Никаких исторических достопримечательностей в Большом Генеджике нет, хотя, как утверждает надпись на бронзовой плите на набережной, люди здесь живут столько, сколько существует человеческий род. Но как-то местным поселенцем (скифам, грекам, римлянам и т.д.) хронически не везет: как только они сколько-нибудь основательно расположатся – тут же приходят новые завоеватели и сносят все ранее построенное. Единственное, что уцелело от регулярного переселения народов – дольмены, мощнейшие каменные сооружения 4-5-тысячелетней давности. Они оказались единственным, что не удалось поломать никаким завоевателям. Одно из известных и доступных мест расположения дольменов оказалась долина реки Жане, которая протекает через поселок Возрождение (на полпути от Михайловского перевала к Геленджику).

Совершенно непонятно, как тогдашние жители их строили (кто они такие – тоже неизвестно, ученые, на этот раз не мудрствуя, назвали их просто «людьми дольменной культуры»). Если фигуры на острове Пасхи энтузиасты смогли перетащить с места на место с помощью веревок и рычагов, то на то, как они будут перемещать многотонные каменные плиты по весьма неровной и пересеченной местности, а потом устанавливать друг на друга – я бы посмотрел, но сам бы не взялся. И непонятно, зачем. О предположительном назначении дольменов написано немало книг (которые продаются возле каждого из них). Кстати, одно из распространенных поверий – если фотографировать дольмены в правильное время суток и под правильным углом, то на фото появятся призраки их создателей. Впрочем, фотографий призраков мне никто предъявить не смог, да и собственные эксперименты положительных результатов не дали. Впрочем, может, фаза луны была не та.

Разумеется, такое мистическое место не могло не обрасти персонажами соответствующих интересов. Живописные тропинки полны людей стандартно-экзотической экипировки (длинные волосы, просторные одежды, множество фенечек везде, где только можно повесить), торгующих дисками с духовной музыкой, изображениями дольменов (которые все имеют имена собственные и уникальные свойства, и если зарядить такой дольменчик возле оригинала, то это якобы поможет исцелению от болезни, успеху в любви и делах, и общей гармонии с миром), заряженными снадобьями и т.д. А на плоском камне среди развалин дольмена лежит длинноволосый мужчина в спортивном костюме и читает «Магию рун». «Магия, гороскопы, гадания» - гласит картонная табличка рядом с ним.

В какой-то момент, так и не добравшись до обещанной путеводителем группы дольменов, мы сошли с основной туристической тропы и забрели в живописные дебри. К счастью, минут через десять пути среди дебрей обнаружилась полянка, на ней стояла палатка, а возле нее лежал на пенке человек в плавках и что-то увлеченно записывал на листках бумаги (мне подумалось, что мысль оправиться сюда в продолжительную творческую командировку неплоха, хотя пока и нереализуема). Будучи отвлечен нами от своего занятия, мужчина любезно объяснил нам, где именно мы сбились с маршрута:
- С этого места идите прямо, и, пройти между двух избушек с сувенирами, подниметесь прямо к дольменам. Как вы понимаете, путь к любой духовности лежит через коммерцию.
Исполнив его советы, мы без труда нашли площадку над рекой, на которой расположены несколько дольменов. Признаться, из-за обилия туристов мегалиты не произвели особого впечатления, и мы даже отнеслись к ним с фамильярностью, забравшись внутрь и выглядывая из «окошек».
Неизвестно, какие цели преследовали строители дольменов, но красивые места они выбирать умели. Лес в долине Жане наводит на мысль, что неподалеку от них находится La fossiur'a la gent amant", описанный средневековыми поэтами. Сам Грот любви с полом из зеленого мрамора, белыми стенами, золотым с самоцветами сводом и ложем, вырезанным из кристалла, нам обнаружить не удалось, но, очевидно, мы находились совсем рядом с ним:
…А перед ними невдали
Три липы пышные росли.
Вкруг этих лип все было голо,
И лишь внизу, за спуском к долу
Росли деревья там и сям,
Отбрасывая тень к горам.
Там, прячась за густой травой,
Виясь серебряной змеей,
Ручей плескался и журчал.
К нему поблизости стоял
Колодец с ключевой водою,
Как небо светло-голубою.
Вкруг этого колодца тоже
Три липы высились пригоже.
Они от солнечных лучей
Его хранили и дождей.
Там хвастались наперебой
Цветы и травы красотой,
И словно бились об заклад, -
Чей благовонней аромат!
Там сладким пеньем слух лаская,
Не умолкали птичьи стаи,
И звуков сладостней, чем эти
Не слыхивал никто на свете.
Там красотою все пленяло
И слух и взгляды привлекало,
Там солнце и тени
И ветра движенье
Давали отраду
И слуху и взгляду.
А дальше - снова все кругом,
Хоть целый день скачи верхом.
Лишь запустенье, дикий лес
И мрачных скал крутой навес.
И не было сюда пути,
Чтобы проехать иль пройти.
Более куртуазного и эротичного места я в жизни не видел. Если вам нужна подходящая обстановка для романтичных признаний и предложений – лучше, чем лес в долине Жане вам не найти.
Кроме того, Жане известна своими водопадами, наиболее знаменитый из которых называется Изумрудным. Он состоит из нескольких каскадов и серии «ванн», в который, при особой хладоустойчивости, можно искупаться. Меня хватило на то, чтобы забраться в чашу водопада по грудь и мужественно попозировать фотоаппарату. Однако публиковать эти снимки не буду – уж больно несчастное существо смотрит в объектив из под падающих струй.
На полянке за водопадами паслось симпатичное четвероногое неизвестной мне породы.
- Кто это?
- Какая-то помесь лошади и осла….
- Человек, что ли?
Впрочем, чуть дальше обнаружились и настоящие лошади, на которых мы сделали несколько кругов по поляне, после чего спустились к выходу из парка и автобусной остановке.
Текст Леонида Диденко
Фото автора
Читайте также:
-
Большой Геленджик: Михайловский перевал
-
Большой Геленджик: после пляжа хочется зайти в музей пыток