Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Интервью 5685

Наше общество боится ответственности

Накануне празднования Рождества Христова на вопросы корреспондента ответил епископ Острогожский Андрей (ТАРАСОВ).

- Патриарх Кирилл, в 2011 году рукополагая вас в епископа, сказал, что носить такой сан - нелегкое бремя. Как вам в новой должности? Уже ощущаете на себе ее трудности? Есть ли приятные моменты, о которых вы раньше не думали?

- Должность у меня не новая. Функции, которые я выполнял в епархиальном управлении, являясь помощником правящего архиерея, за мной сохранились. Я продолжаю оставаться настоятелем Благовещенского собора, веду диалог с общественностью, руководителями госструктур. К административным функциям добавилась дополнительная форма пастырской ответственности - попечение о моем титулярном Острогожском благочинии. Владыка Сергий благословил, чтобы меня там поминали как епископа. Встречаясь с духовенством, я даю определенные задания в отношении развития церковной жизни, стараюсь раз в месяц наносить визиты в город. Недавно посетил несколько социальных объектов, отделение инфекционной больницы, спортивно-оздоровительный комплекс "Жемчужина", городскую библиотеку и художественный музей. И меня поразило, насколько богатую историю культуры имеет небольшой провинциальный городок: и в виде предметов, представленных в музее, и самого главного сокровища - тех людей, которые являются уроженцами Острогожска. Их духовное наследие составило духовную, творческую и интеллектуальную кладовую вверенного моему попечению города, и мне было радостно к нему прикоснуться. Опираясь на авторитет таких людей, надо продолжать себя совершенствовать, учиться таким аспектам деятельности, как формирование сферы интересов современного человека, что тоже входит в мои обязанности.

Духовная сторона вопроса, о которой как раз и говорил патриарх Кирилл, обращаясь ко мне со словом наставления при вручении архиерейского жезла, достаточно сложная. В рамках интервью трудно описать те переживания, которые сопровождают меня как епископа. Идет постоянная, скрытая от мира, от внешних глаз внутренняя духовная работа. В ней много разных сторон - и трудных, и светлых. Но одно я могу сказать точно: когда совершаю богослужение, стою перед престолом Божиим и нахожусь в храме, меня исцеляет сама атмосфера. Помогает лучше понять тонкие стороны духовных вопросов, ощутить полноту своего призвания, епископского служения, найти правильные ответы на вопросы, которые ставит современность. Она помогает в общении с людьми, дает умение в сложных ситуациях найти слова утешения для тех людей, кто обращается с просьбами.


Патриарх Кирилл и епископ Острогожский Андрей


- А часто обращаются?

- Конечно, обращаются. И патриарх Кирилл как раз и отмечал, что не должно быть каких-то искусственных барьеров, которые возникают между священнослужителем и мирянами. Тем более в моей деятельности в Воронежском епархиальном управлении сложилось так, что через меня проходят очень разные категории людей: и облеченные властью чиновники, и те, с кем у нас партнерские взаимоотношения и сотрудничество, и люди без определенного места жительства и документации, требующие какой-то материальной помощи, и те, кто действительно нуждается в духовном утешении, в духовном совете. Я надеюсь, что такая система работы не прекратится, единственное, что я попросил себе у владыки Сергия, - помощников, которые регулировали бы процесс и могли бы выслушать тех, кто приходит без дополнительного предупреждения и согласования.

- Остается ли у вас время на что-нибудь, кроме работы? Что читаете? Интересуетесь искусством, философией, наукой?

- Я стараюсь быть в курсе самых разных событий и живу в четко ориентированном режиме времени и деятельности, потому что монах и христианин вообще должен научиться ценить свое время и правильно им распоряжаться. Оправдываться тем, что ты слишком занят и потому не хватает времени на дополнительные занятия, неправильно. Всю работу в один день не переделаешь. Исходя из физических возможностей, понимаешь, что нельзя за сутки изучить больше возможного бумаг и сообщений, дать им адекватную оценку, ответить на них разумно. Нужно уметь отдыхать. Нельзя лишать себя и живого общения с людьми, когда пересекаются эмоции говорящего и слушающего, просителя и того, к кому обращаются, когда идет разговор по душам. Поэтому я и придерживаюсь режима, если только он не нарушается командировками и внезапными обстоятельствами. Утро - всегда время молитвы. Затем после завтрака мы с владыкой приезжаем в епархиальное управление к 10.00. До 15.00, как правило, рабочий день непосредственно в канцелярии, а после обеда, если я не принимаю участия в богослужении, можно часок отдохнуть. Но чаще всего возвращаюсь в канцелярию и часов до семи нахожусь в кабинете, встречаюсь с людьми, работаю с документами. Вечером обязательно знакомлюсь с происходящим в стране и в регионе, с церковными событиями за текущий день. Что касается чтения, то я оставляю на него вечер или утро - между молитвой и завтраком. Обычно читаю несколько книг.

- Каковы ваши литературные предпочтения?

- Специальных предпочтений, которым бы я следовал, нет. Составляю список читаемой мною литературы, исходя из необходимости исследования того или иного вопроса. Безусловно, мне нравятся и классика, и аналитические статьи, которые интересуют авторским подходом. Приятно вдруг осознать, что твое мироощущение совпадает с мироощущением человека, который пишет статью о вопросах современной жизни. С некоторыми авторами, произведения которых читаю, я знаком лично - например, с Александром Архангельским и Федором Лукьяновым, которые преподавали у меня в аспирантуре и на курсах повышения квалификации при отделе внешних церковных связей РПЦ. В период Рождественского поста, чтобы духовно подготовиться к празднику, читал один из томов святителя Иоанна Златоуста, посвященный толкованию Евангелия от Матфея о родословной Спасителя. Прочитывал по главе в день, чтобы усвоить столь обширный материал. Начал читать книгу Бориса Ширяева "Неугасимая лампада" о событиях в Соловецком лагере. Там рассказывается и о воронежских новомучениках, в том числе об архиепископе Петре (Звереве). Знакомлюсь с дневниками нашего земляка архиепископа митрополита Анастасия Грибановского - известного деятеля Синода зарубежной Церкви, где он высказывает мысли относительно места человека в жизни, о том, что на нас влияет, приводит цитаты из трудов известных ученых, писателей, поэтов, дает им критическую оценку. А в плане отдохновения я читаю отечественных авторов. Люблю книги протоиерея Николая Агафонова, связанные с историей Нового Завета и житиями некоторых святых. Их отличает поэтический язык, интересная форма изложения. От прочтения его романа "Иоанн Дамаскин" я получил огромное удовольствие. Очень люблю святого Иоанна, и интересно было познакомиться с такой версией его жизнеописания. А началось мое знакомство с преподобным Иоанном Дамаскином с одноименной поэмы Алексея Константиновича Толстого - мне нравится читать его письма, записки, где он вспоминает друзей, где рисует занятные картины эпохи и дает великолепные описания природы. Одна из недавно вышедших книг, способных вызвать интерес у малознакомого с жизнью церкви читателя, - книга архимандрита Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые".

- Психологи и педагоги зачастую знакомятся с тем, что смотрят, слушают и читают наши дети, - чтобы быть в курсе, кто властитель дум молодежи. Хочешь не хочешь, а смотри "Сумерки" и слушай эмо. Кто в нашей епархии занимается такой работой?

-- В епархии нет специального отдела или человека, который отслеживает события, происходящие в литературе, музыке, киноискусстве. Те, кто занят молодежной работой, знакомятся с взглядом опытных священников на то или иное явление и подсказывают молодым, что смотреть, обсуждают увиденное - и "Властелина колец", и "Гарри Поттера", и те же "Сумерки". Ведь жизнь на волшебстве не строится, и хотелось бы, чтобы люди могли здраво рассуждать о том, почему мистика так проходит через ткань художественного повествования, но иначе - через призму реальных человеческих отношений. Есть священники, которые живо интересуются искусством и дают ему объективную оценку. Скажем, недавно "Независимая газета" опубликовала интервью с митрополитом Николаем Ахалкалакским (Грузинская православная церковь). Режиссер и физик по образованию, он занимается воспитательной работой с молодежью, привлекая свой режиссерский опыт: вместе они смотрят фильмы, являющиеся предметом обсуждения и одновременно воспитательным инструментом. В публикации приводятся материалы дискуссии о фильме "Пес-призрак: путь самурая". Вообще же люди с православным пониманием жизни есть во всех общественных сферах. Они помогают молодым людям, романтизирующим отрицательных и мистических героев, выработать правильный подход к таким вопросам.

О том, что можно посмотреть, я обычно советуюсь с воронежскими кинопрокатчиками. Они рассказывают, что демонстрируется в кинотеатрах, дают характеристики и предлагают познакомиться с качественным кино. Недавно посмотрел картину Андрея Смирнова "Жила-была одна баба". Фильм сложный, сценарий отражает жестокие коллизии предреволюционного и революционного времени, но, если знать историю России, духовно осмыслить увиденное, понимаешь, как принять картину. Из зарубежного кино с интересом посмотрел последнюю работу Романа Полански "Призрак", а также "Дом из песка и тумана" Вадима Перельмана и "Древо жизни" Малика Терренса. С удовольствием смотрю экранизации исторических событий или биографий известных личностей.

- Есть такой праздник - Торжество православия. Однако видим ли мы его торжество в реальном мире? Ведь сейчас популярны другие взгляды. Мы пришли к обществу потребления, где господствует принцип "кто сильнее, тот и прав", о воздержании нет и речи - напротив, торжествует сексуальная революция...

- Не нужно смешивать историю появления праздника и понимание места православия в мировой истории человечества. Торжество православия мы празднуем в первую неделю Великого поста, что связано с историей установления иконопочитания в период Вселенских соборов. Была жестокая борьба против почитания икон, и только к VIII веку устанавливается догматическая основа почитания. Подводится итог полного догматического устройства Православной церкви. Мы просим, чтобы Господь благословил тех, кто держится православной истины, а о тех, кто заблуждается, молимся, чтобы они познали истину. Видимого торжества православия как некоей системы, институции никогда на протяжении всего исторического периода развития православия не было. Христос четко сказал: "Если Меня гнали, то и вас будут гнать, если мое слово соблюдали, то и ваше будут соблюдать. Мужайся, малое стадо..." (Ин. 15:20). Пространство, в котором происходит борьба со злом, не имеет географических границ. Поле битвы - сердце человека, и от того, как человек поведет себя в конкретной ситуации, какую сторону он примет, зависит, что будет торжествовать. Люди, принявшие Христа как воплощение любви, созидают Царство Божие внутри себя, а наследующие Царство в будущей жизни составляют Церковь земную и небесную. Но нельзя сказать, что когда-нибудь произойдет торжество поголовного обращения в православие всего мира или, напротив, уничтожение его. Постоянная борьба света и тьмы будет продолжаться, пока стоит мир и развивается история человечества. Некоторые открыто становятся на сторону зла. Большинство считает, что достаточно иметь некий набор хороших качеств (я не террорист, не наркоман). С молчаливого согласия обывателей творится много беззаконий. Но каждый должен рано или поздно принять решение, на какой он стороне, и без маскировок принять правду о себе самом. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что мир живет не по правде, в нем много несовершенного, а порой даже и страшного. Задача православного человека - сделаться солью земли, сохранять истину - евангельскую в первую очередь, которая открывала бы людям глаза и помогала бы в рассуждении о времени и о собственной жизни.

- Как вы относитесь к попыткам на основе политического волеизъявления нести православие в массы? Прав ли протоиерей Всеволод Чаплин, предлагающий ввести православный дресс-код? Многие восприняли его предложение как объявление войны.

- Ситуация с предложением Чаплина - показатель того, насколько сложно выстроено общество. Как известно, закон не страшен для тех, кто его исполняет, а для тех, кто его не исполняет, закон является удерживающими рамками, не позволяющими впасть в произвол. Отец Всеволод предлагает создать такие рамки - на основе личностного самоконтроля, если хотите. На мой взгляд, реакция на его высказывания показывает, насколько наше общество боится ответственности и ущемления своего эгоизма. Человеку свойственно принимать свободу не как духовную ценность, а как вседозволенность. Понятие свободы становится условным, потому что при отсутствии духовного размышления мы зависим от моды, от общественного мнения и от собственных настроений. Декларируются права и свободы, а на самом деле идет пропаганда зависимости от тех или иных условностей жизни.

Когда людям говорят о необходимости внимательно отнестись к своей жизни как высшей ценности, контролировать себя, чтобы не вызывать раздражения у окружающих, не создавать прецедентов, провоцирующих взрыв эмоций и конфликты, наставления, подобные тем, с которыми выступал Чаплин, рождают бурю неприятия.

- Как вы планируете решать кадровую проблему епархии? Ведь, по житейскому опыту и данным статистики, мало тех, кто может стать священником, да и далеко не все из потенциальных кандидатов принимают сан. Что делается для того, чтобы сплотить вокруг себя умную, талантливую, образованную молодежь?

- Кадровый дефицит у нас, конечно, существует, ведь церковная жизнь развивается. Мы находимся в зависимости от нашей духовной семинарии. Большое внимание мы уделяем тому, как учат будущих священников, как их воспитывают, готовят к принятию сана. Проводим беседы, экзамены, чтобы понять, может ли человек стать хорошим священником. Вместе с тем много материальных трудностей. Есть населенные пункты, где жители области просят митрополита образовать самостоятельный приход. Но ведь тогда нужно и место служения, и место проживания священника, предоставление возможностей для содержания семьи. Мы - не коммерческая организация, нам неоткуда взять средства. Мы существуем только на пожертвования прихожан, на средства от реализации церковной литературы, от совершения треб. В финансовый оборот прихода входит содержание семьи священника, пошлины, налоги на коммуналку, отчисления в Пенсионный фонд, плата за оформление документации и имущества, работы по реставрации и ремонту, социальные программы. Кроме того, нужно делать отчисления на общеепархиальные программы. Кто будет меценатом, кто сформирует подъемные для начала деятельности? На все подобные вопросы надо дать ответ, и мы прикладываем все усилия, чтобы священник начал служение в условиях, созданных для духовной работы с прихожанами. Современная приходская жизнь напрямую связана с реализацией миссионерских, социальных и просветительских программ. Требуются и специалисты, и финансовые затраты. Поэтому нам необходима помощь мирян, энтузиастов, образованных людей.

- Как известно, в русской деревне есть всего несколько пунктов, вокруг которых строится вся жизнь: клуб, магазин да храм. Планирует ли епархия, если так можно выразиться, расширение экспансии в сельские районы нашей области?

- Экспансии в Православной церкви не бывает. Миссионерство - да. Все зависит на самом деле от инициативы людей. Нельзя создавать специальные программы увеличения количества приходов. Если нет верующих, если нет возможности организовать приход, зачем нам какие-то галочные обозначения.

- Каким был ваш путь к вере? Диакон Андрей Кураев сказал, что для него тайна, как он стал христианином. Митрополит Антоний Сурожский, напротив, четко помнил, когда в его жизни произошел поворот. Как вы осознали, что вы - верующий?

- Какого-то определенного момента не помню. В нашей семье православная религиозная традиция всегда присутствовала: отмечались Пасха, Рождество, некоторые другие праздники, в такой атмосфере я и вырос. Крестили меня в пятилетнем возрасте, я помню священника, свои чувства, и после совершения таинства я однозначно решил для себя и озвучил близким, что обязательно буду священником. Все удивились, потому что семья у меня, что называется, рабоче-крестьянская. Причастился я впервые, только когда учился в третьем классе, не знал, что надо готовиться, меня просто подвели к чаше. Уже потом услышал о правилах и старался их соблюдать. Краткая, но ежедневная молитва стала присутствовать в моей жизни. Сверстники и учителя знали, что я посещаю богослужения, хотя и эпизодически. Священник нашего прихода дал мне книгу на старославянском языке, по которой я самостоятельно учился читать, периодически задавая вопросы. По окончании школы у меня была возможность поступить в светское учебное заведение, но я решил, что уж лучше провалю экзамены в семинарию и буду знать, что не способен к церковным делам, чем поступлю в светский вуз и все время буду жалеть о том, что мог бы учиться в семинарии. На третьем году обучения в Троице-Сергиевой лавре я был направлен в Барнаульскую епархию и с 1995 по 2003 год прослужил там. А потом по благословению митрополита прибыл в Воронеж, и Господь удостоил меня быть наследником острогожских архиереев.

- Как вы считаете, без чего христианин не христианин, а священник не священник?

- Без молитвы. Если у священника, монаха и христианина вообще отсутствует молитвенная практика, то он уже заведомо на неверном пути. Он должен уделять максимальное время молитвенному предстоянию пред Богом. Молитва - момент самоанализа, возможность вспомнить людей, с которыми тебя связывает жизнь, - одни просили за них помолиться, другие идут рядом по жизни. Молитва - еще и откровенный разговор с Богом. С кем ты можешь быть так откровенен, кому столько можешь рассказать о себе, быть понятным. Если ты чувствуешь присутствие Бога в жизни, то молитва будет необходимым делом и поможет найти ответы.

- Но ведь многие рассуждают так: я уже не раз говорил с Богом - больше не буду, потому что он мне не помогает, я не чувствую утешения...
- Так бывает, если человек ставит своей единственной задачей устройство земной жизни. Не все, что происходит в нашей жизни на земле, полезно для нашего духовного состояния, и Господь иногда совершенно справедливо отводит от нас самые желаемые моления и обращения к Нему. Или, наоборот, устраивает так, что то, чего мы ни в коем случае не желали и не хотели, обустраивается, как будто по написанному. Но результатом будет польза для человека. Если он верующий и не относится к религии, как к магии, к чудодейству, если Церковь он воспринимает как неотъемлемую часть жизни, как пищу и питие, заботу о физическом здоровье и материальном благополучии, тогда он обязательно найдет ответы на свои вопросы. Мы часто хотим, чтобы произошло какое-то мистическое действо, но Церковь - не контора по оказанию гарантированных услуг, а, напротив, - место, где от тебя требуется постоянная духовная работа по самосозиданию. Облегчение страдания всегда есть, надо его увидеть. По собственному опыту знаю, что иногда на поверхности лежит ответ - что для тебя полезно и что является той областью, где ты будешь чувствовать для себя утешение, но ты не воспринимаешь ответ, а хочешь найти оправдание своим недостаткам, сердечным переживаниям и пытаешься совместить оправдание с духовной жизнью. Хотелось бы чего-то удобного, человеческого, душевного. Но тут надо выбирать, ничего другого не дано.

- При Благовещенском соборе существует воскресная школа. Принимаете ли вы участие в составлении и утверждении программы, ведете ли уроки?

- Конечно. У нас два года проводятся занятия для взрослых, их посещают 90 человек, раз в месяц провожу занятия сам. Первый год полноценно существует детская школа - я с малышами виделся в начале занятий, планирую прийти к ним на Рождество, а потом буду навещать их по мере необходимости. Священники из нашего храма ведут ОПК в средних школах и в интернате на улице Острогожской.

- Есть модное в определенных кругах утверждение, что у православия женское лицо, а у католичества - мужское. Насколько верно такое утверждение?

- Мне кажется, оно некорректно. Может быть, речь идет о том, что после войны и репрессий в храмах было больше женщин - их ласково называли "белые платочки", а у католиков - опора на жесткое мужское административное устройство.

- Читатели спрашивают: если Бог создал человека по образу и подобию Своему, не значит ли такое утверждение, что Он имеет такую же, как и у людей, физиологию?

- Священное писание предполагает антропоморфизм по отношению к Богу, но там есть и слова "Бога никто и никогда нигде не видел". И только Единородный Сын был явлен миру. Его Воплощением показано присутствие во вселенной Божества и совершенного человека. Словами "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", Он призывает уподобляться Богу по внутреннему образу, подражать самому Христу в Его жизненном пути. У Бога нет несовершенства, все хорошо и добро. Мы своим несовершенством привносим в мир разные нестроения - и необходимо сделать выбор. Часто говорят, что невозможно изменить человека, повлиять на его настроение - мол, сердцу не прикажешь, в чем заключается самобытность, уникальность и неизменяемость человека. Приказать можно и сердцу, можно им управлять. У тебя злое и ленивое сердце - а ты потрудись и сделай его добрым. Сердце нужно научиться слушать, потому что именно в нем зарождаются мысли, которые потом мы воплощаем в делах, желаниях и стремлениях. И если разум прислушивается к тому положительному, что формируется в сердце, мы можем многое изменить, спастись от саморазрушения. Человек приобретает либо плохие, либо хорошие навыки, совершенствуется либо в добром, либо в злом. Нельзя сочетать несочетаемое. Из одного источника не течет гнилая и добрая вода.

- А как быть с христианским утверждением о необходимости подставить вторую щеку? В народе говорят: "Подставь, но не дай ударить себя в ответ...".

- Духовный смысл фразы в том, чтобы остановить зло на себе, чтобы оно не превратилось в бесконечную цепочку. Врагам, конечно, нужно противостоять, однако без мстительности, без жестокости и без желания уничтожить обидчика. Лучше, если возможно, обратить людей в сторону правды. Надо быть действительно сильным и мудрым человеком, чтобы правильно сформулировать и озвучить мысль, остановить удар, среагировать на него с позиций добра и любви. А любовь - такая сила, которая может обезоружить самого страшного и агрессивного врага.

- Что бы вы пожелали нашим читателям на Рождество?

- Желаю читателям "ВК", чтобы праздник не был простым застольем, а стал сокровенным моментом судьбы, возможностью подарить любовь ближним. Рождение Бога в мир произошло ради всех нас. Рождество - не просто феерия, а духовный урок, повод осмыслить свои жизненные позиции для личной встречи с Богом.

Беседовала Кристина ШАБУНИНА.