Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Интервью 11428

40 дней фотограф из Воронежа провел на краболовном судне в Беринговом море

some alt text
Холодное Берингово море во все времена манило путешественников и искателей приключений. Не смог отказаться от возможности увидеть дальние берега и испытать себя на прочность на борту краболовного судна и воронежский фотограф Марк Шишкин, многим в городе известный как создатель «акварельных облаков».
 
По признанию самого Марка, до этой поездки весь его опыт ограничивался разве что прогулками на речных трамвайчиках в Санкт-Петербурге и Казани. Теперь же фотографу предстояло провести 20 дней в открытом море на корабле в компании опытных моряков. Суровое испытание. Особенно учитывая, что вместо запланированных трех недель, оно продлилось почти в два раза больше. После такого мы не могли не поговорить с Марком о пережитых впечатлениях, преодолениях и трудностях работы в экстремальных условиях.
 
 
Из путевого дневника, 24 января 2020, 3 день.
 
Чувствую себя героем какого-то детского мультика. Взял свою кружку, хочу подойти к столу, на котором стоит бойлер с кипятком. В этот момент судно кренится в направлении моей спины, пытаясь оттащить меня в противоположную сторону. Я, как Майкл Джексон, наклоняюсь вперёд, чтобы сохранить равновесие – со стороны наверняка выглядит эффектно! В этот момент судно меняет сторону крена, и я в том же положении стремительно приближаюсь к водонагревательному устройству, вовремя убрав от него руки. Аттракцион повторяется. Сидящие в камбузе члены экипажа смеются, наблюдая мое мотыляние и жалкие попытки наконец-то заварить себе чаю.
 
«Есть авантюрка сходить в Берингово море. Хочешь?»
 
Заманчивое предложение поступило от заказчиков, с которыми Марк до этого уже работал. 
 
– Летом прошлого года я познакомился с командой фотохостинга GEOSPORT.PRO, с которым сотрудничал и продолжаю сотрудничать. Так вот, один из офисов компании находится во Владивостоке. Они выступали медиаподрядчиками, которым нужен был репортажный материал для компании-судовладельца. Мне предложили войти в команду в качестве фотографа, наравне с оператором и продюсером. Вообще все началось с банального вопроса: «Есть авантюрка сходить в Берингово море на несколько недель. Хочешь?», – вспоминает Марк. – Ну, я и согласился.
 
 
Из путевого дневника, 2 февраля 2020, 12 день.
 
Утром, идя в кают-компанию, встречаю краснолицего Илью, нашего оператора. Понимаю, что он только-только вернулся со съёмок на палубе. «Ты лучше иди скорее наверх, там море кипит, очень красиво!» Что ещё за кипящее море, думаю я... Смотрю в иллюминатор, только ничего в нем не вижу: за ночь он покрылся изрядным слоем льда. Одеваюсь во все одежки, чувствую себя капустой, поднимаюсь на корму. И столбенею от увиденного: море действительно «закипело». С поверхности воды как будто вырываются фонтаны пара, образуя над ней белесую завесу. В контровом свете Солнца картина больше похожа на сюжеты из фантастических фильмов о других планетах, чем на морской пейзаж с Земли. 
 
– Конечно, я еще не раз обдумывал свое решение. Да и заказчики спрашивали, не передумал ли я, уверен ли? Но я был непоколебим. Сомнения и страхи были, разумеется, – признается Марк. – Я ненавижу холод и не умею плавать, поэтому холодное и глубокое Берингово море в середине зимы было для меня квинтэссенцией моих фобий. И уже стоя на причале у трапа, немного потряхивало: «Вот куда я суюсь? Зачем оно мне надо? Опасно же!» Но немного дыхательной гимнастики привело меня в чувство уверенности и правильности того, что я делаю.
 
– Когда ты согласился, сколько времени до отплытия оставалось? Как проходила подготовка?
 
– Между предложением и выходом в море прошло ровно 2 месяца. За это время я пересмотрел кучу всякого материала по морской и рыболовной тематике: фильмы, статьи и фотоматериалы. Это облегчило мне понимание того во что я ввязывался, и на что мне опираться в плане работы. Кроме того, готовился технически, в соответствии с советами заказчика. Купил новую полнокадровую камеру, в дополнение к первой, новое, более подходящее под условия, термобелье, горнолыжные штаны, непромокаемую куртку, в которой должно быть комфортно при температуре -20 градусов, тонкие и теплые перчатки, несколько пар вязаных и спортивных носков, балаклаву. По прилету во Владивосток приобрел еще рыбацкие сапоги с металлическими шипами на подошве: без них было бы трудно стоять на заледеневшей палубе. В общем, свое зимнее снаряжение пришлось обновить полностью, и теперь не знаю, что со всем этим делать. В Воронеже нет таких погодных условий, в которых эта теплая одежда пригодилась бы, – смеется фотограф.
 
