Название для нового индустриального парка предлагают выбрать воронежцам

Воронежцы смогут понаблюдать зрелищный звездопад Леониды

Турбаза, которую хотели продать под жилое строительство, подешевела до 509 млн рублей под Воронежем
 

Воронежский «Факел» спустя полвека впервые победил в Саратове

Воронежцы скупили билеты в Сочи и Минеральные воды на Новый год

Домовые чаты Воронежской области массово переходят в мессенджер MAX

 

Более 200 дронов закупят для Воронежского технического университета

Бизнесмена Богомазова из-за болезни не смогли доставить в воронежский суд на оглашение приговора

Беспилотники ВСУ атаковали три города Воронежской области
 

О фейках про «новый смертельно опасный вирус» рассказали воронежцам

В Воронежской области установили прожиточный минимум на 2026 год

400 миллионов, выделенных на строительство ливнёвок в Воронеже, утекли в неизвестность
 

Увеличат зарплаты по перерасчету с 1 июля педагогам и работникам муниципальных детсадов в Воронеже

Сегодня не стоит браться за ответственные дела. Да, есть шанс прослыть лентяем, но иначе все серьезные начинания обернутся крахом

Медианная зарплата превысила 72 тысячи в Воронежской области

Овощи подорожали, но подешевела водка в Воронежской области

Совфед одобрил кандидатуру Валерия Войнова на пост прокурора Воронежской области: что о нём известно

На 150 млн подешевела акваферма по разведению раков под Воронежем

В Воронежской области не допустили в продажу более 2 тысяч тонн опасного мяса и субпродуктов

 

Самая короткая за два десятилетия рабочая зима ждет воронежцев

Сегодня лучше обойтись без сложных стратегий, выбирайте самый простой вариант, тогда вам улыбнется удача

Суд оставил в СИЗО подростка, убившего мать и взорвавшего квартиру в Нововоронеже

Подпольный цех по незаконному производству сигарет накрыли в Воронежской области

Стало известно, кто станет новым прокурором Воронежской области

В мэрии Воронежа напомнили о завершении сезона работы летних веранд

Отделы ЗАГС переименовали в Воронежской области

В Воронежской области провалился аукцион на реставрацию дворца Ольденбургских

Сегодняшний день абсолютно не подходит для выяснения отношений, однако, увы, соблазн проявить собственничество будет крайне велик.

Тепло, пасмурно и туманно: воронежцам рассказали о погоде в выходные

Воронежские пенсионеры ринулись на рынок труда: какие вакансии им доступны и сколько им готовы платить

Новости

«Ревизор»: инфернальные куклы как идеальное воплощение героев гоголевской сатиры

some alt text
Гоголевский «Ревизор» – произведение, которое на театральных подмостках ставилось бесчисленное количество раз. Казалось бы, на сегодняшний день ресурс романа уж точно полностью себя исчерпал. Однако постановка режиссера Игоря Казакова, премьера которой состоялась в Петрозаводске минувшим летом, доказывает обратное.
 
 
Автор нашумевшего «Гамлета» в жанре «трагифарш» и «Пиковой дамы» в формате китч мастерски переизобретает «Ревизора», начисто лишая персонажей человеческого облика. На в буквальном смысле слова перекошенной сцене вместо всем известных Хлестакова, Ляпкина-Тяпкина, Земляники и других участников «цирка» – как выразился один из актеров театра, – «чудики из параллельного мира», герои ожившего кошмара, чье уродство и гипертрофированные черты подчеркивают корысть, глупость, внутреннюю пустоту. 
 
 
Мрачноватая визуальная эстетика, при первом взгляде на которую невозможно избежать сравнения с творчеством главного голливудского сказочника Тима Бертона (прим. – какие-то детали почти наверняка были вдохновлены «Битлджусом»), просто удивительно подошла Гоголю. На протяжении двух часов зритель наблюдает как разворачивается классический сюжет, зная чем все закончится (спойлер: не совсем так, как в классическом романе), но не представляя, какой опыт и какие эмоции ждут его в процессе. 
 
В «Ревизоре» буквально вся история от начала и до конца поставлена на страхе. Патологический страх разоблачения толкает действующих лиц на необдуманные поступки. В своих интервью режиссер называет писателя мастером микса из смешного и страшного, доказывая это на примере своего спектакля, где комизм отдельных перипетий, над которыми не смеяться невозможно, сталкивается с трагизмом всей ситуации в целом. 
 
