Наш собеседник - Дмитрий Иванович Саутин родился 15 марта 1974 в г. Воронеже.
Окончил Воронежский государственный институт физической культуры.
Дважды (1998 и 2000) признавался лучшим спортсменом года в России.
Признан лучшим прыгуном в воду мира XXI века.
В настоящий момент - в звании подполковника, ЦСКА.
Участник 5 Олимпийских игр — 1992, 1996, 2000, 2004,2008
Двукратный олимпийский чемпион
Единственный обладатель медалей во всех 4 видах современной прыжковой программы на Олимпийских играх
Пятикратный чемпион мира:
12-кратный чемпион Европы в разных дисциплинах (1993-2008):
Победитель Кубка Мира и соревнований Гран-При
Трёхкратный победитель Игр доброй воли (1994, 1998 и 2001).
Награжден орденами: «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почёта, Дружбы, «Благодарность от земли Воронежской»
Почётный гражданин города Воронежа.
Председатель комитета по физической культуре и спорту Воронежской областной Думы V созыва.
- Дмитрий Иванович, у каждого путь в спорт начинался по-разному. Кого-то привели родители, кого-то друзья. Как было у Вас?
- Меня выбрал тренер Татьяна Александровна Стародубцева на уроке физкультуры в первом классе, в далеком 1981 году. Она делала набор в группу, и я, лысый, маленький парень с Левого берега вошел в состав шестидесяти детей. Она недавно закончила университет, это был ее второй набор. Так что получается, мы потом росли вместе, я как спортсмен, она как тренер.
- Как можно в спортзале определить будущего прыгуна в воду?
- Не могу точно сказать, кто-то растяжкой прошел, кто-то еще чем то, я был крепкий, мог три раза подтянуться и держать уголок на «шведской стенке».
- Сколько из этих шестидесяти осталось в большом спорте?
- Нас осталось двое. Я и Людмила Ширяева, которая дошла до мастера спорта, но она потом сломала ногу, и остался я один.
- Занятия не мешали учебе?
- Поначалу нет, но потом, когда начал показывать какие-то результаты, попал в юношескую сборную, стал выезжать на соревнования и сборы по Российской Федерации и за ее пределы – Узбекистан, Белоруссия, Украина, стало сложнее. Приходилось там учиться. С утра тренировка, а потом шел в местную школу. Обязательно было четыре урока. Потом обед, сон и опять тренировка. Так проходили сборы.
- Вы были «трудным ребенком»?
- Ну да, непростым. И характер непростой, на самом деле был. Но благодаря моему тренеру, у которой тоже был жесткий характер, я стал тем, кем стал. Она очень строго относилась ко мне, потому, что поведение было не ахти, нужно было за мной следить. (смеется – ред.) Я рано стал выезжать на соревнования и сборы, родители уже были как бы на втором плане, и она больше следила за мной.
- Понимаю, что звучит банально, но какая победа наиболее запомнилась?
- Это естественно первая олимпийская золотая медаль, в Атланте – 1996 год. Самая тяжелая была в Сиднее, в 2000 году, когда я принимал участие в четырех видах, прыгал каждый из одиннадцати соревновательных дней. Я хотел просто отдохнуть, лечь и казалось, что сутки я бы проспал, но на следующий день мы улетели и все это быстро стало забываться.
- А не в спорте?
- Это мои дети. Я все-таки женился уже после ухода из большого спорта, уже в зрелом возрасте... Теперь у меня два сына. Все внимание им, воспитываем, в том числе и с помощью спорта.
- Олимпиада – это такое же соревнование, или есть в ней что-то особенное? Видели разницу между Олимпиадой и Играми «Доброй воли», чемпионатом мира?
- Большая разница. Олимпиада — это психологический старт, где если ты готов физически и с психикой все в порядке – ты победишь, если нет, то ты просто участник. Никто не застрахован от того, что на пике физической формы, ты можешь получить психологический стресс и годы подготовки пойдут насмарку.
- То есть, все четыре года вы готовили себя к олимпиаде?
- Честно говоря, как минимум все пятнадцать лет.
- Если бы Вы знали заранее о травмах, поражениях, обидах, пошли бы в спорт?
- Вообще я благодарен Богу, что попал в спорт. Я начинал в очень тяжелое время, нужно было просто выживать. Нужно было перебороть безденежье, проблемы во всех сферах жизни. Выживал сильнейший. Нужно было много работать. Для меня это – прыгать, завоевывать медали для области и страны.
