День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
Певица Екатерина Болдырева нарисует в воображении воронежцев сказочные картинки
Ее звезда взошла в 2002-м на сцене главного бардовского фестиваля страны – Грушинского. С тех пор живет, не умирает версия о том, что ее музыка – самое красивое, что появилось в авторской песне за последние 15 лет.
Конечно, можно поспорить насчет «самого» и 15 лет, но творчество Катерины Болдыревой без сомнения определило новое течение в гитарном жанре. Это – свежий микс из множества стилей в сочетании с поэзией пушкинской закваски. У Болдыревой рождаются не просто песни со смыслом, а песни-истории, песни-сказки, заставляющие воображение слушателя раскрываться и рисовать лубочные картинки. Даже «чеширский кот» российского шоу-бизнеса Дмитрий Дибров не смог устоять перед ними и, не выходя из прямого эфира своей «Антропологии», окрестил Болдыреву «будущей супер-мега-звездой». Трудно понять, почему за столько лет Воронеж вживую знакомится с ее творчеством лишь впервые. Но тем сильнее предвкушение встречи с одной из наиболее неординарных персон «грушинского круга».
- Ты просишь, чтобы поклонники и друзья называли тебя Катериной или Риной. Почему варианты Екатерина или Катя не в почете?
- Екатерина или Катерина, да. Рина – для близких или для тех, кто считает, что называть чужого взрослого человека коротким именем – нормально. Катя – нет, потому что я не Катя.
- Твои песни относятся к авторской музыке, но авторская музыка очень разнообразна. Можно ли как-то точнее описать твое творчество и жанр?
- В русской культуре ближе всего – фолк, акустический рок, авторская песня. В зарубежной – есть более точное определение моего стиля: guitar poetry, гитарная поэзия. Песни в акустике, в основе которых лежит не музыкальное самовыражение, а вербальный смысл.
- Какие три композиции из твоего репертуара ты бы посоветовала людям, вообще не знакомым с твоей музыкой, чтобы составить впечатление о Рине Болдыревой?
- Рина Болдырева – ювелир и домоседка. Три песни Екатерины Болдыревой: 1) Летчик, 2). Селянка, 3). Межгород.
- Ты – постоянный участник фестивалей авторской песни, лауреат «Грушинского фестиваля». При этом не создаешь впечатление, что «свитер прожженный слетный» и «дым сигарет «Прибой» – это про тебя. Как в общую культуру бардовского палаточно-небритого движения вписывается твой воздушный образ в легком сарафане и с красиво уложенными волосами?
- У Вас устарелые сведения. Палаточно-небритым фестивальное движение могло показаться в 80-х годах прошлого века. Откройте фотографии прошлого года. Я далеко не самая нарядная из выступающих на Грушинских сценах артисток. И даже среди фестивальных зрителей. Но за комплимент спасибо.
- Это уже бородатая тема, но хочется отметить еще раз: в тебе есть внешнее сходство с актрисой Алферовой. На фото в группе ВКонтакте ты вообще похожа на Барбару Брыльска. Твой творческий путь девушки с гитарой чем-то напоминает путь Земфиры. Тебе какое из сравнений больше нравится?
- Ни одно. На Алферову я не похожа, хоть это было бы приятно. В группе почитателей своего творчества ВКонтакте не состою, это было бы как-то нескромно. Но на той фотографии, о которой речь, может быть и похожа на Барбару Брыльска, но уж точно совсем не похожа на себя. А про Земфиру – удивлена! Встречный вопрос: чем именно похоже наши с ней творческие пути?
- Милый образ и (судя по некоторым песням) твердый нрав – это единственное твое противоречие?
- Милый образ и твердый нрав – это противоречие? Если так, то оно свойственно доброй половине представительниц моего пола. Но вопрос, очевидно, адресован героиням моих песен? Не могу же я допустить, что Вы между мною и ими ставите знак «равно». Дело в том, наверно, что мне самой не интересны женщины с «нетвердым» нравом. Да и мужчины... Облик при этом может варьироваться.
- На bards.ru пишут, что ты любишь автомобили. Что тебя в них привлекает?
- Все врут. Я 12 лет как не за рулем и не стремлюсь. По-настоящему мечтаю пилотировать вертолет, и меня в этом привлекают высота и маневренность, а в первую очередь – сам вертолет.
- Это правда, что ты окончила училище по специальности «художник татарской кожаной мозаики»? Если да, то во-первых объясни, что такое татарская кожаная мозаика. А, во-вторых, расскажи, для чего тебе понадобился этот специфический вид прикладного искусства?
- А вот это правда. Училище я окончила, когда ушла с одной работы и не нашла другой, учась при этом в институте на заочном. Чтобы год не пропадал зря. В принципе, выбор был невелик. В том году, когда я поступила, было три специальности: резьба по дереву (это парни, и они вечно ходили с перебинтованными пальцами), вышивка (не мое) и кожаная мозаика. Кожей я к тому времени уже занималась: делала украшения, которые 20 лет спустя назовут «стиль бохо», и мозаика мне подошла. Это красивый вид народного творчества. Ему примерно тысяча лет – такими данными располагают археологи. В основе лежит нарядный и трудоемкий «Казанский» шов, которым соединяются между собой элементы мозаики. Ею в татарской народной традиции декорируются пояса, обувь, сумки. На пальцах объяснять нелепо, загуглите. Картинок в интернете достаточно. А во-вторых, я люблю ремесла, особенно декоративные.
