся фестивали.
 
Мы были в «Гоголь-центре», где посмотрели, как можно с помощью различных приёмов, вроде изменения репертуара и дизайна пространства поменять отношение к месту. Раньше это был традиционный театр со сценой, зрительным залом и маленькими служебными комнатушками. Они сломали перегородки, и место преобразилось: ты входишь и видишь сразу всё. Ещё они делали так, что сцена может оказаться в середине зрительного зала, а часть зрительного зала занять сцену. Добавили книжный магазин, кафе, которое работает как кафе. Кроме спектаклей, стали проводить концерты, творческие встречи. И теперь, как не зайдёшь, там всегда сидит публика.
 
 
«Стрелка»
 
Мы были во Flacon — единственном кластере в Москве, который находится за Садовым кольцом. Когда-то там был завод, который производил маленькие флакончики для духов и сувенирного алкоголя. Отсюда и название. Сейчас там много мастерских, детских магазинов, кафе, есть несколько крупных общественных пространств, где проводятся различные мероприятия. Кроме того, там производятся разные творческие продукты: из бумаги, из стекла и т.д. Там ощущается дух какого-то творческого комьюнити, даже семьи. Например, арендаторы и хозяева собираются вместе раз в год и обмениваются идеями.
 
— Как вы оцениваете возможность создания арт-кластера в Воронеже?
 
— Площадка для арт-кластера в Воронеже есть. Ею, например, может стать пространство ликероводочного завода, который сейчас бездействует, или завода Сельмаш, который переехал в технопарк «Масловский». Найти место — не проблема. Вопрос в том, чтобы нашёлся инвестор, которому был бы интересен такой вид бизнеса.
 
В Воронеже действуют десятки креативных индустрий и творческих объединений: студии анимации, студии дизайна, которые работают и на Россию и на Запад, звукозаписывающие, фото и видео студии, веб-компании, СМИ, галереи, фестивали, творческие объединения и так далее. Мы можем объединиться и стать резидентами арт-кластера — и каждый от этого выиграет.
 
 
Фабрика Станиславского
 
Здесь ценно само объединение различных творческих индустрий и понимание, что культура — это не только филармония и музей, но и творческие индустрии. Появление арт-кластера будет означать, теперь на рынке культурных продуктов есть мощный игрок, с чьим мнением не считаться уже невозможно.
 
— А почему желание создать арт-кластер в Воронеже появилось только сейчас, а не, к примеру, лет пять назад. Что изменилось?
 
— Разговоры о нём идут по меньшей мере лет десять, с тех пор как арт-кластеры стали появляться в Москве и Санкт-Петербурге. А сейчас совпало: все снова стали говорить об этом и создались условия. Сегодня в Воронеже есть все условия для создания арт-кластера. Есть запрос со стороны самих творческих индустрий. Есть желание бизнеса реализовать подобный проект. Есть одобрение власти.
 
 
Flacon
 
— Как вы представляете себе воронежский арт-кластер «в картинках»? Что там может быть, и как он может выглядеть? Будут ли там выставочные и концертные залы, образовательные проекты, необычный общепит?
 
— Сейчас сложно говорить о какой-то конкретике. Но я думаю, что у нас не будет узкой специализации, как, например, у Винзавода. Всего понемногу. Будут, конечно, и выставочные пространства, и пространства для тематических ярмарок. Будут и концерты, и кино, и спектакли в этом пространстве. Понятно, что будет какой-то непопсовый общепит: арт-кластер обычно посещает много людей, и им нужно что-то есть.
 
Понятно, что будет какое-то количество офисов, где будут располагаться различные организации, от дирекций фестивалей до студий дизайна. И я думаю, что, конечно, будет какое-то уличное общественное пространство. Как правило, у каждого заводского предприятия есть какие-то дворы, которые также нужно использовать.
 
 
​Flacon
 
— «Творческие индустрии» не слишком прибыльны в Воронеже. Кластер обязан быть если не прибыльной, то рентабельной организацией. Как вы намерены сочетать художественный элемент кластера с его рентабельностью?
 
— Любой бизнес может быть прибыльным и неприбыльным, и какая-нибудь дизайн-студия так же может успешно работать, а может обанкротиться. Здесь нет разницы.  Кластер как бизнес-проект не слишком отличается от делового центра. Это пространство, которое сдаётся в аренду творческим организациям. Да, обычно аренда в арт-кластерах обходится дороже аренды в обычном бизнес-центре, однако эффект синергии, характерный для кластеров, полностью окупает эти издержки.
 
— Как вы оцениваете предполагаемые вложения в кластер? Какие источники финансирования вы видите? В какие сроки надеетесь реализовать проект?
 
— Вложения должны быть значительными, ведь площадь арт-кластера обычно огромна, это не 100 квадратных метров. Кроме этого, под арт-кластер обычно приводят в порядок помещение, которое находится в плачевном состоянии. Это дополнительные расходы. Источник финансирования — инвестор. Думаю, понадобится три–пять лет, как и для любого крупного девелоперского проекта.
 