- А сейчас, когда положение явно легче, посоветовали бы родителям отдавать своих детей в большой спорт?
- Хороший и сложный вопрос. Это все зависит от родителей. Всем родителям посоветовал бы отдавать детей не в профессиональный, а в массовый спорт – физкультуру. Я сам не требую от своих детей, чтобы они обязательно добивались олимпийских медалей. Самое главное – чтобы они тренировались, получали здоровье и психологическую закалку. Мой старший пойдет в этом году в школу. Вроде уже закончились общие тренировки, а он сам продолжает заниматься. Почему я должен ему в этом мешать? Я только помогаю.
- В школу пойдет элитную?
- Нет в обычную школу в Военном городке. Мы там живем, там и он в школу пойдет рядом с домом.
- А где тренироваться? Дворец водных видов спорта – далекое будущее?
- Пока в старом на Димитрова, а там - время покажет. К сожалению, дворец водных видов спорта, на сегодняшний день – пока, действительно, далекое будущее.
- Вы верующий человек? Многие спортсмены молятся перед стартом, было такое?
- Да, я верующий человек. Хожу в церковь. Посты правда не соблюдаю, но в Бога верю. Перед стартом я не молюсь, но крестик ношу. И снимаю только когда «иду на воду».
- «Главное не победа, а участие», это про Вас?
- Нет. Я и в спорте всегда приезжал завоевывать медали, не просто поучаствовать, отдохнуть и посмотреть достопримечательности, как некоторые делают. Я в 2012 году на чемпионате России еще пытался отобраться на олимпиаду, но наверно и возраст уже был не тот, и молодежь подросла хорошая. Замена была подготовленная. А просто путешествовать – не мое.
- Значит, пойдя в политику, Вы были уверены, что у Вас все получится, или как с вышки, вниз головой?
- Политика – это совершенно другое. Это не спорт. Здесь нужно включать голову, точнее мозги. Многое у меня получилось благодаря участию Алексея Васильевича Гордеева. Сам бы я не потянул, наверное. Да и не пошел бы я сам в политику, считал бы, что мозгов не хватает. Встретились в «семейной» обстановке, он предложил... У меня как раз заканчивалась спортивная карьера, я и согласился. За что ему отдельное спасибо. Вот так все и началось, уже пять лет прошло.
- Но ведь спорт в Вас заложил психологию победителя?
- Ну, борюсь как могу, стараюсь быть полезным людям.
- Что сложнее, на вышке, или на трибуне перед аудиторией?
- Для меня наверно все-таки трибуна. Потому, что, отдав 30 лет спорту, мне на вышке проще. Меня сейчас даже среди ночи разбуди и скажи: «десять метров – прыгай», я конечно без труда прыгну. А вот что касается законов или поправок к законам, для меня это намного сложнее.
- Тяжело было трансформироваться из великого спортсмена в рядового депутата?
- Очень тяжело. Оставить спорт и перейти в совершенно другую атмосферу, назовем это так, крайне сложно. А если честно, кем бы я не был, меня все равно будут знать, как олимпийского чемпиона и равнять все мои сегодняшние и будущие дела по моим прошлым заслугам. Это на всю жизнь, и я благодарен Богу, что моя жизнь сложилась именно так. Что меня помнят, знают, жмут руки, фотографируются при встрече.
- Что получилось и нет в политике?
- Главное, что сделано лично – решен вопрос о пожизненной пенсии для наших олимпийцев и паралимпийцев. В других регионах это было, а у нас этого не было. Добился, сделал – ребята благодарны.
По второму вопросу – все прекрасно понимают, что хотелось что-то сделать больше, не для себя, для людей, но пока – знак вопроса.
- Вы - председатель комитета по физической культуре и спорту, член комитета по образованию и молодежной политике областной Думы, что сделано?
- Много текущих вопросов и законопроектов. Вот только что закончился прием граждан. Попытаюсь всем помочь.
- Сегодня было пять человек на приеме. Обычно такое же количество и какие вопросы?
- Вопросы в основном связаны с оказанием материальной помощи, решением коммунальных проблем. Все, что интересует людей в повседневной жизни. А количество – иногда больше, иногда меньше. Принимаю всех, стараюсь помогать всем,если это в моих силах.
