|
По прогнозам исследовательской компании IKS-Consulting, в 2008 году совокупная абонентская база российских операторов ШПД составит около 9 миллионов пользователей, а по итогам 2009 года — порядка 12 миллионов. При этом из 9 миллионов этого года столичные абоненты составят 2,5–2,6, а региональные — 6,5 миллионов. Ранее эксперты ожидали, что количество столичных пользователей по итогам этого года достигнет 2,7 миллионов, а на региональном рынке — около 7. По итогам 2008 года динамика роста абонентской базы российских операторов приблизится к 68%, а в 2009 году рост выразится всего 30%. Хотя ранее по России общий рос базы абонентов прогнозировался в 43%. Объем рынка в денежном выражении по итогам 2008 года составит 2,3 млрд долларов, а в следующем году— 2,9 млрд.
Рынок широкополосного доступа, который три года подряд ежегодно удваивался, ожидает неизбежный спад. И для этого есть несколько причин. По мнению старшего консультанта IKS-Consalting Константина Анкилова, в условиях кризиса люди будут сокращать свои бюджеты, в том числе и на Интернет: «Помимо этого, многие интернет-провайдеры, входящие в крупные частные холдинги, в той или степени притормаживают свое региональное развитие, пересматривают стратегию на ближайший год, сокращая инвестпрограммы. У них есть ожидания, что кризис может усилиться. И пока они находятся в состоянии неопределенности, поскольку глубина кризиса непонятна». Константин Анкилов отмечает также, что помимо кризиса, с первого полугодия наблюдается замедление подключений на столичном рынке ШПД (в предыдущие несколько лет здесь рост был наиболее активным), который достиг насыщения — проникновение на нем интернет-услуг составило 63%.
Ранее эксперты прогнозировали, что начиная с этого года главным драйвером роста рынка ШПД должны стать именно регионы, где проникновение интернет-услуг составляет, по оценкам IKS-Consalting, около 13%.
Доли рынка ШПД по абонентским базам по итогам 2008 года распределятся следующим образом: 31% придется на компании, входящие в холдинг «Связьинвест», 15% — на компании АФК «Система», 14% — «ВымпелКом», 5% — «Акадо», 3% — «Эр-Телеком», 32% — прочие интернет-провадеры.
Опрошенные BFM.ru операторы отмечают, что финансовый кризис еще не оказал серьезного влияния на их бизнес. «За третий квартал число абонентов ШПД — физлиц — в регионах по всей группе «Комстар-ОТС» выросло на 25% до 61 тысяч, число корпоративных абонентов также увеличилось примерно на четверть — до 16 тысяч. Не исключаю, что можно прогнозировать некоторый спад, связанный с кризисом, среди частных клиентов», — поясняет пресс-секретарь этой компании (оказывает услуги ШПД под брендами «Стрим», «Стрим-ТВ» и МГТС) Екатерина Невская. Она отмечает, что в регионах почти каждый покупаемый компьютер подключается к Интернету (в отличие от Москвы): «И в связи с кризисом люди могут просто откладывать дорогостоящие покупки. Однако не думаю, что это сильно замедлит развитие рынка».
В кризис телекоммуникационные компании всегда входят последними, а выходят из него первыми, считает совладелец группы компаний «Акадо» Юрий Припачкин: «В целом, на рынок B2С услуг ШПД кризис сильно не скажется. Возможно, конечно, незначительное уменьшение ARPU (среднемесячный доход от одного абонента, — BFM.ru ) и замедление темпов роста абонентской базы. Что же касается рынка В2В, то здесь возможен незначительный отток абонентов за счет сокращения юридических лиц и, соответственно, снижение выручки операторов на 10-15%». По его мнению, рынок продолжит рост и составит около 20% за год. При этом основные игроки будут расти быстрее рынка — их рост в среднем может достичь 40%.
«При нарастании кризисных явлений возможно снижение ARPU за счет перехода пользователей на более низкие тарифы, но на темпы роста числа абонентов кризис вряд ли повлияет существенно», — говорит Припачкин. В то же время в «Связьинвесте» уверены, что развитию направления ШПД в компаниях, входящих в этот холдинг, кризис не помешает. «Мы рассчитываем, что спада не будет, а, наоборот, будет рост, и мы приложим к этому все усилия. Замедлится ли он, будет зависеть от общей ситуации на рынке и не только широкополосного доступа», — заявила BFM.ru начальник отдела взаимодействия с инвесторами и международными организациями «Связьинвеста» Юлиана Соколенко.
Но в условиях кризиса ожидать от операторов активного развития на региональном рынке в 2009 году не стоит. О сокращении инвестпрограмм на следующий год, в том числе и на региональную экспансию, уже объявили многие интернет-операторы. Например, холдинг «Акадо» заявил о временной «заморозке» проектов в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. «ВымпелКом» (владеет операторами «Корбина Телеком» и «Голден Телеком») также сокращает инвестиции в региональные проекты более чем вдвое. «Мы не сокращаем инвестпрограмму на следующий год и не отказываемся от стратегических задач по развитию регионального бизнеса, но не исключаем возможности увеличения сроков реализации некоторых программ», — рассказывает Екатерина Невская. «Вряд ли экспансия в регионы возобновится ранее второго полугодия 2009 года», — резюмирует Юрий Припачкин.
Впрочем, несмотря на замедление темпов развития Интернета в регионах, стоимость услуг все равно будет снижаться, как это было в предыдущие годы. «Например, сейчас в Москве абоненты могут пользоваться услугами безлимитного интернета за 650 рублей на скорости 8 Мбит/с. В регионах за аналогичную сумму пользователь получит скорость доступа к Сети ниже — до 1 Мбит/с, а зачастую, и еще меньше», — рассказывает директор по развитию широкополосного доступа в Интернет «ВымпелКома» Александр Малис. По его мнению, потенциал снижения тарифов на использование услуг ШПД есть, и цены, действительно, снижаются. «Например, в Ростове год назад можно было за 650 рублей пользоваться безлимитным Интернетом на скорости 128 кбит/с, а сейчас за эту сумму абонент получает неограниченный доступ к сети на скорости 512 кбит/с», — утверждает Малис.