Власти рассказали о состоянии раненой при атаке БПЛА на Воронежскую область женщины

Сегодня вполне можно ухватить удачу за хвост, однако есть вероятность и крупно проиграть, так что следует быть настороже.

Валерий Войнов ждет от прокуратуры Воронежской области работы без «бравурных докладов»

Главную новогоднюю ель начали устанавливать в Воронеже

Диски с автографом Юрия Шатунова продают в Воронеже за 500 тысяч рублей

Воронежцам рассказали график работы катка на Адмиралтейской площади

Воронежцы стали заложниками огромной очереди в поликлинику №4

Автоледи скончалась после лобового столкновения на воронежской трассе: пострадали двое детей и двое взрослых

В Воронеже устранили крупную аварию на водопроводе на улице Лидии Рябцевой

Сегодня лучше всячески избегать всех негативных новостей. Старайтесь сознательно ограждать себя от всего, что не улучшит вашего настроения

Воронежцев предупредили о тумане и гололеде 3 декабря

В Воронежской области на установку понтонного моста направят 146 млн рублей

Шестеро подростков без вести пропали за неделю в Воронежской области

Обновленный воронежский цирк могут ввести в эксплуатацию во II квартале 2026-го

На остановках и в парках Воронежа появятся светящиеся мусорные урны

Воронежских «огнеопасных» называли «колхозниками» после победы над «Челябинском»

Стрелка из воронежского бара оштрафовали на полмиллиона рублей

Сегодня будет казаться, что день проходит непродуктивно, на самом деле, нужно лишь сбавить темп и тогда все начнет постепенно налаживаться

Видео с тренировки 14-летней фигуристки Костылевой из Воронежа взорвало интернет
 

Воду отключат на семи улицах в воронежском микрорайоне Отрожка

В ночные клубы Воронежа нагрянула полиция

«История подошла к концу». Воронежцам показали состояние стадиона профсоюзов перед сносом

Главный тренер воронежского «Факела» Олег Василенко: «Команда готова к Премьер-лиге»

В Воронежской области иномарка вылетела с дороги и перевернулась: водитель скончался

Не усложняйте себе сегодня жизнь, идите к цели легко и непринужденно, без рациональных изысков

Открытие катка в воронежском парке «Дельфин» перенесли

Свора бездомных собак растерзала косулю в воронежском заповеднике

На улице Алексея Геращенко в Воронеже на два дня ограничат проезд автомобилей

312 млн планируют вложить в инфраструктуру для воронежского туризма в 2026 году

Подрядчика для создания проекта реставрации духовной семинарии ищут в Воронеже

Новости

«Ревизор»: инфернальные куклы как идеальное воплощение героев гоголевской сатиры

some alt text
Гоголевский «Ревизор» – произведение, которое на театральных подмостках ставилось бесчисленное количество раз. Казалось бы, на сегодняшний день ресурс романа уж точно полностью себя исчерпал. Однако постановка режиссера Игоря Казакова, премьера которой состоялась в Петрозаводске минувшим летом, доказывает обратное.
 
 
Автор нашумевшего «Гамлета» в жанре «трагифарш» и «Пиковой дамы» в формате китч мастерски переизобретает «Ревизора», начисто лишая персонажей человеческого облика. На в буквальном смысле слова перекошенной сцене вместо всем известных Хлестакова, Ляпкина-Тяпкина, Земляники и других участников «цирка» – как выразился один из актеров театра, – «чудики из параллельного мира», герои ожившего кошмара, чье уродство и гипертрофированные черты подчеркивают корысть, глупость, внутреннюю пустоту. 
 
 
Мрачноватая визуальная эстетика, при первом взгляде на которую невозможно избежать сравнения с творчеством главного голливудского сказочника Тима Бертона (прим. – какие-то детали почти наверняка были вдохновлены «Битлджусом»), просто удивительно подошла Гоголю. На протяжении двух часов зритель наблюдает как разворачивается классический сюжет, зная чем все закончится (спойлер: не совсем так, как в классическом романе), но не представляя, какой опыт и какие эмоции ждут его в процессе. 
 
В «Ревизоре» буквально вся история от начала и до конца поставлена на страхе. Патологический страх разоблачения толкает действующих лиц на необдуманные поступки. В своих интервью режиссер называет писателя мастером микса из смешного и страшного, доказывая это на примере своего спектакля, где комизм отдельных перипетий, над которыми не смеяться невозможно, сталкивается с трагизмом всей ситуации в целом. 
 