- Вы помогли одной из моих знакомых устроить ребенка в детский сад.
- Решаем и такие проблемы. Иногда, это тяжелее, чем прыгнуть с десятиметровой вышки. (смеется – ред.)
- Конфликты были?
- Да они постоянно – конфликты. Это же политика. (смеется – ред.)
- Рассказать о семье не хотите?
- С удовольствием. С женой познакомился как обычно, в центре города Воронежа. Приехал после чемпионата Европы, со своим приятелем познакомились с девушками, пригласили на следующий день на пикник. Вот так и подружились...
- Теперь вся жизнь пикник?
- Эту традицию поддерживаем. Живем рядом с лесом, иногда выходим с мангалом в лес. Теперь уже и с детьми.
- Родители?
- Моих родителей нет со мной уже семь лет. Теперь мне их замещают родители жены. Всегда помогают, поддерживают, собирают в командировки, встречают.
- У Вас двое детей?
- Двое сыновей. Ивану – семь лет. В этом году в школу. Матвею – четыре. Я надеюсь, что с сентября оба будут активно заниматься прыжками в воду. Есть еще член семьи – кокер-спаниель Грей. Девять лет уже живет. Старший сын (смеется – ред.). Все пацаны у меня.
- Вы офицер вооруженных сил, подполковник. В чем заключается ваша служба?
- Я подполковник ЦСКА. Клуб очень сильный, дай Бог ему процветания. Но все звания завоевывались конечно спортивными достижениями. Призвался я в спортивную роту, принял присягу. Один день даже ночевал в казарме, и все, пожалуй. Был «летчиком» в Самаре, потом перевели дальше. Все спортсмены так служат. Вот наша молодежь – Захаров и Кузнецов сейчас в ФСО служит. Но в основном, призываются в ЦСКА. Я был на осеннем и весеннем призыве. Министр обороны принял решение, чтобы молодые спортсмены принимали присягу в Сочи, на аллее, где вручали олимпийские медали, в присутствии министра обороны, олимпийских чемпионов, родителей. Очень здорово мотивирует. В последнее время моя службы в основном представительская деятельность. Я уже пенсионер, ветеран. Выслуга есть и это уже хорошо (смеется – ред.). Сейчас есть возможность заняться другими делами. Может придется на некоторое время оставить армию, но все равно я по жизни ЦСКовец.
- Многие спортсмены «ударились в бизнес», как у вас на этом фронте?
- Я не успел. На самом деле, этим нужно было начинать заниматься лет пятнадцать назад, когда у меня был самый пик, первая олимпийская медаль. Что-то конечно пробовал, но для этого нужно было жить здесь и контролировать бизнес, а так, это было в ущерб себе. А я решил остаться в спорте и не на один олимпийский сезон. Так что, я по этому пути не пошел, просто не было времени.
- В рекламе снимались?
- В основном, только в социальной, перед олимпийскими играми. В коммерческой рекламе особо и предложений не было. Наверно недостаточно популярный.
- Так кто вы больше, спортсмен, политик, офицер или семьянин? Только не говорите, что все вместе, чему-то всегда отдается предпочтение.
- Больше конечно спортсмен, потом семьянин, потом офицер и только потом политик. Что здесь скрывать, тяжело дается политика. Наверно нужно быть рожденным политиком (смеется – ред.).
- Что хотели бы пожелать детям, идущим в спорт, состоявшимся спортсменам, и действующим политикам?
- Детям – чтобы больше занимались массовым спортом. Спорт он нужен всем и детям, и пенсионерам.
- Состоявшимся спортсменам – здоровья, удачи и побед. В первую очередь - на чемпионате мира по водным видам спорта в Казани. Чтобы побольше отобралось из нашего региона на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, и в первую очередь это касается учеников, которые занимаются в моей школе.
(На счету сборной России по прыжкам в воду девять медалей на Европейских играх в Баку - 3 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовая. На Универсиаде в Кванджу – 2 золотых, 3 серебряных и 2 бронзовых, в том числе, в командном зачете Герман Строев и Диана Чаплиева – воспитанники воронежской СДЮСШОР имени Дмитрия Саутина, получили серебряную и бронзовые медали – ред.)
- Ну а политикам – достойных решений и новых законов, которые нравились бы людям, и чтобы люди были с ними согласны. Вот так отвечу (смеется – ред.).