Накануне празднования Рождества Христова на вопросы корреспондента ответил епископ Острогожский Андрей (ТАРАСОВ).
- Патриарх Кирилл, в 2011 году рукополагая вас в епископа, сказал, что носить такой сан - нелегкое бремя. Как вам в новой должности? Уже ощущаете на себе ее трудности? Есть ли приятные моменты, о которых вы раньше не думали?
- Должность у меня не новая. Функции, которые я выполнял в епархиальном управлении, являясь помощником правящего архиерея, за мной сохранились. Я продолжаю оставаться настоятелем Благовещенского собора, веду диалог с общественностью, руководителями госструктур. К административным функциям добавилась дополнительная форма пастырской ответственности - попечение о моем титулярном Острогожском благочинии. Владыка Сергий благословил, чтобы меня там поминали как епископа. Встречаясь с духовенством, я даю определенные задания в отношении развития церковной жизни, стараюсь раз в месяц наносить визиты в город. Недавно посетил несколько социальных объектов, отделение инфекционной больницы, спортивно-оздоровительный комплекс "Жемчужина", городскую библиотеку и художественный музей. И меня поразило, насколько богатую историю культуры имеет небольшой провинциальный городок: и в виде предметов, представленных в музее, и самого главного сокровища - тех людей, которые являются уроженцами Острогожска. Их духовное наследие составило духовную, творческую и интеллектуальную кладовую вверенного моему попечению города, и мне было радостно к нему прикоснуться. Опираясь на авторитет таких людей, надо продолжать себя совершенствовать, учиться таким аспектам деятельности, как формирование сферы интересов современного человека, что тоже входит в мои обязанности.
Духовная сторона вопроса, о которой как раз и говорил патриарх Кирилл, обращаясь ко мне со словом наставления при вручении архиерейского жезла, достаточно сложная. В рамках интервью трудно описать те переживания, которые сопровождают меня как епископа. Идет постоянная, скрытая от мира, от внешних глаз внутренняя духовная работа. В ней много разных сторон - и трудных, и светлых. Но одно я могу сказать точно: когда совершаю богослужение, стою перед престолом Божиим и нахожусь в храме, меня исцеляет сама атмосфера. Помогает лучше понять тонкие стороны духовных вопросов, ощутить полноту своего призвания, епископского служения, найти правильные ответы на вопросы, которые ставит современность. Она помогает в общении с людьми, дает умение в сложных ситуациях найти слова утешения для тех людей, кто обращается с просьбами.
Патриарх Кирилл и епископ Острогожский Андрей
- А часто обращаются?
- Конечно, обращаются. И патриарх Кирилл как раз и отмечал, что не должно быть каких-то искусственных барьеров, которые возникают между священнослужителем и мирянами. Тем более в моей деятельности в Воронежском епархиальном управлении сложилось так, что через меня проходят очень разные категории людей: и облеченные властью чиновники, и те, с кем у нас партнерские взаимоотношения и сотрудничество, и люди без определенного места жительства и документации, требующие какой-то материальной помощи, и те, кто действительно нуждается в духовном утешении, в духовном совете. Я надеюсь, что такая система работы не прекратится, единственное, что я попросил себе у владыки Сергия, - помощников, которые регулировали бы процесс и могли бы выслушать тех, кто приходит без дополнительного предупреждения и согласования.
- Остается ли у вас время на что-нибудь, кроме работы? Что читаете? Интересуетесь искусством, философией, наукой?
- Я стараюсь быть в курсе самых разных событий и живу в четко ориентированном режиме времени и деятельности, потому что монах и христианин вообще должен научиться ценить свое время и правильно им распоряжаться. Оправдываться тем, что ты слишком занят и потому не хватает времени на дополнительные занятия, неправильно. Всю работу в один день не переделаешь. Исходя из физических возможностей, понимаешь, что нельзя за сутки изучить больше возможного бумаг и сообщений, дать им адекватную оценку, ответить на них разумно. Нужно уметь отдыхать. Нельзя лишать себя и живого общения с людьми, когда пересекаются эмоции говорящего и слушающего, просителя и того, к кому обращаются, когда идет разговор по душам. Поэтому я и придерживаюсь режима, если только он не нарушается командировками и внезапными обстоятельствами. Утро - всегда время молитвы. Затем после завтрака мы с владыкой приезжаем в епархиальное управление к 10.00. До 15.00, как правило, рабочий день непосредственно в канцелярии, а после обеда, если я не принимаю участия в богослужении, можно часок отдохнуть. Но чаще всего возвращаюсь в канцелярию и часов до семи нахожусь в кабинете, встречаюсь с людьми, работаю с документами. Вечером обязательно знакомлюсь с происходящим в стране и в регионе, с церковными событиями за текущий день. Что касается чтения, то я оставляю на него вечер или утро - между молитвой и завтраком. Обычно читаю несколько книг.
