В нем приняли участие 16 спикеров – известные журналисты, блогеры, продюсеры, бизнес-тренеры, эксперты в разных областях. Три дня, с 16 по 18 декабря, не только журналисты и пиарщики, но и все желающие в режиме реального времени могли послушать лекции, поучаствовать в тренингах и мастер-классах, задать свои вопросы выступающим.
В открытии медиафорума приняли участие руководитель управления по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области Артём Сокольников, руководитель управления региональной политики Воронежской области Александр Холод, председатель «Воронежского отделения Союза журналистов России» Зоя Грязева, блогер, медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова, д.ф.н., профессор, декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов и директор АУ ВО «Областной Дом журналистов» Андрей Долженков.
16 декабря выступили:
Силантьева Оксана – мультимедийный продюсер, создатель лаборатории мультимедийного опыта «Silamedia», член Академического совета программы «Медиакоммуникации» Высшей школы экономики с темой «Мультимедийное мышление, мультимедийный язык, мультимедийные проекты».
– Менеджеры учатся медленнее и хуже, чем журналисты. Чаще всего редакторы посылают учиться журналистов, и тренерам ставят задачи: «Вы там научите их писать для интернета». А то, что умение писать для интернета влияет на производственный процесс внутри редакции, про это менеджеры не думают, либо не хотят думать. Поэтому рыба гниет с головы, рыба гниет с менеджера.
Юлия Загитова – блогер, медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России с темой «Медиатренды 2020 года».
– Фейсбук стареет. В прямом смысле этого слова. Это значит, что там сидят активные самодостаточные люди, которым 50+. Что происходит с этими людьми? Они сидят в ФБ, делятся контентом, потом они, к сожалению, умирают. На фоне консервативного, серьёзного ФБ есть другие нишевые платформы, которые активно растут. Например, TikTok или Twitch.
Николай Батрак – управляющий директор Tagger Media в России и СНГ, Tagger №1 в мире по версии MarTech Breakthrough Awards и Influencer Marketing Awards с темой «Как правильно работать с блогерами и как ими стать».
– Никогда ничего не надо накручивать, ни лайки, ни комментарии, ничего. Даже если вы решите создать аккаунт и решили накрутить первую тысячу, то потом это всегда будет отражаться и снижать ваш процент качества аудитории. Нужно иметь настоящую аудиторию, как я уже рассказывал, бренды не смотрят на размер, они смотрят на размер, умноженный на качество.
Ренат Янбеков – CEO NÉRPA agency, TikTok-продюсер, автор книги о TikTok с темой «TikTok для бизнеса: секреты продвижения».
– Большинство активных авторов в TikTok — это люди от 25 лет, которым есть что рассказать, у которых есть жизненный и профессиональный опыт, и их уже смотрят все остальные. Чтобы количество подписок увеличить, важно поработать над вашим внешним образом и антуражем помещения. Чтобы заинтересовать и влюбить аудиторию в себя, надо давать либо полезный контент, либо интересный. Если вы просто человек, который заснял себя на улице, на вас подписываться не будут. Хороших рассказчиков наблюдается недостаток даже в YouTube, а в TikTok тем более. Если вы в TikTok будете что-то красиво рассказывать, вас просто с руками оторвут, потому что танцующих и кривляющихся действительно много, это самое простое, а вот рассказчиков хороших мало.
Константин Смирнов – бизнес-тренер, эксперт по сложным переговорам и многократный чемпион России по управленческой борьбе с темой «Главные фишки переговорщика».
– Секретное оружие в переговорах – это вопросы. Задавая вопросы, вы имеете возможность и слушать, и с помощью вопросов мягко управлять переговорами, направлять их в нужное русло. Вопросы — это мощнейшее оружие. Особенно открытые вопросы. В переговорах существует «золотое соотношение»: 30 на 70. Это значит, 30% времени – говори, 70% времени – слушай.
17 декабря выступили:
Игорь Романов – декан факультета коммуникативного менеджмента РГСУ, автор книги «Не орите на меня» с темой «Тревога и агрессия в эпоху "пандемийного аутизма"».
– Вместе с комфортным аутизмом, комфортным ощущением, что каждый существует отдельно от остальных, люди получили весь букет аутистических свойств, которые хорошо знают врачи-психотерапевты. Мы все ломкие, ранимые, незащищенные и самое главное, у большинства людей появилось ощущение, что они имеют право на агрессию, потому что раньше агрессивная реакция была табу. Сегодня демонстрация агрессивности – не табу. Навыки контрагрессивного поведения становятся базовыми в коммуникациях.
Роман Серебряный – медиатренер, медиатехнолог, секретарь Союза журналистов России с темой «Инфоповод глазами журналиста, читателя, пресс-службы».
– С журналистами надо общаться, нельзя, например, не брать трубку. Но это не значит, что с ними надо заигрывать. Пресс-службам необходимо создавать инфоповоды для неформального и формального общения. Пресс-конференция, а после чаепитие – это нормально. Это возможность всегда отслеживать реакцию журналиста, была ли публикация. Смело отсекайте тех, кто пришел на пресс-конференцию и никак не отработал. Если человек пришел просто пирожков поесть, не надо его больше приглашать.
Сергей Стиллавин – публицист, радиоведущий, «старейший автоблоГГер Рунета» с темой «Как удерживать интерес аудитории без регистрации и смс».
– Глобализация сделала так, что интернет уровнял в правах так называемых столичных журналистов и региональных. Сегодня современный журналист может жить, где угодно. Сегодня расстояния не имеют значения, важно в своей голове не принадлежать узкому, маленькому пространству, которое обязывает тебя быть региональным журналистом. Я не говорю о том, что нужно отказаться от любви к своей малой родине, но журналист – это человек, который смотрит шире…
Владимир Слатинов – доктор политических наук, эксперт Института гуманитарно-политических исследований с темой «Политическая колумнистика. Что можно писать о политике, кроме как о результатах выборов и фальсификациях?»
– Мы сейчас входим в большой избирательный цикл. Входит в него и страна, и Черноземье. В Воронеже мы имеем максимальную концентрацию СМИ и инфоресурсов, которые осуществляет анализ.
Татьяна Джумма – ведущий тренер по формированию личного бренда и коммуникации, психолог, видеоблогер с темой тренинга «Как говорить красиво и убедительно: 7 техник эффективной коммуникации».
– Люди оценивают нас по речи. Самое интересное – не что мы говорим, а как. Если мы хотим наладить с человеком контакт, нам необходимо понимать, что он для себя самый важный. Дайте возможность собеседнику похвалить себя и закрепить это эмоцией. Перфекционизм – это путь в никуда, ошибайтесь.
Татьяна Панкратова – карьерный консультант, бизнес-тренер, профориентолог, член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения с темой «Профилактика выгорания журналистов».
– Работа журналиста – сложная работа, ответственная. Как не выгореть при этом, найти баланс, как справиться с эмоциональным выгоранием и вернуться в норму? Во-первых, необходимо осознать наличие выгорания. Признаться самому себе, что вы не ленитесь, а устали. Во-вторых, проанализировать дела и подумать, так ли они необъятны. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично, игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации, хвалите себя и радуйтесь своим успехам и достигнутым целям.
18 декабря выступили:
Марат Баширов – автор сети информационно-аналитических telegram-каналов «Политджойстик» с темой «Как создать, вести и продвигать авторский телеграмм-канал на политическую тематику?»
– Цифровая демократия идет на смену представительской. Скоро треугольник: люди – эксперты – исполнительная власть станет основой современного общества.
Карина Назаретян – специалист по журналистской этике, эксперт Общественной коллегии по жалобам на прессу, автор телеграм-канала про медиаэтику «Всё переврут» с темой «Этика блогера: щупальца цензуры или путь к новой информационной культуре?».
– Балансировать между свободой слова и общечеловеческими ценностями и блогерам, и журналистам трудно, но необходимо, чтобы не навредить людям.
Глеб Черкасов – заведующий центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ с темой «Системный фактчекинг».
– Поскольку всё ушло на удаленку, всё ушло в обмен информации, количество информации будет только расти, и с этим надо что-то делать. Иначе у нас наступает информационная передозировка.
Светлана Кузеванова – старший юрист Центра защиты прав СМИ (выполняет функции иностранного агента) с темой «Актуальные правовые вопросы в деятельности редакций СМИ».
– Старайтесь все перепроверять. Если сомневаетесь, если у вас всего лишь один анонимный источник, дайте вторую точку зрения – официальную, покажите, например, что государственные органы придерживаются иного мнения. Не выдавайте эту информацию под видом достоверной, чтобы у читателя была возможности прийти к выводу, так это или нет.
Анна Иванова – директор по развитию новых каналов дистрибуции Rambler Group с темой «Настало время экосистем, технологических платформ и качественного контента. Как пандемия изменила СМИ».
– Кажется, придется жить по Эйнштейну: воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс. Пандемия сделала нас всех равными, осознанными и более человечными. Кажется, теперь, чтобы конкурировать, надо немного больше развивать собственную культуру, кругозор и широко смотреть на вещи.
КОНСТАНТИН СМИРНОВ – бизнес-тренер, эксперт по сложным переговорам и многократный чемпион России по управленческой борьбе проведет «Управленческий поединок».
Выступления всех спикеров доступны на в YouTube канале Дома журналистов по
ссылке.
Отзывы участников медиафорума:
Журналист газеты «МОЁ!», портала «МОЁ! Online» и цифровой газеты «МОЁ! Плюс» Кристина Воронина:
– Сегодня журналистике не обойтись без соцсетей, а журналистам – без понимания того, как они устроены. В бесконечном потоке информации СМИ важно не просто оставаться «островком здравого смысла», но и постоянно быть на виду и на слуху аудитории, разговаривать с ней на одном языке. Поэтому редакция «Ё!» с недавних пор активно развивает свой аккаунт в TikTok. Выступление Рената Янбекова на медиафоруме о секретах продвижения в этой соцсети оказалось крайне полезным и своевременным. Похоже, нашему СМИ не придётся тратить деньги на курсы по продвижению в TikTok, потому что советы Рената реально работают!
Андрей Цветков, главный редактор газеты «Коммерсантъ» в Черноземье:
– Для меня это тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло. В первый раз я «посетил» так много вебинаров и получил удовольствие от общения с настоящими профи в своих отраслях. По моему мнению, по уровню приглашенных экспертов этот форум задал планку, которую тяжело будет повторить. Сергей Стиллавин, Глеб Черкасов, Владимир Слатинов, Игорь Романов, Ренат Янбеков и многие другие просто приковывали к экрану компьютера. Наверное, многие приглашенные сами засиделись дома и счастливы были пообщаться с широкой аудиторией, хоть и посредством «зума». При этом аудитория могла получить практические знания по психологии общения, по продвижению медиа на новых платформах, по фактчекингу и просто по тому, как сегодня оставаться успешным журналистом и адекватным человеком одновременно.
Ольга Пегова, начальник организационно-аналитического отдела ТФОМС Воронежской области:
– Работа пресс-службы фонда ОМС довольно специфична. Наша организация не является каким-то торговым брендом, который нужно активно продвигать в медиасреде. Но работа фонда имеет колоссальное значение для всей системы здравоохранения, и играет важную роль в судьбе пациентов.
Глеб Зверев, ведущий специалист отдела ТФОМС Воронежской области:
– Форум, безусловно, был нам полезен в том, что помог разобраться в психологии журналистов, понять, что надо им в первую очередь, а что надо аудитории. Надеемся, что плодотворное сотрудничество с журналистами в будущем принесет свои плоды, и они будут предоставлять своей аудитории нужную, социально значимую информацию.