На первом в новом сезоне литературном мероприятии обсудили, что есть одиночество, отчуждение, что мы можем этому противопоставить. Спикером выступил один из организаторов лектория «Живой контакт» Борис Хорошилов. Он решил переодеться в «наряд писателя», чтобы литературный вечер, помимо лекции, стал похож еще и на спиритический сеанс, что произвело на гостей яркое впечатление.
Начал свою беседу с гостями Борис Хорошилов с вопроса о их любимых произведениях писателя. Ответы были разными: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» и «Палата №6». Поясняя это выделением главных героев тем, что кто-то маленький человек в обществе, другой радуется мелочным мечтам. Лектор подтвердил эти мнения и добавил:
– В его творчестве действительно можно очень часто встретить тему разбитых надежд, он трезво смотрел на мир, и идеалистические порывы были распространены для того, чтобы изменить мир, Россию и создать идеальное общество. Писатель показывал, что настоящее служение людям очень трудное.
Лектор продолжил развивать мысль о том, что тема отсутствия взаимопонимания – один из главных мотивов творчества писателя и изначально служила темой для юмористических рассказов: «Недопонимание между людьми – это вечная юмористическая тема, на этом построен юмор». Но постепенно, чем старше становится Чехов, эти мотивы приобретают трагический оттенок.
Борис Хорошилов прочитал отрывок из рассказа «Панихида», в котором наглядно виден этот самый переход от юмористического к трагическому. Самый нелепый и смешной момент в произведении происходит тогда, когда герой-лавочник в церкви свою умершую дочь называет «блудницей», хотя та таковой не являлась, а была простой актрисой. Показаны устаревшие убеждения главного героя, для которого профессия актрисы приравнивалась к легкодоступной девушке.
После прослушивания отрывка гости вечера высказали свои чувства. У кого-то услышанное вызвало отвращение. Героиня замечала прекрасное во всем, что ее окружает, даже в простых болотах. Отец же, наоборот, не понимал этого: «только место занимает». Кто-то ответил в противовес: несмотря на то, что герой так относился к дочери, упрекал ее, все равно любил, только своей, особенной отцовской любовью. Взаимопонимания в такой ситуации добиться очень сложно, потому что герои не понимают чувства друг друга и ничего сделать с этим не могут. Так и в жизни.
– По рассказу «Отцы и дети» Тургенева мы привыкли к тому, что проблема заключается в том, что у родителей одни идеалы, а у детей совсем другие убеждения. А есть другой аспект, который более часто встречается в жизни: когда дети духовно перерастают родителей и тогда те становятся для них чужими. Такие мотивы присутствуют в рассказе «Панихида», – пояснил лектор.
В жизни проблема непонимания между людьми встречается довольно часто, но выход из этой ситуации не всегда можно найти. Если человек действительно дорог, то стоит попытаться понять и услышать его. Иногда приходится применять снисхождение и терпимость по отношению к другому, но тогда диалог будет строиться формальным и выхода из этой ситуации нет.
– У Чехова часто в произведениях встречается то, что он не учит людей, как жить, а показывает, как трагична порой бывает их участь, – добавил Борис Хорошилов.
Также в текстах писателя ярко отображается тема одиночества. Человек не находит поддержки и понимания в других людях. В современном мире люди также не всегда могут найти того, кто их поймет. Не все готовы выслушивать порой даже самых близких в силу разных обстоятельств.
– Тема недопонимания и одиночества человека в 20 веке была популярной. Она встречалась также в произведениях таких писателей, как Франц Кафка и Альбер Камю, но у них главными героями были интеллектуальные и развитые люди, которые могли осмысливать свои переживания. А у Чехова это люди простые, которые сами не могут понять причину своей тоски, – продолжил лектор.
После обсуждения того, что мешает взаимопониманию и насколько трудным может быть общение, напоследок Борис Хорошилов решил обсудить с гостями, что лежит в основе общения людей друг с другом, прочитав рассказ «Студент».
У многих слушателей произведение вызвало страх и ассоциации с холодом и мраком. Они заметили, что писатель обращает внимание на мельчайшие детали и говорит о том, что жизнь не меняется: что было раньше, то происходит и сейчас.
– Чехов подчеркивает, что внешние обстоятельства, которые порой являются причиной тяжелого эмоционального состояния, не всегда изменяемы, – пояснил лектор.
В основе общения лежит отклик людей на то, что их беспокоит, когда человек получает обратную реакцию на свои эмоции. Все люди отчасти слабые, но каждый пытается тянуться к чему-то светлому и это объединяет их. Чехов как писатель хотел, чтобы люди, прочитав его произведения, прониклись судьбами его героев и почувствовали, что их связывает с ними.