 
С первых минут увлекая зрителя в жутковатый мир липкого страха (чего только стоит первая сцена), порока и узколобости, постановка сразу же набирает сумасшедший темп. Одна курьезная ситуация сменяет другую: вот городничий рассказывает домашним, что ему снятся гигантские крысы – грызуны с пугающими красными глазами-точками, светящимися в темноте, тут же появляются на сцене, вот персонажи узнают  «пренеприятнейшее известие», вот встречают того самого «ревизора», а затем устраивают самую настоящую техно-вечеринку в интерьерах Зимнего дворца, где Хлестаков в прямом смысле раскачивается на люстре. На безумных скоростях все это как снежный ком несется к неизбежному финалу, чтобы в конце концов разбиться о жестокую реальность, которая не пощадит ни наивных глупцов, ни откровенных взяточников.
 
 
Пространство спектакля, декорации, безусловно заслуживают отдельного внимания. Будто нарисованная комната с перекошенным полом превращается то в номер затхлой гостиницы, по стенам которой бегают гигантские тараканы, то в дом городничего, где на полу установлены вазоны с цветами. Герои входят, а порой и закатываются на «главную сцену» через двери, «падают» из единственного окна на заднем фоне, выскакивают из люков, пугая зрителя своим очаровательным внешним видом. Стоит на секунду отвлечься, забываешь, что находишься в театре, а не в кинозале, настолько «нереальными», нарисованными будто бы кажутся персонажи. Хотя на самом деле куклы очень даже настоящие.
 
– Играть в таких «масках» достаточно непросто, – признается исполнитель роли городничего Антон Сквозник-Дмухановский. – Моя «голова», например, сделана из вспененного полиэтилена. Уже на первых репетициях стало понятно, что она не только тяжелая – весит немногим меньше пяти килограмм, как мне сейчас кажется, но в ней еще и практически невозможно дышать. В итоге пришлось встраивать внутрь вентилятор. С тех пор только так и живем. Угол обзора в масках тоже достаточно ограничен – многие вещи приходится делать едва ли не на ощупь. Но к этому мы тоже привыкли.
 
Маски, кстати, создавались в мастерских театра. Так что их «выражения» – заслуга местных умельцев под руководством художника-постановщика Татьяны Нарсисян. Работа над костюмами без преувеличения проделана гигантская и талантливейшая, оторвать от них взгляд невозможно.
 
– Изначально все актеры понимали, что это будут не самые симпатичные персонажи. Отторжения не было, – добавляет исполнитель роли Городничего. – На подготовительном этапе, конечно же, все видели эскизы. Если бы персонажи были красавцы, ну, наверное, это было бы немножко не по Гоголю. 
 
Актер рассказывает, что в процессе подготовки спектакля старались максимально сохранить оригинальный текст. Хотя, безусловно, театр, да еще и кукольный, имеет свои ограничения. Отсюда такой ритм, такая скорость речи героев, такая динамика. 
 
В итоге создателям удалось сделать синтетический продукт, совместив классический драматический театр, кукольный и пластический. Язык тела артиста в постановке играет весьма значимую роль: чего только, например, стоят невротические танцы Хлестакова, его манера пересчитывания денег, или не вполне приличные жесты Анны Андреевны – жены городничего, а также их дочери Марьи Антоновны (прим. – как нам рассказала директор театра Любовь Васильева, возрастное ограничение 16+ пришлось ставить из-за одной сцены, которую оставили в итоге только для вечернего показа). Так что для актеров этот спектакль весьма непрост: отыграть каждую фразу, чтоб поверили, проделать очередной кульбит, покачаться на люстре, станцевать задом наперед – без хорошей физической подготовки, да в таком костюме далеко не уйдешь.
 
 
Карикатурность героев «Ревизора» точнейшим образом запечатлена на масках, отражающих одну единственную эмоцию, с которой персонажи так и ходят весь спектакль. Инфернальные куклы оказываются идеальным воплощением гоголевской сатиры. Так и хочется отправить весь этот «балаган» на большие экраны – готовы спорить, что в прокате анимированный «Ревизор» карельского театра имел бы бешеный успех.
 
 
Фото – дирекция фестиваля МАРШАК, автор – Андрей Парфенов.