– Друзья или близкие не пытались отговорить?
 
– Друзья – нет, они наоборот поддержали единогласно, даже немного завидуя. А вот с родителями пришлось сложнее. Мама после первой же новости о том, куда я собрался, принялась отговаривать меня от этой затеи, и не прекращала своих попыток вплоть до последнего дня перед вылетом во Владивосток. Конечно, ее чувства можно понять: я единственный ребенок в семье, живу далеко, она сильно переживала. Мой дедушка, ее отец, воспринял ситуацию более спокойно, хотя не сказать, что радостно. Но он военный с 40-летней выслугой, и несмотря на свои 82 года, обладает трезвым умом и рациональным мышлением. Он сказал матери, мол, твой сын взрослый человек, и если он на это идет, значит, ему это нужно. В общем, время перед отплытием было наполнено некоторой напряженностью между мной и родительским домом.
 
«Раньше я плавал только на речных трамвайчиках»
 
Отплывали из порта, который расположен в 200 км от Владивостока. Потом плыли по Японскому морю через острова Хоккайдо и Хонсю, вдоль Курильских островов и побережья Камчатки. Прямиком в Берингово море.
 
– Мой единственный опыт плавания до того момента ограничивался речными трамвайчиками в Москве, Питере и Казани. Катание на банане, пожалуй, не будем брать в расчет. В общем, в морях, дальше их побережий, я не бывал ни разу.
 
– В первые сутки на судне не было желания сбежать? Когда понял, что тебя ждет?
 
– Было интересно! Новые условия, новые люди, новая работа, новый для меня вид транспорта. Желание сойти на берег появилось ближе к середине экспедиции, когда мы поняли, что вместо 21 запланированного дня мы будем в море...неизвестно сколько. По факту получилось 40 дней. И вот когда узнали о задержке, тогда, конечно, настроение немного подпортилось. Но я все происходящее воспринимал как приключение. Это по сути оно и было. Поэтому, хоть и была тоска по суше и привычному комфорту, не могу сказать, что я исстрадался.
 
 
Марк признается, что сначала опасался проблем со здоровьем. В таких условиях неподготовленного человека с легкостью могла надолго вывести из строя морская болезнь. Но, не только к удивлению самого фотографа, но и к удивлению членов экипажа, все было хорошо.
 
– Больше всего мне мешала, – задумывается Марк, – пожалуй, мешала сама смена обстановки. И не потому, что она была плохой, а потому, что все слишком непривычно. Ты на небольшом корабле, основную часть времени окружен узкими коридорчиками и стенами кают, вокруг 25 абсолютно незнакомых и чужих тебе мужиков. В маленькой каюте со мной жили еще 2 человека, а для меня жить с кем-то вместе (за исключением дамы сердца, разумеется) – то еще «удовольствие». Постоянная качка, шторма, не замолкнувший ни на минуту за все 40 дней двигатель, продуцируемый шум по всему кораблю, плюс осознание отдаленности от берега и от дома – в общем, это был по всем фронтам выход из зоны комфорта.
 
А еще, признается Марк, жутко не хватало фруктов. Первое, что купил в магазине, когда вернулись на сушу, были любимые бананы.
 
– Расскажи, как обстоит дело с условиями проживания на корабле, и вообще, наверняка же есть какой-то «распорядок дня»?
 
– У медиагруппы как такового распорядка не было, мы жили по нужному нам графику. Если надо снимать ночью: работаем ночью, а днем спим, надо снимать днем – то, соответственно, все наоборот. У экипажа свой график. Есть 2 команды, у каждой 16-ти часовая смена.
 
Но обед, как говорится, «по расписанию»: завтрак в 8.00, обед – в 12.00, а еще полдник в 16.00 и ужин в 20.00.

– С бытовыми условиями, на самом деле, все вовсе не плохо. Да, каюты совсем крошечные, но на корабле большая кают-компания с мягкими диванами и двумя плазменными панелями (к одной подсоединена TV-приставка, ко второй – Playstation), есть стиральные машинки, сушилки для белья, небольшой спортзал, сауна, посудомоечная машина. Поэтому чисто в бытовом плане каких-то проблем не было, и условия более чем достойные. У меня дома, например, нет плазмы, Playstation и посудомойки.
 
