«Белая уточка» наравне с представленным ранее «Ревизором» попадает в число наиболее запоминающихся спектаклей программы фестиваля МАРШАК в этом году. «Страшно интересная сказка» в жанре фолк-хоррора затягивает зрителя в свой удивительный мир древних сказаний – одновременно завораживающий и пугающий – с первых минут, и не отпускает до самого конца.
В основе постановки лежит русская народная сказка о молодой Княгине, которая пошла на поводу у злой колдуньи, не сдержала данного мужу обещания и в итоге поплатилась за это. Колдунья превратила девушку в птицу, а сама заняла ее место рядом с молодым супругом. Однако зло в этой истории торжествовало не долго.
В руках режиссера Бориса Константинова эта история превращается в фэнтезийный хоррор, в котором даже юными зрителями (несмотря на жутковатый визуал, возрастное ограничение тут всего 12+) легко считывается нравственный посыл: «не нарушай обещаний, иначе быть беде».
В первую очередь этот спектакль создавался именно для подростков, которым больше не интересен детский кукольный театр и его простые истины, но безусловно за счет выбранной эстетики атмосферная сказка хорошо работает и на взрослого зрителя.
Как говорит сам мастер, через этот спектакль ему было важно показать «безграничное фольклорное богатство, оставленное нам нашими предками», донести до аудитории важность семейного очага, умения держать свое слово и бороться за то, что дорого и тех, кто дорог.
Слова «этнический», «аутентичный», «авторский» становятся в этой постановке определяющими как с точки зрения визуального исполнения (авторский грим и костюмы актеров, маски, куклы, декорации), так и с музыкальной точки зрения (в постановке можно услышать барабаны, а еще рог, лютня, варган и другие народные музыкальные инструменты, здесь звучат народные колыбельные и песни в необычной аранжировке). За музыкальное оформление спектакля, кстати, отвечает Николай Шамшин. Над визуальной концепцией вместе с Борисом Константиновым в «Белой уточке» работает художник по костюмам Наталия Корнилова.
«Нестандартно» тут все: от грима и пугающих масок до атрибутики и марионеток. Отдельно хочется отметить предстающую в образе огромной черной птицы колдунью, которую в спектакле играет Владислав Камышников. И марионеток-деток Княгини. На сцене мы видим полноценный синтез драматического и кукольного театра.
В «Белой уточке» сильная мистическая атмосфера. Автор мастерски вплетает в канву повествования традиции и языческие обряды, совсем не детские, как может показаться на первый взгляд.
Исполнители главных ролей Екатерина Малетина и Максим Кустов рассказывают, что работа над спектаклем фактически началась в пандемию. Примерно тогда было решено создать эскиз, который вскоре превратился в полноценный спектакль, взявший сразу две «Золотые маски» – как лучший спектакль и лучшая работа режиссера. Премьера постановки, напомним, состоялась в 2021 году.
Борис Константинов не скрывает, что для него эта работа – своего рода эксперимент (впрочем, как и для всей команды, которая работала над проектом) потому что кукольник, как говорит мастер, не должен бояться пробовать новое.
Фото – дирекция фестиваля МАРШАК, автор – Андрей Парфёнов.