Обычно «Темная сторона работы в Воронеже» рассказывает о буднях массовых профессий, в которых заняты тысячи и десятки тысяч человек только в нашем городе. На этот раз мы немного изменили «калибр» — о темной стороне своей работы порталу 36on.ru рассказал бывший директор магазина ювелирных украшений.
ТЕКСТ: Юлия Репринцева
Сначала хорошая новость: по словам нашего собеседника, в Воронеже очень редко встречаются ювелирные подделки или изделия из драгоценных металлов с завышенной пробой. Если вы покупаете кольцо, на котором написано «585 проба» — значит, это именно она. Бывают, конечно, криминальные случаи, когда берут металлическую болванку и сверху неё напыляют золото. Но они редки. В основном, так можно «попасть» в Москве, где золотом торгуют в каждом переходе.
Хотя проверить качество драгметалла в Воронеже практически невозможно. В России дают сетям и магазинам разрешения на торговлю Пробирная палата — главный орган, который осуществляет лицензирование и контроль золота по всей стране. Она же их и проверяет. Но даже сами ювелиры Пробирной палате не доверяют. У нее устойчивая репутация организации коррумпированной и связанной с контрабандой золота и «серой» торговлей.
При этом Пробирная палата не даёт возможности появиться конкурирующим экспертам. Ей это невыгодно. В Воронеже есть только комитет по защите прав потребителей. Он может проверить, как вы обслуживаете покупателей, есть ли у вас уголок потребителя, накладные сертификаты и так далее, но сам товар — нет. Конечно, какой-то альтернативный контролирующий орган не помешал бы — оборот ювелирного рынка довольно большой. Но войти сюда кому-то со стороны трудно.
Большая часть золотых изделий, продающихся в Воронеже, поставляются из Турции и Китая. Но наш потребитель патриот и предпочитает русское золото. Поэтому по пути от производителя до прилавка изделия меняют национальную принадлежность.
— Почему-то российские покупатели хотят брать золото отечественного производства, хотя качество турецкого товара ничем не хуже, а в иногда и лучше. Все самые тонкие ажурные изделия, что есть в наших магазинах, сделаны, скорее всего, в Турции, — рассказал отставной воронежский ювелир, — Хотя и у нас такие могут производить. Я как-то был на московском заводе: у них есть 3D-принтер, с помощью которого они самостоятельно конструируют очень красивые кольца. Впрочем, и они часто покупают за границей «полуфабрикат», припаивают застёжки и ставят клеймо «Производство Россия». Получается, что даже тот продавец, который хочет работать честно, покупая золото на нашем заводе, не может быть уверен, что оно сделано у нас.
По словам бывшего воронежского ювелира просто так, без знакомств, в эту систему не войдёшь. Он вышел на людей из Турции и поехал в Стамбул. Там его познакомили с директором местного ювелирного завода и показали производство. У них стоит машина, которая разливает золото. Она опечатана, и изменить состав компонентов вручную невозможно. Электроника сама вычисляет нужное процентное соотношение: 58% золота и остальное примеси, например, медь. Заводы в Турции все на контроле — за качеством там следят. Зато за документами не очень. Нужно с документами? Сделают с любыми. Нужно без них? Отдадут без них. Скидка нужна? Без проблем.
В Турции, тем более у производителя, ювелирные изделия довольно дешевы. Однако в воронежских магазинах золото всё равно дорогое. Почему? Потому что у нас высокие таможенные пошлины — 54%. Если купить товар за 1000 рублей, то после таможни его себестоимость составит уже 1540. А есть еще другие расходы, связанные с доставкой и содержанием магазина (зарплату сотрудникам, аренду, коммунальные услуги, налоги). И, в конце концов, владелец магазина намерен получать прибыль. Оптимальная наценка на ювелирные изделия составляет 70 % — дороже воронежцы покупать не готовы. При этом конкурирующие магазины регулярно устраивают войны скидок – могут сбрасывать до 40 %. Получается, что все ювелирные магазины должны работать в убыток.
Выход очень простой — серые схемы провоза, близкие к контрабанде. Продавцы предпочитают не знать, как это делается — они приезжают к производителю, заказывают товар — а как он окажется по эту сторону границы, их не касается. Здесь стоимость услуг составит не 54%, а намного меньше — около 10%. Вот на эту разницы и живут ювелирные магазины и сети.
— Честно вести этот бизнес невозможно. Его выстроили так. И всех участников это, в принципе, устраивает. Однако при сложившейся схеме государство теряет огромные деньги, прежде всего, оно недополучает те самые таможенные платежи. Если учесть, сколько золото нелегально проходит через границу, то получится огромная сумма, — полагает собеседник 36on.ru — Покупатель, в принципе, не теряет ничего. Даже в плюсе — он получает более качественный товар. Продавцы, конечно, идут на поводу у покупателя, когда ставят клеймо «Произведено в России». Однако если бы их контролировали, может, они бы писали честно: «Турция».
Несколько лет назад он вышел из этого бизнеса — во время мирового финансового кризиса золото резко подорожало, и получать прибыль сейчас могут только крупные сети.