|
Чеченские власти в понедельник прокомментировали ход следствия по делу о покушении на экс-командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева, совершенном в Дубае более недели назад.
Вечером в понедельник президент Чечни Рамзан Кадыров объяснил, почему он лично невзлюбил Ямадаева. По его словам, Сулим Ямадаев мог быть причастен к теракту в Грозном 9 мая 2004 года, при котором погиб бывший президент Чечни Ахмад Кадыров.
«У меня на 70% есть доказательства, что он причастен к убийству моего отца, более того, он дважды покушался и на меня, хотел отравить озеро в резиденции (загородная резиденция в Гудермесе) в день инаугурации, у меня есть свидетели», – сообщил Кадыров.
В то же время президент Чечни не стал признавать причастность к убийству близких ему людей. Глава Чечни назвал «провокацией» выводы полиции Дубая о причастности к преступлению как депутата Госдумы и своего двоюродного брата Адама Делимханова, так и гражданина Эмиратов Махди Ларния, который был арестован в Дубае по обвинению в организации убийства. Последний оказался подчиненным Кадырова.
Чеченский президент сам признался, что задержанный по подозрению в организации убийства Ларния имеет к нему отношение. По словам Кадырова, тот является его конюхом и имеет алиби.
Как рассказал чеченский лидер, ответственный за содержание его скакунов в Эмиратах Ларния «в момент совершения преступления находился на скачках» и «постоянно поддерживал со мной связь по телефону».
Что касается обвинений в адрес Делимханова, которого полиция ОАЭ называет заказчиком преступления, то Кадыров воспринял их как личный вызов.
«Делимханов является моим близким соратником, другом, братом, более того, моей правой рукой. И любые заявления в его адрес я воспринимаю как сделанные против меня самого», – сказал президент Чечни.
Кадыров считает, что шеф дубайской полиции хотел «опорочить Россию и руководство Чечни, а также смазать случившееся, увести от ответственности действительно виновных лиц, скрыть свою несостоятельность и неспособность найти преступников».
С президентом согласен и уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. «Самое главное, удар косвенно направлен против Рамзана Кадырова и всей политики России на Кавказе и на Востоке», – сказал Нухажиев «Интерфаксу», добавив, что обвинения в адрес Делимханова «безосновательны и не законны».
Депутат Делимханов в понедельник был не доступен для комментариев. Помощник депутата Тамерлан Межидов сказал «Газете.Ru», что он находится в командировке. Президент Кадыров конкретизировал: «Делимханов изучает в Сирии условия учебы и быта чеченских студентов».
Между тем пресс-служба депутата распространила заявление, в котором Делимханов называет выводы следствия «провокацией и попыткой дестабилизации обстановки в Чечне». По его мнению, «непрофессионально строить расследование, а тем более делать заявления, в которых упоминается депутат парламента России, на основании сплетен и разговоров родных погибшего».
В воскресенье шеф дубайской полиции Дахи Хальфан Тамим объявил, что следствие считает Делимханова заказчиком убийства Ямадаева. Полиция выяснила, что пистолет, оставленный киллером на месте преступления, зарегистрирован на охранников Делимханова. По словам Тамима, в Ямадаева стреляли из позолоченного пистолета Макарова, хотя, судя по фотографии, распространенной дубайской полицией, оружие больше похоже на пистолет Стечкина.
К убийству, по мнению полиции, причастны иранец Махди Ларния и уроженец Таджикистана Махсуд Джан, которые уже задержаны. Они оба назвали в качестве заказчика преступления Делимханова. Еще троих – казахстанца Сальмана Кимаева и двоих россиян, Зелимхана Мазаева и Турбала Кимаева, – полиция объявит в международный розыск. Один из них является киллером.
В Ямадаева стреляли 28 марта на подземной стоянке жилого комплекса Jumeirah Beach Residence, где он проживал около четырех месяцев. Жив Ямадаев или мертв, до сих пор точно не известно. С одной стороны, журналистам показали предполагаемую могилу бывшего командира «Востока», а с другой, документы, подтверждающие факт смерти и похорон Ямадаева, в российское консульство пока не поступили.