|
|
Утром и вечером здесь можно встретить дворников, которые пылесосят мостовые. Не удивительно, что за время своего путешествия я ни разу не обнаружила на своей обуви следов пыли. |
|
|
Многочисленные оазисы отдыха – кафе и ресторанчики – в оживленных местах располагаются стайками. Маленькие столики со стульчиками стоят почти на проезжей части. Автомобили проносятся мимо, однако это не создает отдыхающим никаких неудобств – ни пыли, ни выхлопных газов. Первое объясняется тем, что на пражских улицах вы практически не увидите асфальта – улочки вымощены камнем и плиткой. Утром и вечером здесь можно встретить дворников, которые пылесосят (!) мостовые. Не удивительно, что за время своего путешествия я ни разу не обнаружила на своей обуви следов пыли.
Отсутствие загазованного воздуха объясняется тем, что к автомобилям здесь предъявляют жесткие правила, призванные беречь экологическую чистоту. Кроме того, в Праге самый популярный вид транспорта – трамвай. Трамвайчики, которые производятся на чешском заводе «Шкода», ходят с интервалом 5-10 минут – днем, и 30 минут – ночью. На улицах можно увидеть и старые чешские трамваи, которые ездили по Воронежу еще во времена СССР. Стоимость проезда – 24 кроны, или 40 рублей. Чехи к своему электротранспорту относятся бережно – в Праге даже существует музей городского транспорта, в котором можно посмотреть модели трамваев разных времен, среди которых сохранились и прародители электротранспорта - конки. Кстати, не трудно догадаться, что от трамвайных рельсов пражские улицы не освобождают – наоборот. Совершенно случайно я стала свидетельницей того, как здесь кладут трамвайные рельсы.
Точно так же - и в Германии, где мне довелось провести два дня. По городу здесь можно перемещаться на трамвае, троллейбусе, городской электричке (S-Bahn), автобусе, автомобиле и велосипеде. На каждой остановке стоит электронное табло, из которого пассажир узнает, сколько минут осталось до прибытия нужного транспорта. В городе Халле билет на трамвай стоит 1,70 евро, а в Лейпциге – 2 евро, столько же стоит билет на городскую электричку. «Зайцам» в Германии пощады нет: штраф за безбилетный проезд оценивается в 60 евро. Штраф ожидает и того пассажира, который забыл прокомпостировать свой билет. Вежливые контролеры здесь – такое же частое явление, как смена погоды. Пассажиры к ним обращаются как к справочной: как лучше проехать в тот или иной район города, каким транспортом добраться.
Электричка S-Bahn, на которой можно добраться и до близлежащих городов, русскому человеку покажется явлением паранормальным: удобные кресла, лестницы на второй этаж, туалеты с автоматически открывающимися дверьми, специально предусмотренные для инвалидов-колясочников... Стоит ли говорить, что для этих людей здесь есть все, чтобы они, насколько это возможно, жили полноценной жизнью? Автобусы с подъемниками, пандусы, специальные лифты, туалеты и даже кнопки переключения на зеленый свет, установленные на светофорах: их могут переключать и старые люди с палочками – ударишь бадиком – и вот тебе «зеленый».
Вот почему инвалидов здесь столько много. По городу они могут передвигаться самостоятельно, так же самостоятельно – садиться на транспорт: платформы остановок спроектированы так, что прибывший трамвай или троллейбус подходит вплотную к тротуару. Ни тебе ступенек, ни огромной ямы, через которую нужно перешагивать. Не понимаю, почему до этого до сих пор не додумались наши руководители?
И еще одно чудо, которое меня удивило. Многие инвалиды-колясочники и пожилые люди перемещаются по городу на маленьких машинках, которые представляют собой нечто среднее между инвалидным креслом и автомобилем. Устройства эти способны развивать высокую скорость, так что «водитель» ни в чем не проигрывает велосипедисту.
|
|
Хотите знать, кто в Германии и Чехии истинный король дороги? Велосипедист. |
|
|
Хотите знать, кто в Германии и Чехии истинный король дороги? Велосипедист. Владельцев двухколесного транспорта в Германии, пожалуй, в несколько раз больше, чем автомобилистов. Почти каждый гражданин имеет велосипед, на котором он ездит на работу, за покупками, на свидание или забрать ребенка из детского садика. Дети сидят на багажнике в специальных креслицах, очень напоминающих автомобильные. Стаи велосипедов гнездятся у вокзалов, торговых центров, кафе. Представить сложно, но чужие велосипеды здесь никто не угоняет. Нередко можно увидеть почти идиллическую картину – велосипедную семью: папа, мама и их трое сыновей мал-мала-меньше, одетые в защитные шлемы, верхом на велосипедах мал-мала-меньше.
Отчего же у велосипеда здесь такая популярность? Во-первых, для велосипедистов в европейских странах предусмотрены специальные дорожки, которые располагаются между тротуаром и проезжей частью. Вторая и вполне понятная причина популярности велосипедов – дорогой муниципальный транспорт: согласитесь, платить 80 рублей за проезд в трамвае – роскошь.
Текст: Анастасии Сарма