Продолжаем серию материалов о массовых и доступных профессиях – для того, чтоб те, кто приходит на подобные рабочие места, знали, на какие условия они могут рассчитывают. Так, одна из бывших сотрудниц тотального общепита Воронежской области рассказала 36on.ru об особенностях трудовых будней продавщиц общепита и особенностях заработка.
В одной из крупных компаний воронежского общепита большая текучка кадров, здесь постоянно нужны люди и открыты вакансии продавцов. Но исключительно для женщин.
Трудоустройство
Работодатель требует от соискательниц немногого - медицинскую книжку, желания быстро обучаться и много работать. Обучаться нужно работе с кассой, нехитрой выпечке полуфабрикатов и очень вежливому общению. Трудиться следует по 12 часов без обеденных перерывов, как в дневные, так и в ночные смены по графику неделя через неделю, но можно и с риском для здоровья работать сутками. Трудоустроиться можно как официально, так и нет, но медицинская книжка нужна обязательно.
Устроиться девушке сюда несложно: звонок по объявлению - собеседование - несколько дней на изучение теории корпоративных нормативов, работы кассовых аппаратов, приготовления полуфабрикатов, состава блюд, выработка натянутой, но доброжелательной улыбки и вежливости голоса. Затем пара дней стажировки под присмотром опытной продавщицы и на 12 часов в тонар. После месяца работы можно уже выходить на сутки.
Цена «удовольствия»
Зарплата выплачивается стабильно раз в неделю. Ее величина зависит от времени суток работы, процентов от продаж и выполнения плана, которые для каждой точки свой. Оклад у ночных сменщиц выше, чем у дневных, зато выручка у них ниже. Поэтому новенькая девочка в надежде на большую зарплату устраивается в ночную смену, теряет в деньгах - о проценты от выручки и выполнение плана у «дневных» существенно выше.
Процентная ставка для выручки на всех точках не одинакова. Все зависит опять же от количества покупателей, то есть от проходимости объекта. Проценты от продаж варьируются от 2,5 до 4,5 % от ежедневной выручки. Общая сумма зарплаты складывается из недельного оклада в 3,5 тысячи рублей + проценты от продаж и премия за выполнения плана продаж. Если план выполнен на 100%, то будет премия в 2,5 тыс. рублей, если план выполнен меньше чем на 70%, то премии не будет вовсе. В среднем правщицы получают примерно столько, сколько обещают объявления о приеме на работу, висящие на каждом тонаре - 15-20 тысяч.
Ежемесячно (бывает и чаще) по всем точкам проходит технологи с проверкой. Смотрят чтобы были одеты по форме (фартук, кепка, бейджик), чтобы были аккуратно подстрижены ногти, есть ли кольца и браслеты (не должно быть), насколько искренни улыбки, выдают ли чеки. Хотя чеки никаким документом для покупателей не являются - в них прописана только сумма без наименования продукта. Если попросить товарный чек, то там будят вся информация вплоть до номера тонара и ФИО продавщицы. Результаты проверки оцениваются по 100-балльной системе. Если баллов мало, то это вычет из премии. Между персоналом отлично работает «сарафанное радио». Когда на первую точку приходит проверка, то все остальные тонары о ней уже знают и держат «ухо восто».
Трудовые будни
«Все для людей!», то есть, для покупателей - павильоны со столиками для них отапливаются хорошо, в то время, как не каждый киоск оборудован положенным по уставу масляным обогревателем, электрическим тепловентилятором и туалетом. В лютые морозы девушки приносили обогреватели из дома или покупали их за свои деньги. Спасались еще теплыми вещами и жаром от духовки.
Аптечка: зеленка, бинт, левомицитин, валидол и валерианка.
В тонарах-киосках с одним окном туалеты не предусмотрены девушки «нужду справляют» там, где есть унитазы, то есть в соседних зданиях. Однако не везде по соседству есть такие удобства. В таких случаях продавщиц справляют нужду в ведро или в соседние кусты.
На витринах каждого тонара висят таблички «ведется видеонаблюдение, но по факту чаще всего камер нет. Зато есть аппараты для проверки денег, толку от них практически никакого - никто не объясняет, как ими нужно правильно пользоваться. Поэтому, получив крупную купюру от покупателя, продавщицы делают серьезные лица, изображают пронзительный взгляд и предельное внимание в попытках разглядеть на билете банка России хотя бы водяные знаки. После чего открывают кассу и отсчитывают сдачу.