- Каковы ваши литературные предпочтения?
- Специальных предпочтений, которым бы я следовал, нет. Составляю список читаемой мною литературы, исходя из необходимости исследования того или иного вопроса. Безусловно, мне нравятся и классика, и аналитические статьи, которые интересуют авторским подходом. Приятно вдруг осознать, что твое мироощущение совпадает с мироощущением человека, который пишет статью о вопросах современной жизни. С некоторыми авторами, произведения которых читаю, я знаком лично - например, с Александром Архангельским и Федором Лукьяновым, которые преподавали у меня в аспирантуре и на курсах повышения квалификации при отделе внешних церковных связей РПЦ. В период Рождественского поста, чтобы духовно подготовиться к празднику, читал один из томов святителя Иоанна Златоуста, посвященный толкованию Евангелия от Матфея о родословной Спасителя. Прочитывал по главе в день, чтобы усвоить столь обширный материал. Начал читать книгу Бориса Ширяева "Неугасимая лампада" о событиях в Соловецком лагере. Там рассказывается и о воронежских новомучениках, в том числе об архиепископе Петре (Звереве). Знакомлюсь с дневниками нашего земляка архиепископа митрополита Анастасия Грибановского - известного деятеля Синода зарубежной Церкви, где он высказывает мысли относительно места человека в жизни, о том, что на нас влияет, приводит цитаты из трудов известных ученых, писателей, поэтов, дает им критическую оценку. А в плане отдохновения я читаю отечественных авторов. Люблю книги протоиерея Николая Агафонова, связанные с историей Нового Завета и житиями некоторых святых. Их отличает поэтический язык, интересная форма изложения. От прочтения его романа "Иоанн Дамаскин" я получил огромное удовольствие. Очень люблю святого Иоанна, и интересно было познакомиться с такой версией его жизнеописания. А началось мое знакомство с преподобным Иоанном Дамаскином с одноименной поэмы Алексея Константиновича Толстого - мне нравится читать его письма, записки, где он вспоминает друзей, где рисует занятные картины эпохи и дает великолепные описания природы. Одна из недавно вышедших книг, способных вызвать интерес у малознакомого с жизнью церкви читателя, - книга архимандрита Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые".
- Психологи и педагоги зачастую знакомятся с тем, что смотрят, слушают и читают наши дети, - чтобы быть в курсе, кто властитель дум молодежи. Хочешь не хочешь, а смотри "Сумерки" и слушай эмо. Кто в нашей епархии занимается такой работой?
-- В епархии нет специального отдела или человека, который отслеживает события, происходящие в литературе, музыке, киноискусстве. Те, кто занят молодежной работой, знакомятся с взглядом опытных священников на то или иное явление и подсказывают молодым, что смотреть, обсуждают увиденное - и "Властелина колец", и "Гарри Поттера", и те же "Сумерки". Ведь жизнь на волшебстве не строится, и хотелось бы, чтобы люди могли здраво рассуждать о том, почему мистика так проходит через ткань художественного повествования, но иначе - через призму реальных человеческих отношений. Есть священники, которые живо интересуются искусством и дают ему объективную оценку. Скажем, недавно "Независимая газета" опубликовала интервью с митрополитом Николаем Ахалкалакским (Грузинская православная церковь). Режиссер и физик по образованию, он занимается воспитательной работой с молодежью, привлекая свой режиссерский опыт: вместе они смотрят фильмы, являющиеся предметом обсуждения и одновременно воспитательным инструментом. В публикации приводятся материалы дискуссии о фильме "Пес-призрак: путь самурая". Вообще же люди с православным пониманием жизни есть во всех общественных сферах. Они помогают молодым людям, романтизирующим отрицательных и мистических героев, выработать правильный подход к таким вопросам.
