Наш земляк, стендап-комик, постоянный участник шоу Stand up на ТНТ Роман Косицын вновь приезжает в родной Воронеж - уже с новой программой «Право на ошибку». Корреспонденту 36ON удалось пообщаться с Романом за несколько дней до концерта.
– Роман, в марте 2023 года вы выступали у нас в Доме актера с программой «Наглец из Воронежа», в марте 2024-го с концертом «Право на ошибку» планируете собрать уже целый ВКЗ. Нам кажется, или вас в последнее время действительно активнее потянуло в родной город? Вообще, многое сейчас связывает с Воронежем?
– Если честно, я с удовольствием приеду сюда и в третий раз, через год, уже с новым концертом. Дело не в том, что меня потянуло в родной город, а в том, что в Воронеже очень любят комедию и, в частности, стендап. Все комики, которые даже родом не из этого города, регулярно отмечают, что в Воронеже очень «теплый» зал, люди разбираются в комедии и круто реагируют.
Для меня же Воронеж – это особое место, в котором я чувствую эмоциональную связь как с самим городом, так и с жителями, несмотря на то, что я родился в Россоши. В Воронеже я начинал свой комедийный путь, в том числе и в стендапе. Поэтому я возвращаюсь в столицу Черноземья с особым трепетом.
Прямой связи с Воронежем не так много, помимо того, что я постоянно шучу, что я из Воронежа, и, когда слышу что-то про Воронеж, говорю: «О, наши!». Этого вполне достаточно, чтобы чувствовать большую связь со столицей 36-го региона.
Я рассматриваю Воронеж в первую очередь как место для отдыха. Люблю раза 3-4 в год приезжать в город на 2 дня, чтобы просто расслабиться. Потому что после московского темпа, ответственности и давления хочется просто выдохнуть и пару дней кайфовать. Я люблю либо улететь из Москвы куда-то за границу, либо – в Воронеж, он выполняет абсолютно такую же функцию. И есть несколько друзей, с которыми мы регулярно на связи: организатор моего концерта Никита Маньков, мой родной брат Сергей и многие другие.
– А есть ли разница, где выступать? В Москве, Воронеже, Владивостоке? Публика и правда разная или смеются везде над одним и тем же?
– Разница в зрителях есть. В Москве люди более избирательные, потому что у них есть варианты: пойти на твой сольник, концерт Агутина или на спектакль с участием Петрова (прим.ред. – Александр Петров – актер театра и кино). Поэтому они смотрят с большим, так скажем, ожиданием и надеждами. Плюс они, наверное, видели большое количество различных стендапов, потому что в Москве люди ходят на них регулярно. Хотя я недавно смотрел расписание концертов в Воронеже и, по-моему, 5-6 стендап-сольников топовых комиков в месяц точно проходят. В регионах все по-разному. В Воронеже, например, зал общепринято считается крутым. В других городах зрители могут быть «холодны», но при этом им тоже нравится и они оставляют хороший отзыв. Просто менее шумно проявляют свои эмоции. Если резюмировать, в регионах зал более «теплый», более расположенный к тебе, при этом некоторые излишне модные темы не заходят. Люди их понимают, но не могут разделить, шутки на них будут им не близки. Я считаю, плохо, когда у тебя комедия слишком «московская», и не хорошо, когда она слишком «местно-региональная». Должно быть грамотное сочетание, так, чтобы мог понять почти каждый зритель.
– На воронежских концертах в зале много знакомых? Приходят родственники, друзья? Бывает так, что какие-то шутки неудобно при них произносить?
– Да, бесспорно, на концертах в Воронеже присутствуют мои знакомые и друзья.
Честно, не боюсь говорить что-либо острое, даже если это прям про них. Недавно на концерте в Нижнем Новгороде были мои родители, они сейчас живут в Нижегородской области. Получается, впервые на моём концерте побывал отец. Раньше он переживал и говорил, что не хочет ходить на мои выступления, потому что мало ли, я буду про него шутить. А я точно буду, – улыбается комик. – Но при этом он попал на программу, в которой я по нему хорошенько прохожусь. И я не боялся, говорил все так же, как если бы его не было в зале. Мы на моей территории и играем по моим правилам. Мне было приятно получить от родителей положительный отзыв. Подумал, было бы странно, если бы они меня прям раскритиковали, – смеется Роман.
– Большинство комиков ищут материал для стендапа в собственной жизни: проживают, анализируют, а потом делятся с публикой. У вас так же? Бывало, что кто-то из семьи или друзей обижался на сказанное вами со сцены?
