Как развивается благотворительная деятельность в Воронежской области, обсудили в формате «открытого микрофона» представители НКО на фестивале «Добрый край Воронежский». Беседа на тему «Благотворительность на современном этапе» свелась к дискуссии о новых вызовах, стоящих перед некоммерческим сектором.
«Проблема – в отсутствии единого оперативного штаба»
Как справиться с потоком запросов на помощь от вынужденных переселенцев, если механизмы взаимодействия с госструктурами далеки от совершенных? Этот вопрос адресовал участникам круглого стола руководитель организации «Волонтерский корпус 36» Николай Лищенюк.
«Меня беспокоит социальный статус общественного куратора пунктов временного размещения. Есть ПВР, куда кураторов пускают с большим трудом, каждый раз проверяя документы, либо не пускают вообще. А люди, которые из-за этого не могут получить помощь, пишут об этом потом в соцсетях», – пояснил свою точку зрения Николай Лищенюк.
Он призвал к открытому диалогу профильные департаменты и структуры, которые могли бы упростить порядок оказания помощи. По мнению Николая Лищенюка, в регионе, который принял уже около 13 тысяч переселенцев (4 тысячи из них живут в ПВР, остальные прибыли самостоятельно), проблема заключается «в отсутствии единого оперативного штаба», который мог бы функционировать по аналогии с оперштабом по коронавирусу. В этот штаб входили все ответственные департаменты, представители которых встречались еженедельно, чтобы решать возникающие вопросы.
Руководитель Центра социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство жить» Юлия Никифорова отметила, что вопросы, требующие включения, причем индивидуального, возникают ежедневно. И, учитывая профиль деятельности автономной некоммерческой организации, они связаны с оформлением документов.
Есть люди, которые прибыли в регион вообще без документов, и им нужно как-то легализоваться на новом месте. Если человек заселен в ПВР, то первый этап он проходит по месту: миграционная служба прямо в ПВР осуществляет постановку на учет иностранных граждан. А вот ко второму этапу – оформлению временного убежища – переселенцы приступают уже самостоятельно.
«Но даже в черте города есть пункты, сильно удаленные от отделов миграционной службы. Добираться туда неудобно, подвоз людей не организован, а для того, чтобы получить временное убежище, приходить туда нужно, как правило, не раз и не два. Люди поставлены в такие условия, что им приходится искать средства на транспорт», – сообщила эксперт в сфере миграционного права Юлия Никифорова.
Она предложила проводить второй этап оформления гражданства тоже на выезде, хотя в таком случае миграционным службам придется увеличить штатное расписание.
«Установила лимит: помощь лишь дважды в одни руки»
Совершенствовать порядок предоставления помощи и внутреннее взаимодействие НКО друг с другом необходимо не только работая с пунктами временного размещения, но и с самоприбывшими.
«В муниципальных районах беженцам уделяют не такое пристальное внимание, как в областном центре. Туда помощь доходит только от нас, поэтому те, кто там проживает, не избалованы. Они понимают, что, несмотря на непростую ситуацию – а переезд в другую страну всегда стресс, нужно как-то обустраивать свою жизнь. Они занимаются документами и готовы взяться за любую работу», – рассказала президент Благотворительного фонда «Милосердие» Ольга Васильева.
Вот только в районах людей без оформленных документов и гражданства на работу брать опасаются, тогда как в самом Воронеже беженцам работу предлагают, а они не идут. Из всех прибывших в регион порядка 30% – трудоспособное население, из них только половина готова пойти на работу.
По словам регионального координатора психологов — волонтеров клинического психолога Виктории Квасовой, в некоторых случаях это связано со сложными процессами адаптации психики, но, как добавляют ее коллеги, нередко – и с иждивенческими настроениями.
«Иногда бывает так, что сразу на нескольких складах помощь получает один и тот же человек или семья, и это уже превращается в некое развлечение. И одному достается пять пар кроссовок, а другому ничего. Мы решили этот вопрос на уровне внутреннего взаимодействия: семь НКО взяли кураторство сразу над несколькими пунктами и контролируют объемы выданной помощи», – рассказал генеральный директор Ресурсного центра поддержки НКО Валерий Черников.
Чтобы прервать подобное «гастролирование» по гуманитарным складам, к которому прибегают отдельные граждане, Ольга Васильева призвала ставить лимит на предоставление помощи. В ее организации действует именно такой подход: «помощь лишь дважды в одни руки», пояснила она. Гуманитарных складов в Воронежской области несколько десятков, и, если на каждом из них по два раза предоставят помощь обратившемуся, этого будет достаточно.
«Наша задача – аккуратно подталкивать людей к решению выйти на работу. Чем дольше они будут находиться вне занятости, тем сложнее им будет потом выходить из этого состояния», – считает Валерий Черников.
«Очень пострадало направление социального проектирования»
Некоммерческие организации оказались вынуждены перестроить систему оказания помощи в связи с прибытием в Воронежскую область огромного потока вынужденных переселенцев. Это неизбежно отразилось на их основной деятельности. Из-за того, что работы стало больше, «вскрылись» явные инфраструктурные пробелы и обострилась проблема с выгоранием коллективов. Эти вопросы также стали ключевыми в обсуждении на круглом столе.
«Мы пока еще не возобновили работу по трем программам, которые действовали у нас до 2020 года. «Школа приемных родителей», мастер-классы профессиональных поваров для выпускников интернатов «Рататуй» и выездные лагеря для детей-сирот были приостановлены из-за пандемии, но и сейчас мы по-прежнему не можем начать работу по ним», – пояснила АСИ Ольга Васильева.
На Центр социально-правовой поддержки переселенцев нагрузка с начала марта текущего года возросла троекратно, но основная сложность для него не связана с кадровым дефицитом: волонтеры откликаются активно. У АНО «Искусство жить» нет спонсорской помощи, а потому существовать она может только на гранты.
«Направление социального проектирования очень сильно пострадало, а это основной источник наших доходов. Если мы не будем писать проекты, мы не сможем получать финансирование. Нам пришлось приложить массу усилий, чтобы принять участие хотя бы в основных конкурсах. Еле-еле успевали податься в последние дни», – рассказала АСИ Юлия Никифорова.
Курс в сторону устойчивости держат сейчас многие воронежские НКО. В общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов детства старше 18 лет «Перспектива» озадачились вопросом внедрения в работу фандрайзинговых стратегий. Организация уже разработала QR-код для перечисления пожертвований на счет, пояснила руководитель Тамара Харсеева. Новые проекты, направленные на сбор помощи, появились в организации «Общие дети».
Клинический психолог Виктория Квасова предложила разработать специальную программу по оказанию психологической помощи для сотрудников НКО, которым и вправду приходится работать практически без выходных два с лишним года: сперва в условиях коронавируса, теперь – в условиях спецоперации.
Источник : Агентство социальной информации
Фото: Ресурсный центр поддержки НКО Воронежской области