О том, что можно посмотреть, я обычно советуюсь с воронежскими кинопрокатчиками. Они рассказывают, что демонстрируется в кинотеатрах, дают характеристики и предлагают познакомиться с качественным кино. Недавно посмотрел картину Андрея Смирнова "Жила-была одна баба". Фильм сложный, сценарий отражает жестокие коллизии предреволюционного и революционного времени, но, если знать историю России, духовно осмыслить увиденное, понимаешь, как принять картину. Из зарубежного кино с интересом посмотрел последнюю работу Романа Полански "Призрак", а также "Дом из песка и тумана" Вадима Перельмана и "Древо жизни" Малика Терренса. С удовольствием смотрю экранизации исторических событий или биографий известных личностей.
- Есть такой праздник - Торжество православия. Однако видим ли мы его торжество в реальном мире? Ведь сейчас популярны другие взгляды. Мы пришли к обществу потребления, где господствует принцип "кто сильнее, тот и прав", о воздержании нет и речи - напротив, торжествует сексуальная революция...
- Не нужно смешивать историю появления праздника и понимание места православия в мировой истории человечества. Торжество православия мы празднуем в первую неделю Великого поста, что связано с историей установления иконопочитания в период Вселенских соборов. Была жестокая борьба против почитания икон, и только к VIII веку устанавливается догматическая основа почитания. Подводится итог полного догматического устройства Православной церкви. Мы просим, чтобы Господь благословил тех, кто держится православной истины, а о тех, кто заблуждается, молимся, чтобы они познали истину. Видимого торжества православия как некоей системы, институции никогда на протяжении всего исторического периода развития православия не было. Христос четко сказал: "Если Меня гнали, то и вас будут гнать, если мое слово соблюдали, то и ваше будут соблюдать. Мужайся, малое стадо..." (Ин. 15:20). Пространство, в котором происходит борьба со злом, не имеет географических границ. Поле битвы - сердце человека, и от того, как человек поведет себя в конкретной ситуации, какую сторону он примет, зависит, что будет торжествовать. Люди, принявшие Христа как воплощение любви, созидают Царство Божие внутри себя, а наследующие Царство в будущей жизни составляют Церковь земную и небесную. Но нельзя сказать, что когда-нибудь произойдет торжество поголовного обращения в православие всего мира или, напротив, уничтожение его. Постоянная борьба света и тьмы будет продолжаться, пока стоит мир и развивается история человечества. Некоторые открыто становятся на сторону зла. Большинство считает, что достаточно иметь некий набор хороших качеств (я не террорист, не наркоман). С молчаливого согласия обывателей творится много беззаконий. Но каждый должен рано или поздно принять решение, на какой он стороне, и без маскировок принять правду о себе самом. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что мир живет не по правде, в нем много несовершенного, а порой даже и страшного. Задача православного человека - сделаться солью земли, сохранять истину - евангельскую в первую очередь, которая открывала бы людям глаза и помогала бы в рассуждении о времени и о собственной жизни.
- Как вы относитесь к попыткам на основе политического волеизъявления нести православие в массы? Прав ли протоиерей Всеволод Чаплин, предлагающий ввести православный дресс-код? Многие восприняли его предложение как объявление войны.
- Ситуация с предложением Чаплина - показатель того, насколько сложно выстроено общество. Как известно, закон не страшен для тех, кто его исполняет, а для тех, кто его не исполняет, закон является удерживающими рамками, не позволяющими впасть в произвол. Отец Всеволод предлагает создать такие рамки - на основе личностного самоконтроля, если хотите. На мой взгляд, реакция на его высказывания показывает, насколько наше общество боится ответственности и ущемления своего эгоизма. Человеку свойственно принимать свободу не как духовную ценность, а как вседозволенность. Понятие свободы становится условным, потому что при отсутствии духовного размышления мы зависим от моды, от общественного мнения и от собственных настроений. Декларируются права и свободы, а на самом деле идет пропаганда зависимости от тех или иных условностей жизни.
Когда людям говорят о необходимости внимательно отнестись к своей жизни как высшей ценности, контролировать себя, чтобы не вызывать раздражения у окружающих, не создавать прецедентов, провоцирующих взрыв эмоций и конфликты, наставления, подобные тем, с которыми выступал Чаплин, рождают бурю неприятия.
- Как вы планируете решать кадровую проблему епархии? Ведь, по житейскому опыту и данным статистики, мало тех, кто может стать священником, да и далеко не все из потенциальных кандидатов принимают сан. Что делается для того, чтобы сплотить вокруг себя умную, талантливую, образованную молодежь?
- Кадровый дефицит у нас, конечно, существует, ведь церковная жизнь развивается. Мы находимся в зависимости от нашей духовной семинарии. Большое внимание мы уделяем тому, как учат будущих священников, как их воспитывают, готовят к принятию сана. Проводим беседы, экзамены, чтобы понять, может ли человек стать хорошим священником. Вместе с тем много материальных трудностей. Есть населенные пункты, где жители области просят митрополита образовать самостоятельный приход. Но ведь тогда нужно и место служения, и место проживания священника, предоставление возможностей для содержания семьи. Мы - не коммерческая организация, нам неоткуда взять средства. Мы существуем только на пожертвования прихожан, на средства от реализации церковной литературы, от совершения треб. В финансовый оборот прихода входит содержание семьи священника, пошлины, налоги на коммуналку, отчисления в Пенсионный фонд, плата за оформление документации и имущества, работы по реставрации и ремонту, социальные программы. Кроме того, нужно делать отчисления на общеепархиальные программы. Кто будет меценатом, кто сформирует подъемные для начала деятельности? На все подобные вопросы надо дать ответ, и мы прикладываем все усилия, чтобы священник начал служение в условиях, созданных для духовной работы с прихожанами. Современная приходская жизнь напрямую связана с реализацией миссионерских, социальных и просветительских программ. Требуются и специалисты, и финансовые затраты. Поэтому нам необходима помощь мирян, энтузиастов, образованных людей.
- Как известно, в русской деревне есть всего несколько пунктов, вокруг которых строится вся жизнь: клуб, магазин да храм. Планирует ли епархия, если так можно выразиться, расширение экспансии в сельские районы нашей области?
- Экспансии в Православной церкви не бывает. Миссионерство - да. Все зависит на самом деле от инициативы людей. Нельзя создавать специальные программы увеличения количества приходов. Если нет верующих, если нет возможности организовать приход, зачем нам какие-то галочные обозначения.
- Каким был ваш путь к вере? Диакон Андрей Кураев сказал, что для него тайна, как он стал христианином. Митрополит Антоний Сурожский, напротив, четко помнил, когда в его жизни произошел поворот. Как вы осознали, что вы - верующий?
- Какого-то определенного момента не помню. В нашей семье православная религиозная традиция всегда присутствовала: отмечались Пасха, Рождество, некоторые другие праздники, в такой атмосфере я и вырос. Крестили меня в пятилетнем возрасте, я помню священника, свои чувства, и после совершения таинства я однозначно решил для себя и озвучил близким, что обязательно буду священником. Все удивились, потому что семья у меня, что называется, рабоче-крестьянская. Причастился я впервые, только когда учился в третьем классе, не знал, что надо готовиться, меня просто подвели к чаше. Уже потом услышал о правилах и старался их соблюдать. Краткая, но ежедневная молитва стала присутствовать в моей жизни. Сверстники и учителя знали, что я посещаю богослужения, хотя и эпизодически. Священник нашего прихода дал мне книгу на старославянском языке, по которой я самостоятельно учился читать, периодически задавая вопросы. По окончании школы у меня была возможность поступить в светское учебное заведение, но я решил, что уж лучше провалю экзамены в семинарию и буду знать, что не способен к церковным делам, чем поступлю в светский вуз и все время буду жалеть о том, что мог бы учиться в семинарии. На третьем году обучения в Троице-Сергиевой лавре я был направлен в Барнаульскую епархию и с 1995 по 2003 год прослужил там. А потом по благословению митрополита прибыл в Воронеж, и Господь удостоил меня быть наследником острогожских архиереев.
- Как вы считаете, без чего христианин не христианин, а священник не священник?
- Без молитвы. Если у священника, монаха и христианина вообще отсутствует молитвенная практика, то он уже заведомо на неверном пути. Он должен уделять максимальное время молитвенному предстоянию пред Богом. Молитва - момент самоанализа, возможность вспомнить людей, с которыми тебя связывает жизнь, - одни просили за них помолиться, другие идут рядом по жизни. Молитва - еще и откровенный разговор с Богом. С кем ты можешь быть так откровенен, кому столько можешь рассказать о себе, быть понятным. Если ты чувствуешь присутствие Бога в жизни, то молитва будет необходимым делом и поможет найти ответы.
- Но ведь многие рассуждают так: я уже не раз говорил с Богом - больше не буду, потому что он мне не помогает, я не чувствую утешения...
- Так бывает, если человек ставит своей единственной задачей устройство земной жизни. Не все, что происходит в нашей жизни на земле, полезно для нашего духовного состояния, и Господь иногда совершенно справедливо отводит от нас самые желаемые моления и обращения к Нему. Или, наоборот, устраивает так, что то, чего мы ни в коем случае не желали и не хотели, обустраивается, как будто по написанному. Но результатом будет польза для человека. Если он верующий и не относится к религии, как к магии, к чудодейству, если Церковь он воспринимает как неотъемлемую часть жизни, как пищу и питие, заботу о физическом здоровье и материальном благополучии, тогда он обязательно найдет ответы на свои вопросы. Мы часто хотим, чтобы произошло какое-то мистическое действо, но Церковь - не контора по оказанию гарантированных услуг, а, напротив, - место, где от тебя требуется постоянная духовная работа по самосозиданию. Облегчение страдания всегда есть, надо его увидеть. По собственному опыту знаю, что иногда на поверхности лежит ответ - что для тебя полезно и что является той областью, где ты будешь чувствовать для себя утешение, но ты не воспринимаешь ответ, а хочешь найти оправдание своим недостаткам, сердечным переживаниям и пытаешься совместить оправдание с духовной жизнью. Хотелось бы чего-то удобного, человеческого, душевного. Но тут надо выбирать, ничего другого не дано.
- При Благовещенском соборе существует воскресная школа. Принимаете ли вы участие в составлении и утверждении программы, ведете ли уроки?
- Конечно. У нас два года проводятся занятия для взрослых, их посещают 90 человек, раз в месяц провожу занятия сам. Первый год полноценно существует детская школа - я с малышами виделся в начале занятий, планирую прийти к ним на Рождество, а потом буду навещать их по мере необходимости. Священники из нашего храма ведут ОПК в средних школах и в интернате на улице Острогожской.
- Есть модное в определенных кругах утверждение, что у православия женское лицо, а у католичества - мужское. Насколько верно такое утверждение?
- Мне кажется, оно некорректно. Может быть, речь идет о том, что после войны и репрессий в храмах было больше женщин - их ласково называли "белые платочки", а у католиков - опора на жесткое мужское административное устройство.
- Читатели спрашивают: если Бог создал человека по образу и подобию Своему, не значит ли такое утверждение, что Он имеет такую же, как и у людей, физиологию?
- Священное писание предполагает антропоморфизм по отношению к Богу, но там есть и слова "Бога никто и никогда нигде не видел". И только Единородный Сын был явлен миру. Его Воплощением показано присутствие во вселенной Божества и совершенного человека. Словами "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", Он призывает уподобляться Богу по внутреннему образу, подражать самому Христу в Его жизненном пути. У Бога нет несовершенства, все хорошо и добро. Мы своим несовершенством привносим в мир разные нестроения - и необходимо сделать выбор. Часто говорят, что невозможно изменить человека, повлиять на его настроение - мол, сердцу не прикажешь, в чем заключается самобытность, уникальность и неизменяемость человека. Приказать можно и сердцу, можно им управлять. У тебя злое и ленивое сердце - а ты потрудись и сделай его добрым. Сердце нужно научиться слушать, потому что именно в нем зарождаются мысли, которые потом мы воплощаем в делах, желаниях и стремлениях. И если разум прислушивается к тому положительному, что формируется в сердце, мы можем многое изменить, спастись от саморазрушения. Человек приобретает либо плохие, либо хорошие навыки, совершенствуется либо в добром, либо в злом. Нельзя сочетать несочетаемое. Из одного источника не течет гнилая и добрая вода.
- А как быть с христианским утверждением о необходимости подставить вторую щеку? В народе говорят: "Подставь, но не дай ударить себя в ответ...".
- Духовный смысл фразы в том, чтобы остановить зло на себе, чтобы оно не превратилось в бесконечную цепочку. Врагам, конечно, нужно противостоять, однако без мстительности, без жестокости и без желания уничтожить обидчика. Лучше, если возможно, обратить людей в сторону правды. Надо быть действительно сильным и мудрым человеком, чтобы правильно сформулировать и озвучить мысль, остановить удар, среагировать на него с позиций добра и любви. А любовь - такая сила, которая может обезоружить самого страшного и агрессивного врага.
- Что бы вы пожелали нашим читателям на Рождество?
- Желаю читателям "ВК", чтобы праздник не был простым застольем, а стал сокровенным моментом судьбы, возможностью подарить любовь ближним. Рождение Бога в мир произошло ради всех нас. Рождество - не просто феерия, а духовный урок, повод осмыслить свои жизненные позиции для личной встречи с Богом.
Беседовала Кристина ШАБУНИНА.