 
С первых минут увлекая зрителя в жутковатый мир липкого страха (чего только стоит первая сцена), порока и узколобости, постановка сразу же набирает сумасшедший темп. Одна курьезная ситуация сменяет другую: вот городничий рассказывает домашним, что ему снятся гигантские крысы – грызуны с пугающими красными глазами-точками, светящимися в темноте, тут же появляются на сцене, вот персонажи узнают  «пренеприятнейшее известие», вот встречают того самого «ревизора», а затем устраивают самую настоящую техно-вечеринку в интерьерах Зимнего дворца, где Хлестаков в прямом смысле раскачивается на люстре. На безумных скоростях все это как снежный ком несется к неизбежному финалу, чтобы в конце концов разбиться о жестокую реальность, которая не пощадит ни наивных глупцов, ни откровенных взяточников.
 
 
Пространство спектакля, декорации, безусловно заслуживают отдельного внимания. Будто нарисованная комната с перекошенным полом превращается то в номер затхлой гостиницы, по стенам которой бегают гигантские тараканы, то в дом городничего, где на полу установлены вазоны с цветами. Герои входят, а порой и закатываются на «главную сцену» через двери, «падают» из единственного окна на заднем фоне, выскакивают из люков, пугая зрителя своим очаровательным внешним видом. Стоит на секунду отвлечься, забываешь, что находишься в театре, а не в кинозале, настолько «нереальными», нарисованными будто бы кажутся персонажи. Хотя на самом деле куклы очень даже настоящие.
 
– Играть в таких «масках» достаточно непросто, – признается исполнитель роли городничего Антон Сквозник-Дмухановский. – Моя «голова», например, сделана из вспененного полиэтилена. Уже на первых репетициях стало понятно, что она не только тяжелая – весит немногим меньше пяти килограмм, как мне сейчас кажется, но в ней еще и практически невозможно дышать. В итоге пришлось встраивать внутрь вентилятор. С тех пор только так и живем. Угол обзора в масках тоже достаточно ограничен – многие вещи приходится делать едва ли не на ощупь. Но к этому мы тоже привыкли.
 
Маски, кстати, создавались в мастерских театра. Так что их «выражения» – заслуга местных умельцев под руководством художника-постановщика Татьяны Нарсисян. Работа над костюмами без преувеличения проделана гигантская и талантливейшая, оторвать от них взгляд невозможно.
 
– Изначально все актеры понимали, что это будут не самые симпатичные персонажи. Отторжения не было, – добавляет исполнитель роли Городничего. – На подготовительном этапе, конечно же, все видели эскизы. Если бы персонажи были красавцы, ну, наверное, это было бы немножко не по Гоголю. 
 
Актер рассказывает, что в процессе подготовки спектакля старались максимально сохранить оригинальный текст. Хотя, безусловно, театр, да еще и кукольный, имеет свои ограничения. Отсюда такой ритм, такая скорость речи героев, такая динамика. 
 
В итоге создателям удалось сделать синтетический продукт, совместив классический драматический театр, кукольный и пластический. Язык тела артиста в постановке играет весьма значимую роль: чего только, например, стоят невротические танцы Хлестакова, его манера пересчитывания денег, или не вполне приличные жесты Анны Андреевны – жены городничего, а также их дочери Марьи Антоновны (прим. – как нам рассказала директор театра Любовь Васильева, возрастное ограничение 16+ пришлось ставить из-за одной сцены, которую оставили в итоге только для вечернего показа). Так что для актеров этот спектакль весьма непрост: отыграть каждую фразу, чтоб поверили, проделать очередной кульбит, покачаться на люстре, станцевать задом наперед – без хорошей физической подготовки, да в таком костюме далеко не уйдешь.
 
 
Карикатурность героев «Ревизора» точнейшим образом запечатлена на масках, отражающих одну единственную эмоцию, с которой персонажи так и ходят весь спектакль. Инфернальные куклы оказываются идеальным воплощением гоголевской сатиры. Так и хочется отправить весь этот «балаган» на большие экраны – готовы спорить, что в прокате анимированный «Ревизор» карельского театра имел бы бешеный успех.
 
 
Фото – дирекция фестиваля МАРШАК, автор – Андрей Парфенов.