– Да, 90% материала берется из жизни, потому что в этом и есть суть стендапа. Сейчас в тренде юмор на, скажем так, личные темы. Поэтому остальным тоже, хочешь не хочешь, чтобы не терять в глубине, конкурировать, приходится рассказывать что-то личное. Сейчас в моде открытость. Как в стендапе, так и за его пределами. Те же блогеры, почему за ними следят? Они показывают много из своей личной жизни. В каком-то смысле сейчас эпоха подглядывания.
– Сколько у вас обычно времени уходит на то, чтобы собрать материал для полноценного концерта? Бывает ли так, что «не пишется»? Есть у вас проверенный рецепт выхода из творческих кризисов?
– Не могу сказать, сколько точно, потому что это первый концерт, который я написал как отдельное произведение. Я потратил на его написание чуть больше года. Это по комедийным меркам считается вполне нормальным сроком.
Бывает ли, что не пишется? Шоу Stand up на ТНТ – это такая школа, в которой ты забываешь про слово «вдохновение». Круто, когда оно есть в общепринятом смысле, но ты внутри себя настраиваешь себя так, как будто оно есть всегда. Это и есть профессионализм. Знаете, как у футболистов, бывает матч, где они летают на крыльях, потому что у них, например, сын родился, а бывает, что игроки менее мотивированные. И все равно они не падают ниже какого-то уровня. Так и тут. После стольких лет ежедневных выступлений, написания и переписывания ты привык держать определеную планку качества. Выход из творческого кризиса – это заняться чем-то другим. Должно быть хобби, в моём случае это спорт, в основном футбол, и путешествия.
– Вы, в отличие от некоторых ваших коллег по цеху, не боитесь осваивать новые форматы, например, не раз участвовали в «Прожарке». Подобные шоу – это выход из зоны комфорта, или вам, наоборот, интересно идти во что-то новое?
– В «Прожарке» участвовали многие, не только я один из, как вы сказали, нашего цеха. Вначале это был выход из зоны комфорта. Я в первую очередь про Roast Battle. Мне так нравилось, как это выглядит со стороны, но я переживал, как я туда вольюсь, как буду выглядеть внутри и что про меня скажут. Но мне было так интересно, что я наплевал на страх и сделал шаг вперед. Сейчас хейт-юмор - это больше для души. В последний раз я участвовал в «Прожарке» Вани Абрамова. Кстати, прям кайфанул и во время подготовки, и во время самой съемки этой «прожарки».
– А можете рассказать о самом необычном, самом странном вашем выступлении за последние годы? Вам какой формат больше близок: телевизионный или камерный, когда выступаешь в небольшом зале?
– Так, ну, самое необычное выступление. Давайте из последнего. Вот был сольный концерт в Краснодаре. Почему необычный? Потому что сейчас путь в Краснодар очень непростой. А у меня за день до Краснодара стоял концерт в Москве. И на следующий после Краснодара день мне поставили концерт в Москве. В общем, мне пришлось проделать следующий путь: около девяти утра я вылетел из Москвы в Ставрополь, откуда мы три с половиной часа ехали на авто до Краснодара, приехали, остается уже час до концерта. Я выступил, после этого буквально два-три часа провел в Краснодаре и у меня уже был ночной поезд в Сочи, чтобы с утра оттуда вылететь в Москву. В Краснодаре в сумме провел около пяти часов. Это было странновато, как будто концерт был в пути, по дороге. Но при этом краснодарский зритель был невероятно крутой и «теплый», сольник прошел просто огненно.
Разницы в формате нет, профессионал должен выступать и там, и там хорошо. Но если прям нужно выбирать, то я больше за камерный зал. Потому что при съемке всегда есть определенная ответственность и очень сложно до конца расслабиться.
– Как, на ваш взгляд, за последние, скажем, лет десять поменялся стендап в России? О чем шутили тогда, а о чем сейчас? Уровень юмора качественно изменился?
– За 10 лет стендап сделал огромный шаг вперед. В 2014-м он только приобретал первые нотки «модности», зарождался как культура, а сейчас это полноценный самостоятельный жанр. Это формат, который в данный момент рассматривается как поход в театр или на рок-концерт. Да и сама комедия стала глубже. Если посмотреть выступления того времени, они будут казаться более поверхностными, чем нынешние, так как достаточно было и того уровня для «сделать смешно». Это логично, потому что, как и любое явление, к которому пристальное внимание, стендап развивается, появляется больше звезд и поклонников жанра. Уверен, через 10 лет он будет круче, чем сейчас. Надо отдать должное, стендап в России пришелся очень к месту.
– Начинающему комику сейчас проще или сложнее выйти на широкую аудиторию? За кем из молодых стендап-артистов вы сами с интересом следите?