- Вернемся к музыке. Кто герои твоих песен? Откуда берутся темы для текстов? Да, и все-таки: тексты или стихи – как правильнее в твоем случае?
- Герои – люди и звери, сказочные существа и неодушевленные предметы. Все как у всех. Темы для текстов находят меня сами, и начинается обычно с того, что в голове возникает образ будущей песни – ее окончательная форма, приблизительное содержание и одна-две музыкальные и текстовые строчки. Дальше могут пройти недели или месяцы, пока эта конструкция обрастет словами и музыкой. С момента первого «явления» песни и до момента «готово!» у меня проходили как полчаса, так и десятилетия. Тексты или стихи – мне все равно.
- Пару провокационных слов о поэзии в принципе. Ты как-то отметила, что из поэтов для тебя круче Пушкина нет никого. Но Пушкин избавил литературный язык от так называемого "высокого штиля", тем самым приблизив его к народу, а саму поэзию – к массовой культуре, говоря современным языком, – к попсе.
Где, когда и кем Пушкин в русской литературе считался попсой? Если встретите ИХ, плюньте им в глаза, не стесняясь! Пушкин заговорил на новом языке своего времени. Его поэзия – абсолютна и эталонна, и останется такой через 100 и 200 лет. За доказательствами обратитесь к любому литературоведу, и не только русскому. Или – к первоисточнику.
- В твоей музыке присутствует много стилей: рок, блюз, регги, шансон и другие. Но, как показалось, преобладают этнические мотивы и оттенки. С чем это связано?
- Это связано вот с чем. Я слушаю то, что люблю, и все, что я люблю, становится моим. Моими мыслями, обстоятельствами жизни, песнями. Почему я люблю народную музыку, сейчас уже сложно сказать. Так стало. У меня есть песни-друзья. Есть авторы-учителя – хотя они не знают о моем существовании. Это нормально. Так нередко бывает.
- Однажды в программе «Антропология» известный телеведущий Дмитрий Дибров очень тебя хвалил, называя «будущей супер-мега-звездой» и всячески рекламируя продюсерам. Просто интересно – реклама Диброва сработала?
- Да и работает до сих пор, спасибо Дмитрию! Недавно в Чимкенте хозяин ресторана угостил меня фирменным блюдом, вспоминая ту программу Диброва и радуясь нашему знакомству! А тогда, после его ночной передачи – да, реклама сработала. Меня пригласил побеседовать один известный продюсер. Когда он рассказал, что именно в ходе нашего плодотворного сотрудничества он собирается делать с моими песнями, я вежливо откланялась. Шоу-бизнес – не мое, как оказалось.
- Какое твое отношение вообще к звездам и звездности? Ты обрадовалась, когда очень популярный на тот момент дядька предрек тебе такое мега-будущее?
- Это ведь было давно, я, признаться, и не помню. Нет, эйфории какой-то не было. Я вообще неспортивный человек. Сейчас сделаю признание: петь свои песни для 30 человек или для 30 тысяч – для меня в принципе без разницы. То есть, разумеется, для 30 тысяч включаешь другую энергетику. Но это – вопрос исполнительской техники, а не адреналина. Если об отношении к звездам и звездности – среди моих таковых нет. Может быть, это потому, что человек «твердого нрава» (см. выше) звездной болезни не подвержен. Если речь о Диброве, то он не звезда, нет. Это просто чудовищно талантливый и при этом нуждающийся в публичной самореализации человек. Звезды всходят и заходят. Дибров и ему подобные будут заниматься любимым делом столько, сколько им это угодно.
- Твой кумир – Борис Гребенщиков. Пытаешься ли ты в чем-то подражать ему в творчестве или в восприятии жизни? Готова последовать, скажем, его примеру и спеть в переходе метро?
- Сознательно подражать я не хочу никому. В том числе и потому, что мой кумир и учитель – БГ. В переходе пела и не раз. И на улицах тоже.
- Какую музыкальную программу ты собираешься привезти в Воронеж 30 января?
- Авторскую. Вообще-то я люблю петь свои новые песни, но в программе будут те, которые чаще всего просят спеть и охотнее всего подпевают мои зрители. Потому что в Воронеже я буду впервые.
-Каждый артист своим выступлением дарит зрителям какие-то особенные чувства. Кто-то заряжает оптимизмом, кто-то вызывает ностальгию или дает почву для размышлений. Какова эмоциональная окраска твоих концертов? Что получает твой зритель помимо интересных, на мой взгляд, стихов и музыки?
- Однозначно не ответить. Разное. Когда я песню пою, я ее рассказываю, меня этому учили не один год. Самая высокая похвала – когда люди говорят, что от исполнения моих песен у них в голове возникают картинки. К этому я и стремлюсь. Но вообще, что может «излучать» человек кроме того, чем он кормится сам? Сказки. Надежду. Ненапрасность жизни. Нежелание расставаться. Любовь. Я стараюсь.