– Выход в море на корабле на такое время – в каком-то смысле та же самая самоизоляция, в которой мы находимся сейчас. Тебе было сложно в психологическом плане быть оторванным от земли, от близких людей? Знаю, что с интернетом на корабле были большие проблемы. Не давила атмосфера?
 
– Лукавить не буду, было не просто. Не зря говорят, что быт определяет сознание. И непривычный быт, удаленность от земли, дома и привычного уклада жизни не делали внутреннее состояние более веселым. Но и особого угнетения я, опять же, не испытывал. В конце концов, когда-то я и в армии служил, а там условия были и посложнее. Касаемо вопроса о «давящей атмосфере». Я склоняюсь к тому, что не атмосфера давит, это человек тем или иным образом эту атмосферу воспринимает в своей голове. Так что, если самого себя не накручивать, то всё происходящее проживается в достаточно спокойном внутреннем состоянии.
 
Новость об эпидемии коронавируса на борту восприняли с тревогой, особенно когда начали закрываться границы с государствами. Иностранный рынок сбыта морепродуктов имеет большое значение для российского промысла. Но особенно на этой теме внимание на корабле никто не заострял. Причина и в огромных расстояниях, которые отделяли экипаж от земли, и в количестве работы. Думать нужно было о других вещах.
 
– Запретов никаких не было, я снимал там, где считал нужным: и во время вылова, и в машинном отделении, на капитанском мостике – все дозволялось. Во время работы лишь спрашивали, можно ли встать на нужное нам место, чтобы и морякам не мешать, и себя не подвергать опасности. Какие-то нюансы мне объясняли, разумеется, потому что не вся потенциальная опасность была очевидна изначально. Инстинкт самосохранения у меня не притуплялся, наоборот, помогал мне не делать заранее опрометчивых вещей, но и чрезмерно я себя все же не берёг, мог и на самую верхнюю палубу в сильную качку забраться, и в шторм подняться на нос судна, если в том была необходимость. Ну а как иначе передать всю сложность этой работы? Там же я не один такой, там два с половиной десятка человек, которые рискуют своими жизнями ежедневно, чтобы потом мы с вами вкушали блюда из морепродуктов.
 
А снимал я, собственно, всё. У каждого из нас было свое техзадание, в соответствии с которым надо было отснять ключевые моменты, как работы, так и быта моряков.
 
 
Без пейзажей тоже не обошлось. Когда окружает такая красота, удержаться от того, чтобы не снимать постоянно – очень сложно.
 
Шторм в открытом море и полчаса без электричества
 
– Скажи, а в техническом плане были сложности? Для камеры работа на холоде – тоже испытание.
 
– Техника постоянно охлаждалась, потом нагревалась до комнатных температур, запотевала, высыхала, покрывалась слоем льда и соли, – вспоминает Марк. – Одна из камер периодически переставала реагировать на нажатие кнопки спуска (позже выяснили, что немного заржавел контакт), у одного из объективов появился тугой ход фокусировки – немного забилась соль. В общем, опасения за технику были, и небезосновательные.
 
– Попадали ли в сложные погодные условия?
 
– Сложные погодные условия были 2/3 времени нашего мореходства. Шторма, дожди, снега и метели были совершенно рядовыми явлениеми. Однажды мы попали в сильнейший шторм с нереально высокими волнами. Так мало того, корабль на полчаса полностью лишился электричества, из-за чего мы потеряли управление, а это могло грозить потоплением в таких условиях. По каютам летало все, что не было закреплено, людей мотыляло, как в стиральной машине, а механики в таких условиях устраняли неисправность. Но я это все знаю со слов других, потому что сам я в этот момент спал. И даже неистовая качка не смогла меня разбудить.
 
К слову, про качку и сон. Изначально я полагал, что в таких условиях буду плохо спать, но ошибался. Мало того, что в качке я находил своеобразное удовольствие, так еще и спал при ней как убитый. Несмотря на узость моей кровати на втором ярусе, прямо под потолком, во время сна я ощущал себя словно в колыбели, обволакиваемой спокойствием и мерным гулом волн за бортом, периодически целиком поглощавших иллюминатор нашей каюты.
 
– Что дал тебе этот опыт? Повторил бы, если бы появились предложения?
 