 
​Flacon
 
— Вы привезли в московские кластеры воронежских «креативных бизнесменов». Что их заинтересовало, что вызвало вопросы? Каков общий итог поездки — потенциальные участники кластера вдохновились?
 
— Я какой-то опрос не проводил. Но мне кажется, что у участников поездки сложилось представление о спектре возможностей. Я предполагаю, что основное впечатление такое: когда ты видишь столько разнообразных реализованных проектов, ты понимаешь, что в Воронеже точно можно сделать что-то подобное. 3 апреля в 15.00 мы будем встречаться в большом зале книжного клуба «Петровский» и обсуждать дальнейшие шаги. Для начала, думаю, нам всем нужно объединиться.
 
 

Другие участники поездки по московским арт-кластерам
 
Степан Шашкин, продюсер компании Reanimedia:
 
— Необычайно порадовал профессионализм кураторов поездки. То, как всё было правильно и грамотно расставлено по смыслу, плавно перетекало и дополняло друг друга. Теперь я знаю, что в Москве есть совершенно уникальные места, где живут творческие люди, вместе с бизнесменами и чиновниками меняющие город к лучшему, объединяющие людей, помогающие отдохнуть душой и телом, зарядиться позитивной энергией.
 
Институт «Стрелка» поразил проникновением в городскую среду, влиянием на позитивные изменения в городе, значительно улучшающие качество жизни горожан. Парк Горького, преобразившийся до неузнаваемости, необыкновенно популярное место отдыха москвичей — реальный результат совместной работы всех неравнодушных. Фабрика Станиславского, Винзавод, Дизайн-завод «Flacon», Artplay, Гоголь-центр — многофункциональные творческие сообщества. Дизайнерские и архитектурные бюро, современные театры, магазины, кафе и рестораны, меняющие облик города в реальном времени. Школы дизайна, архитектуры и киноискусства — прекрасная возможность для молодых получить европейское образование в Москве.
 
То, что в Воронеже кластер должен появиться в недалёком будущем — для меня очевидно. Наиболее подходящий формат — помещение какого-то старого завода или фабрики, недалеко от основных транспортных магистралей, недалеко от центра или в центре. Конечный результат, очевидно, будет зависеть ото всех, кто так или иначе будет над этим работать. Культурная и творческая среда Воронежа, бизнес и чиновники, объединив усилия, способны на многое.
 
 
Александр Лукинов, директор рекламно-производственной компании «Арт-фолио», продюсер международного фестиваля «Джазовая провинция»:
 
— Самое яркое впечатление от поездки осталось от людей, которые работают в арт-кластерах, тот, креатив, который они несут, и в целом атмосфера творчества, что сложилась в этих местах.
 
Для того, чтобы арт-кластер появился в Воронеже нужно, прежде всего,  создать условия для бизнеса. Это основной вопрос, который нужно решить. Нужна поддержка и от государства.  А что перенимать от столичных арт-кластеров — это уже второй вопрос. Решается просто: нанимается арт-группа, которая разрабатывает концепцию.
 
 
 
 
 
 
Андрей Еренков, ведущий консультант в департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области, организатор архитектурного форума «Зодчество Черноземья»:
 
— Поездка была особенно хороша тем, что включила в себя большое количество пунктов для посещения. Высокая концентрация внимания и воображения у каждого из членов нашей группы, я уверен, позитивно скажется на будущей работе каждого.
 
Что касается самых ярких впечатлений, то, в первую очередь, отмечу посещение «Стрелки», потому что, с точки зрения моего рода занятий, это мне было нужно в первую очередь. В контексте проведения в Воронеже архитектурного форума «Зодчество Черноземья», результаты визита на «Стрелку» обещают много интересного у нас.

Если говорить о впечатлениях в принципе, конечно, ярким событием стало посещения телеканала «Дождь», ведь у обывателя вряд ли легко возникнет возможность посмотреть как работает целый телеканал. Тем более, такой своеобразный. Серьезное впечатление произвела Студия театрального искусства на Фабрике Станиславского.
 
Что касается создания арт-кластера в Воронеже, то ключевым событием, как мне представляется, должна стать, все-таки, управленческая воля руководства региона. Арт-кластер не возникнет на пустом месте только из желания представителей различных вовлеченных сообществ его создать. Для него нужна огромная площадка (вероятно, неэксплуатируемая промзона) и стартовый инвестор, который возьмет на себя черновую работу. А без содействия власти здесь не обойтись. В любом случае, хочется всячески желать удачи и содействовать этой идее. Любое новое — всегда «плюс». Организаторам поездки — большое спасибо за уникальные возможности.
 
 
Беседовала Юлия Репринцева
Фото Дмитрия Большакова