В начале августа 2011 года воронежский предприниматель-финансист Олег Фомин торопился в аэропорт. Времени оставалось мало, но о том, что опоздает, даже не волновался. Купленный полтора года назад БМВ Х6 у регионального представителя германского концерна почти за 4 млн. рублей до сих пор не подводил. С какой стати сейчас что-то может произойти? Однако в этот день он так никуда и не улетел.
Олег Фомин:
«Мы ехали на предельно разрешенной на том участке дороги скорости. Внезапно раздался громкий хлопок. Скорость резко упала. Километров до 15 в час. Машина потеряла управление. Кое-как мы съехали на обочину и остановились. В зеркало заднего вида увидели водителя того автомобиля, который только что обогнали. В руках у него был огнетушитель. Мужчина бежал к нам».
Из выхлопной трубы Х6-го даже не дым шел, а било пламя, минимум метра на четыре. Добровольный помощник сказал тогда, что никогда не видел ничего подобного. Когда шок прошел, осмотрели машину. Бампер, в том месте, где несколько минут назад полыхало пламя, основательно оплавился.
Машина была на гарантии, поэтому о ремонте Олег Фомин даже не переживал. Обратился к воронежскому дилеру компании BMW ООО «Модус Воронеж», сдал свой Х6, арендовал на время другой автомобиль. Через месяц его известили, что ремонт завершен.
Обрадованный владелец приехал принимать машину. Первую поездку в тестовом режиме предстояло сделать в компании сотрудника сервисной службы. Тот вышел из дверей, держа под мышкой два огнетушителя. На вопрос «зачем», ответил «так надо». Отремонтированный Х6-й проехал не более двух километров. Из-под капота било пламя и валил дым. Машина снова отправилась в ремонтные мастерские. И снова месяц ожидания. Правда, на этот раз владелец даже не отважился на «тест драйв». Здраво рассудив, что в сложившихся обстоятельствах закон «О защите прав потребителя» позволяет рассчитывать на замену некачественного товара (совокупный срок гарантийного ремонта в течение одного года почти в два раза превышал оговоренный законом, ст. 18 Закона).
Как полагается, была написана претензия. Но удовлетворять ее представители автоконцерна не собирались. Дилер отказал, мотивируя тем, что автомобиль был куплен у другого представителя, который в тот момент находится в состоянии банкротства. Настойчиво предлагали забрать отремонтированную машину, при этом на вопрос о причине поломок в ответ только пожимали плечами. Иск в суд Ленинского района Воронежа пострадавшая сторона направила в начале ноября 2011 года. Истец требовал замены автомобиля на новый, аналогичный, той же комплектации.
Мария Чеботарева, адвокат Олега Фомина:
«Сторона ответчика несколько месяцев всячески старалась затянуть процесс. Не являлись в суд, неоднократно сообщали о невозможности присутствия их адвоката, у которого странным образом на то же самое время был назначен другой процесс в Москве, ходатайствовали о проведении дополнительных экспертиз, которые ничего существенного выявить не смогли. Подчеркну, по всем правилам автомобиль подлежал замене уже по истечении 45 суток гарантийного ремонта. В нашем случае ремонт длился 2 месяца».
Бесконечные переносы судебных заседаний надоели самому судье Юрию Спицыну. 30 мая 2012 года он вынес решение, обязывающее ООО «БМВ Русланд Трейдинг» «обменять недоброкачественный товар в виде автомобиля БМВ Х6, на товар надлежащего качества такого же наименования, марки, модели и комплектации».
Вынесенное решение стало началом нового витка противостояния. Ответчик продолжал сопротивляться. Полгода ушло на рассмотрение его жалоб в кассационной инстанции, апелляционной.
Мария Чеботарева:
«Они настойчиво предлагали просто забрать отремонтированную машину, утверждая, что теперь-то она исправна, что их компьютерная диагностика это полностью подтверждает. На вопрос о причине возгораний автомобиля отвечали, что так и не выявлена. Коллегия судей нас поддержала».
Решение районного суда осталось в силе. Но до его исполнения было еще далеко. По статистике, подобного рода решения чаще всего остаются на бумаге и лишь в 11% случаев реализуются. Зная об этом, Олег Фомин вместе со своим адвокатом лично доставил исполнительный лист в подразделение судебных приставов Химкинского района Москвы «по месту нахождения ответчика». А потом настойчиво и терпеливо напоминали о необходимости исполнить решение суда: звонили приставам, руководству ООО «Модус Воронеж», ООО «БМВ Русланд Трейдинг». Направляли письма в Германию. Те кивали друг на друга, переносили сроки доставки автомобиля. Обещали то в феврале, то в марте, то в апреле. В конечном итоге поняли, что отговориться не получится. В июне Фомину позвонили из ООО «Модус Воронеж» и пригласили за автомобилем.