Реализация фальшивых денег через ларьки общепита в местах повышенной проходимости явления обыденное и довольно частое - раз в пару месяцев кто-нибудь «попадает». Например, покупатель расплатился 5-тысячной купюрой, с девушки принявшей фальшивку, бухгалтерия удержала 10 тыс. рублей: 5000 - взамен фальшивки и такую же сумму - штраф за «оплошность». На самом деле штрафов в этой конторе больше, чем поощрений. Штраф за распитие алкоголя на рабочем месте - 2000 рублей. Однако, пьющих сотрудниц штрафы не сильно останавливают - такие, как правило, отыгрываются на покупателях - обсчитывают на небольшие суммы.
Жалобную книгу можно?!
Отдельная тема «Книга Жалоб и предложений» и телефон «Горячей линии». Если в «Книгу» технологи практически не заглядывают, то звонки контролируются четко. Когда покупателю что-то не нравится он звонит на «линию» и жалуется. Например, продавщица отказалась продать ему 100 гр. торта при том, что в холодильнике остался только один и отрезать от него маленький кусок, чтобы насытить единственного покупателя, запрещено. Клиент звонит по телефону и заявляет, что ему отказались продать полторта. Тут же технолог перезванивает девушке, после чего тот получает выговор и она лишается части своей зарплаты. Иногда звонят мужья - просят, чтоб их жен уволили, так как из-за работы дома они бывают крайне редко.
Как ни странно, но на этой работе бесплатно не кормят. Вся продукция за свой счет и только через кассу. Исключение составляют грузчики, которые вместе с водителями развозят по точкам продукты. Питаются на заводе бутербродами, салатами и прочей снедью, но с 50%-й скидкой. Сами продавщицы оплачивают полную стоимость еды или приносят ее из дома с собой. Некоторые специально обсчитывают покупателей и на этот «заработок» питаются. К слову о грузчиках, зачастую это ребята молодые и наглые. Они могут нагрубить, зажать в углу и по-дружески «облапать» - девчонки к этому привыкли и особенно уже не реагируют.
«Зверинец» покупателей
Согласно уставу компании, в тонар нельзя приносить ни ноутбуки, ни даже книги, и еще, кроме продавщиц, никто не имеет права здесь находится. Единственное исключение - проверяющие технологи. Однако такой запрет не мешает «ночникам» приводить в киоски подружек и друзей, с которыми они умудряются заниматься практически чем-угодно - болтать, пить пиво, водку, целоваться и тому подобное. Бывает так, что ночью к ларьку подходит нетрезвый парень и начинает откровенно «клеить» сотрудниц, иногда таких приглашают погреться, а потом за них еще и замуж выходят.
Общее мнение коллектива: «Все покупатели - это просто зверинец». Поэтому смотрим на них как на несмышленых зайчиков или собачек: «Здравствуйте, заказывайте, приятного аппетита, приходите к нам еще». Так проще - никакой неприязни или симпатии, просто безликий поток людей. Часто бывает, что покупатели не знают чего хотят, или им не на ком сорвать злобу, поэтому приходят и начинают доставать. Один из таких расстрелял из пневматического пистолета витрину, другой взял топор и ограбил киоск, на третью продавщица, не выдержав ругани, вылила горячий чай. Всякое бывает.
Пустые холодильники
Бывает, что по ночам у не круглосуточных киосков вскрывают уличные холодильники и выносят из них все пиво и энергетики. Как правило, такое происходит в спальных районах. Хотя был случай, когда холодильник круглосуточной точки в новогоднюю ночь обчистили, а девушка этого даже не заметила. Все просто: коробка киоска находится под сигнализацией, а уличный шкаф с пивом - нет, он просто закрыт, и в лучшем случае обтянут цепью. Его железо тонкое, вскрывается элементарно, но чтобы добраться до содержимого, даже если висит цепь, достаточно пару раз дернуть вверх-вниз и он сам распахнется.
Зарабатывать продавщицей в воронежском общепите можно. Главное иметь крепкие нервы, отключать голову и включать внимание.
Читайте также: