Как «приручить» электросамокаты и сделать их «добропорядочными соседями» пешеходов и водителей? Ответы на этот вопрос искали участники круглого стола в воронежском ЦУРе. Дискуссия объединила представителей власти, бизнеса и общественности.
Мероприятие началось с оценки масштаба проблемы. Руководитель ЦУР Андрей Черваков привел данные: с начала года ЦУР обработал 400 инцидентов, связанных с средствами индивидуальной мобильности. «Современный город невозможно представить без СИМ, это знак развития мегаполиса. Но мы фиксируем много жалоб по этой теме», — отметил он. Модератор дискуссии, редактор ЦУР Елена Дементьева добавила, что большая часть этих инцидентов носит негативный характер.
Начальник управления Госавтоинспекции ГУ МВД по Воронежской области Евгений Шаталов подтвердил серьезность ситуации официальной статистикой. «Мы вынуждены реагировать на такую обстановку – аварийность в участием СИМ растет. Тенденция очевидна, мы активизировали рейды», — заявил он. Он отметил, что, несмотря на законодательное определение СИМ, нужно дальнейшее регулирование. Проблему представляют скрытые ДТП, когда виновники пытаются уклониться, хотя операторы в целом предоставляют необходимую информацию.

Руководитель городского управления транспорта Михаил Шацких подробно рассказал о планируемых изменениях в инфраструктуре. «В этом году в Воронеже работали три компании, причем одна из них в текущем году работала не более двух месяцев. Всего в городе около 3000 СИМ», — сообщил он. Шацких расссказал о достигнутом соглашении с операторами: к началу нового сезона, с 1 марта, будут определены все парковочные пространства, а в случае заморозков самокаты будут автоматически блокироваться.
Уже организовано 13 зон полного запрета и 19 зон ограничения скорости, в основном в парках и скверах, и их количество будет расширено в 2026 году, добавил Шацких. Также будет установлено более 35 дорожных знаков для СИМ. Отдельно Шацких упомянул о поправке в правила благоустройства, позволяющей эвакуировать брошенные самокаты после предварительного уведомления компаний.
Председатель Общественной палаты Воронежской области Наталия Хван призвала к поиску гармонии между всеми участниками движения. «Гармония между пользователями СИМ и другими участниками движения возможна. Когда-то появились машины, и к ним адаптировались. СИМ — это часть нашей жизни», — заявила она. При этом Хван отметила серьезные нарушения ПДД владельцами электросамокатов. Она сообщила, что Общественная палата начала глубоко изучать тему, объединив усилия экспертов для начала диалога. Особое беспокойство у нее вызывают электровелосипеды курьеров, которые практически не регулируются в отличие от кикшеринговых компаний. «Они ездят, где хотят на очень высоких скоростях, почти все в наушниках. Городу нужны системные проверки и понятные правила ответственности», — подчеркнула Хван.
Руководитель пресс-службы сервиса Whoosh Денис Балакирев представил позицию бизнеса. «Наш взгляд не так отличается от позиции общественности и власти. Отмечу, что в городе формируется культура вождения — подавляющее большинство пользователей знает правила и осознает ответственность. Количество аварий в нашем сервисе снизилось на 50%», — заявил он.

Балакирев подтвердил острую необходимость развития инфраструктуры и рассказал о чат-боте по контролю СИМ, куда по всей России поступило уже 250 тысяч обращений. Он также поделился любопытной статистикой: если сначала самокаты были популярны у молодежи, то теперь основные пользователи — мужчины от 30 лет, а самые популярные дни для поездок — будни, особенно среда. По словам Балакирева, топ-5 улиц Воронежа по популярности у самокатчиков — Московский проспект, бульвар Победы, проспект Революции, Плехановская, Кольцовская и районы рядом с вузами. Генеральный директор ООО «Орбитал Технолоджи» (оператор Яндекс) Владимир Поляков добавил, что в следующем году компания планирует проводить школы вождения самокатов.
ЦУР продолжит свою работу по сбору и анализу обращений воронежцев по теме СИМ, чтобы помогать властям принимать взвешенные решения. Ранее специалисты ЦУР проводили аналитику по этой проблеме, которую направляли в органы власти.