– Конечно, повторил бы. По крайней мере, если рейс по количеству дней будет сопоставим с прошедшей экспедицией. На три месяца и более, сколько обычно длится рейс, я бы не пошел, не чувствую в себе такой готовности ни технической, ни психологической.
 
А сам опыт дал мне многое, очень многое. Конечно же, это опыт съемки в тяжелых условиях. Попробуй-ка поснимай, стоя на баке – открытой носовой палубе – в шторм, когда левой коченеющей рукой ты держишься за какой-то поручень, правой рукой вслепую кадрируешь и снимаешь (вслепую – потому что смотреть в видоискатель больно из-за ветра с крупицами льдинок), в это время корабль уходит куда-то вниз из-под твоих ног, а сами ноги предательски скользят на мокрой обледеневшей палубе. Это попросту страшно, но надо сосредотачиваться на происходящем, на сюжете, а не на том, что происходит лично с тобой. А еще я научился не заваливать горизонт во время качки, поэтому немного злюсь на себя, когда допускаю эту ошибку, стоя на ровной поверхности. В общем, это опыт создания классных кадров вне зависимости от внешних условий. И хоть он у меня и без того не маленький, но эта экспедиция стоит особнячком в моем рейтинге условий, подтягивающий фотографический «скилл» (прим. ред. от англ. – умение, навык).
 
Плюс, разумеется, психологический опыт, умение поддерживать свое состояние стабильным, не поддаваться страхам, панике, унынию и тоске. Это опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, работающими в суровых условиях северных морей. Проще говоря, каждый день на борту – словно полгода на суше.
 
 
Из путевого дневника, 8 февраля 2020, 18 день.
 
«Да на хрен такую работу!»
Именно с этой мыслью я прожил первую половину сегодняшнего дня, поглядев и поснимав работу краболовов. 
Одежда мужиков за несколько минут покрылась корочкой льда, да и на своих заросших бородой щеках я почувствовал, как лицо заледенело. Тяжело открыть глаза, резкий порывистый ветер с мелкими льдинками больно бьёт по лицу и телу, стремясь тебя отодвинуть, палуба под ногами жутко скользкая, стараюсь все время держаться хотя бы за что-то, потому что устоять на скользкой качающейся поверхности действительно тяжело. Да и страшно, если честно. А мужики словно не обращают на погодные условия внимания: орудуют ломами, лопатами сбрасывают лёд за борт, шутят матросскими шутками, а когда с головой накрывает волна, улыбаются, кричат «Норма-а-льно!». А я матерюсь на все вокруг происходящее, потому что испытываю квинтэссенцию чувств: жутко холодно, ветер продувает несколько слоев одежды, стоять скользко, отцепиться от лееров страшно, но снимать надо двумя руками, а не одной, лицо болит, глаза слезятся, так ещё и вторая волна накрыла и меня, залив не только меня самого, но и оба моих фотоаппарата.
 
Совсем недавно вернувшись из захватывающего путешествия, Марк смотрит только вперед и признается, что есть еще очень много вещей, которые бы хотелось осуществить. И поснимать:
 
– Вулканы Камчатки! И Курильские острова! Проплывая мимо них, я поражался высоте и красоте этих регионов, и мне жгуче хочется попасть туда и поснимать тамошние красоты. Но, боже мой, как же это дорого! Надеюсь, эта мечта когда-нибудь осуществится. В конце концов, я же несколько лет мечтал попасть на Дальний Восток, и вот, мечта сбылась, причем не только неожиданным, но еще и крайне удивительным образом! А по автоспортивной тематике (прим. ред. – также Марк занимается съемкой спортивных мероприятий, об этом мы уже писали в преддверии 23 февраля) мне хочется поснимать ралли «Дакар», но касаемо этого у меня много вопросов в первую очередь к своему здоровью.
 
– Скажи, есть ли для тебя темы, потенциально громкие, которые, условно, могли бы вписать твое имя в историю, но ты никогда не опубликовал бы снимки в силу моральных принципов?
 
– Очень интересный вопрос, на который у меня нет однозначного ответа. По крайней мере, на данный момент. Будучи военным фотографом, я был функцией, выполняющей свои обязанности и свою работу. Те принципы, которыми я руководствовался тогда, простому обывателю могут показаться циничными, а то и вовсе жестокими. В повседневности же, я надеюсь, что фотография не встанет поперёк снимаемых мною людей и моей человечности по отношению к ним. Мне хочется в это верить, и очень не хочется проверять.