9 февраля объявлен Международным днём борьбы с коррупцией. В 2003 году в этот день в Мексике на международной конференции была подписана Конвенция ООН против коррупции. Документ помимо прочего обязывал подписавшие его страны считать уголовным преступлением взяточничество, отмывание денег и т.д. Россия одна из первых стран расписалась под Конвенцией.
1 декабря на совещании в прокуратуре области начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Дмитрий Чеботарёв рассказал собравшимся, как сложились отношения с коррупцией в Воронежской области в этом году.
Самым ярким коррупционным делом 2009 года стал арест руководителя воронежского управления Росимущества Зафеддина Микаилова. Его обвиняют в получении где-то около 4 миллионов рублей от различных предпринимателей за согласование договоров субаренды на государственную недвижимость. В понедельник 7 декабря Микаилова выпустили из-под стражи под залог в 1,5 миллиона рублей.
Другие относительно громкие коррупционные истории связаны с сотрудниками управления МЧС, работником «Центра гигиены и эпидемиологии», экс-редактора газеты «Молодой коммунар» и с целой россыпью вузовских преподавателей.
Как сообщил в своём докладе Дмитрий Чеботарёв, из 726 преступлений коррупционной направленности (которые выявлены в области в этом году) на взятки приходится всего 131 дело, а из них большая часть – взятки по мелочам. Например, из 52 случаев «давания на лапу», зафиксированных в Центральном районе – 47 положили в карман преподавателям вузов. Благо в Центральном районе собрались почти все высшие учебные заведения города – есть, где поправлять статистику.
Интересно, что за эти 9 месяцев в 22 районах области вообще не поймали ни одного взяточника, а злоупотребляли полномочиями чиновники только в Коминтерновском, Левобережном, Ленинском, Советском, Кантемировском и Эртильском районах. Почти также же благополучно обстоит дело с коммерческим подкупом, который отсутствует как явление в 31 районе.
Докладчик связал такую непохожую на правду статистику с неудовлетворительной работой отделов милиции по борьбе с экономическими преступлениями и предложил пересмотреть критерии оценки работы сотрудников, которые занимаются оперативно-розыскной работой.