– Сейчас, наверное, сложнее. Слишком высока конкуренция в этом жанре. Ты должен быть невероятно одарен, чтобы в короткий срок проделать большой путь. Ну, скажем так, стать вторым Алексеем Щербаковым, который просто по щелчку пальцев находит общий язык с большинством населения России. Но многое зависит от целей комика. Кому-то достаточно, если монолог зашел на 500 тысяч просмотров, и ему уже кажется, что он №1 комик в мире, не то что в России. Я же, наверное, считаю, что выход на широкую аудиторию – это когда ты в течение нескольких лет являешься актуальным персонажем в комедии. У тебя, к примеру, есть хитовые короткие выступления, есть 1-2 сольных стендап-концерта, ты бываешь гостем в популярных шоу, возможно, имеешь свое шоу. Я относительно давно занимаюсь стендапом, но в плане сольника делаю первый шаг – записываю свой первый стендап-концерт весной этого года.
– Много ли у российских комиков способов для монетизации собственного творчества? Помимо гастролей и живых концертов? В России вообще готовы платить за смех?
– Если речь идет именно про монетизацию, то это в первую очередь концерты. Есть ещё вариант съемки своего шоу для онлайн-площадок, где можно продавать рекламу. Но серьезный заработок – это концерты. Готовы ли люди платить за смех? Конечно же, да, юмор является важнейшей частью любого развлекательного контента.
– Раньше все заводили себе youtube-каналы, сейчас – telegram-каналы. Вы - не исключение. Что это дает, контакт с аудиторией? И почему такое название - «Душнила Косицын»?
– Ситуация сложилась так, что ты буквально вынужден вести почти все активные соцсети, потому что одна из задач артиста – рост лояльной аудитории. В каждой из соцсетей есть своя уникальная аудитория, при этом есть и те, кто следит за контентом во всех твоих соцсетях одновременно. Поэтому ты должен как-то по-разному их вести. Я сам занимаюсь своими сетками, но сейчас планирую делегировать часть процесса SMM-менеджеру. Я еще не из этих людей, которые: «Вот, посмотрите, подписчики, что я съел!». В основном выкладываю только то, что имеет смысл. Не так активно веду сетки, как некоторые ребята, которые, по-моему, выкладывают даже то, как они проснулись и пошли в туалет или едут в лифте.
«Душнила» пошло с нашего канала «Площадка». Даже с этапа, когда еще был «Поз и Кос». Получилось так, что два основных действующих лица, я и Димка Позов, оказались душноватыми ребятами. Если посмотреть наши старые видосы, создается впечатление, что мы даже как будто соревновались в том, кто из нас душнее. И, по мнению аудитории, я, скажем так, «победил». Слово «душный» в 90% случаев носит негативный характер. Мы же тут имеем в виду больше позитивное значение – «душный-душевный». Да, это человек, который любит до чего-то докопаться, по мелочи выяснять какую-то истину или очень глубоко рассуждать, когда в принципе можно было гораздо легче ответить, но мы берем более обаятельную сторону данного явления. Согласитесь, сейчас объяснил довольно душно, – улыбается Роман.
– В Воронеже вы выступаете спустя чуть больше месяца после своего 40-летия. Почему-то считается, что для мужчины это важная цифра, некий итог. Вы себя ощущаете счастливым человеком? Ждать ли нам в ближайшее время от комика Романа Косицына новых форматов, экспериментов в творчестве?
– Почему-то у нас в обществе считается, что 40 лет для мужчины настолько важная дата, что даже нельзя отмечать. Но я нарушил это правило, собрал друзей, была крутейшая вечеринка. Я решил воплотить небольшую юношескую мечту: пригласил выступить одну из любимых групп того времени – «Мальчишник». После того, как они исполнили свои главные хиты, один из их треков мы зачитали с ними вместе. Это было феерично! Я не очень люблю вопрос про счастье, но скажу, что в тот момент я был в эйфории.
Готовится несколько новых проектов, но я их не буду анонсировать, чтобы, скажем так, творчески не сглазить. Если все срастется, вы сами все увидите и мы вместе кайфанем. На данный момент мой главный проект – это мой первый сольный стендап-концерт «Право на ошибку», который я буду снимать в апреле в Москве.
А в Воронеже сольный концерт состоится 30 марта. Приходите, судя по тому, как проходили концерты в других городах, есть высочайшая вероятность того, что вам понравится. В Воронеже всегда проходят одни из лучших стендап-концертов, по крайней мере, для меня. Увидимся 30 марта в ВКЗ!
Фото предоставлены телеканалом ТНТ.