В четверг, 29 мая, с воронежцами встретился лидер группы «Мегаполис», продюсер Найка Борзова, Петра Налича, групп «Ундервуд», «Маша и медведи», «Гришковец и Бигуди», руководитель лейбла «Снегири», писатель и наконец, просто красивый мужчина Олег Нестеров. Тема встречи звучала так: «Музыкальное продюсирование: как помочь музыке в наступивших десятых?». Послушать спикера пришла разношёрстная аудитория. Были и представители творческой интеллигенции, и прогрессивная молодёжь, и татуированные рок-музыканты. Словом, в одном месте собрались все, кого объединяет одно — любовь к музыке.
Олег Нестеров, безусловно, покорил воронежскую аудиторию. Такого же харизматичного, артистичного, яркого (список можно продолжить) выступления я не помню. Передать атмосферу вечера на бумаге не получится, поэтому предоставлю слово самому Нестерову.
О дереве и молнии внутри каждого из нас
— Чтобы понять, как нам работать с музыкой в 21 веке, давайте вспомним, что две тысячи лет назад никто не ходил на лекции, чтобы кого-то послушать. Люди всё знали и так, сами подключались к «божественной розетке». Музыка играла внутри у наших предков, они слышали её в природе.
И до сих пор внутри любого из нас звучит музыка. Даже внутри, к примеру, банкира или врача. Только в отличие от музыканта они думают, что где-то это слышали, вот и привязалось. А музыкант задумывается, как дать мелодии выбраться наружу, чтобы её услышали другие.
Не художник ищет тему, а тема — его. Художник — дерево, а тема — молния, ударившая в него. К настоящему художнику идеи и темы стучатся всё время. Удар молнии — это как сильная любовь, когда жгёт пятки. Когда к художнику приходит идея, всё поле вокруг него поляризуется. Любая случайность, попадая в это поле, наполняется идеей.
Вот все наезжают на Земфиру за ее закрытость, за то, что она такая гадкая. А она вся состоит из молний и иначе не может.
Тренд современности: появляется всё больше и больше артистов, которые сами себе пишут музыку. Я предпочитаю работать именно с такими.
Зачем нужна музыка
— Зачем нужна музыка? Человек ведь не зверушка, чтобы только есть и спать. Ему нужна музыка, чтобы не сдохнуть. От скуки, однообразия и невозможности понять, кто мы и зачем мы здесь.
Через музыку человек научился понимать важные вещи, слышать космос. Музыку играют, чтобы быть в гармонии с миром. А гармония есть, когда есть любовь.
О «консервных банках»
— Нельзя одинаково сыграть одну и ту же мелодию. Ведь, правда? Музыка — сиюминутна. Каждый отдельно взятый раз сыгранное произведение неповторимо. Но хитрецы придумали закатывать музыку в «консервные банки» — записывать её на носители. Это же ложь. Нельзя создать универсальную вещь. Важно помнить, что настоящая музыка — всегда здесь и сейчас.
О посредниках в музыке
— Когда однажды я взялся писать роман, я осознал, что механизм творчества в разных видах искусства — один и тот же. Я его сегодня его уже озвучивал: художник — дерево, тема — молния. Но вот количество «посредников» в разных видах искусства также разное. Когда ты пишешь прозу — между тобой и, так скажем, космосом ничего не стоит. Ну, разве что, рука может не успеть записать, или лэптоп зависнет.
Теперь же поговорим о музыке. Вот композитору причудилась музыка, и он сел её набросал в нотной тетради. И он уже её исказил. Ведь музыка — это волны, а не частицы. Далее композитор отнёс эти ноты дирижёру. Ещё один «посредник». И потом уже дирижёр доносит это до оркестра. В результате музыка нам явится троекратно искажённой. И это неправильно. Услышал внутри музыку — взял гитару, сел за фортепиано — и твори!
О продюсировании и звукозаписи
— Раньше музыканты и целые оркестры давали концерты. И всё было прекрасно. Но в какой-то момент Паганини не захотел ехать на гастроли. What? I don’t know, — не поеду я в этот ваш Саратов, сказал он. И тогда люди пошли на великий обман, и изобрели звукозапись. Но это ведь всё неправда. Музыканты, находящиеся в зале, подтвердят мои слова: нельзя одинаково сыграть одну и ту же мелодию. Многое зависит от аудитории, от настроения, от того, как и с кем ты вчера спал.
Студия для музыканта как роддом для женщины — неприятно, но необходимо.
В студии должен быть человек, который думает. Артисты должны лишь чувствовать, им думать вредно, они люди творческие. В студии музыканты должны отрываться и играть от души. А проверить, чтобы всё работало, встретить в студии, снять с него «рюкзак» (груз забот, — прим. Ю.Р.) и создать правильную атмосферу — это моя работа как продюсера. Я должен стать той красивой девушкой, которая вдохновляет на творчество. А задача художника — описать бесконечность. Ноты здесь — лишь верстовые столбы. Поэтому для творца важно разделять понятия «играть» и «исполнять». Музыка должна затягивать слушателей. Этого никогда не случится, если автор будет «исполнять».
Вы как считаете, в студии музыкант должен быть собран? Нет! Он не должен ходить по струнке, настоящую музыку так не записывают. В студии должен быть фан. Музыканты АBBA как-то рассказали, что лучшие свои хиты они записали в атмосфере игры.
О мантре для продвижения музыки
— Чтобы продвигать музыку, про неё надо рассказывать, как бы банально это не звучало.
Мне, как продюсеру, надо создать мантру. Для этого я сажусь напротив музыканта с диктофоном и несколько часов спрашиваю у него: «Как ты стал музыкантом?». Шаблонных вопросов нет, всё происходит спонтанно.
Я понял, что, когда ты создаёшь мантру для артиста или альбома, важны три вещи: ситуация, проблема и феномен. Дальше, когда у тебя всё это есть, на светской тусовке надо сказать что-то такое Константину Эрнсту, чтобы он пошёл по «ссылке».
Лучше всего проверять мантру на друзьях. Если ты в баре будешь рассказывать своему другу про новую музыку, а он тебе скажет: «Что ты грузишь меня?», значит, это уже рекламное сообщение, а не мантра. У мантры всегда есть «опорные точки». Назовите мне «опорную точку» Паганини? Правильно — игра на одной струне. Как работает мантра? Она переживает самого исполнителя.
О том, какая бывает музыка
— Музыка бывает непроявленной и проявленной. Непроявленной музыки намного больше. Вы помните фильм про Бьорк? Как она писала музыку? Она слышала шорохи. Это и есть непроявленная музыка.
Музыка проявленная — это напряжение между непроявленной музыкой и шорохами и шумами.
Настоящая музыка — это всё про бесконечность.
Об открытых дверях
— Я только недавно понял, как всё это функционирует. Вот вы думаете, что не бывает так, чтобы перед вами открывались все двери. А оно на самом деле только так и должно быть. Если они не открываются, значит, вы идёте неправильной дорогой.
О задаче художника
— Задача художника — описать бесконечность. А ноты здесь — лишь верстовые столбы.
О трёх правилах для творца музыки
— Я для себя выявил три принципа творчества: не понимать что происходит, ничего не ждать и ни от кого не зависеть. Тогда всё будет хорошо.
Записала Юлия Репринцева
Фото Олега Харсеева