Появление АНОО «Частная школа «Вектор» стало ярким событием для образовательной среды нашего региона в прошлом году. Без привычной «домашки», с множеством интересных форматов и проектным подходом.
Разумеется, не обошлось и без скептиков, считающих, что всего и так достаточно. Первый год для любого проекта является весьма показательным. Поэтому, спустя 365 дней, руководствуясь древним принципом «Цыплят по осени считают», мы отправились в школу «Вектор». Было интересно узнать, как прошел первый год, что удалось сделать и что в планах, и как новый формат восприняли ученики и их родители.
На наши вопросы ответила Наталья Киреченкова, заместитель директора по инновационной деятельности АНОО «Частная школа «Вектор»:
— Наталья Сергеевна, в начале хотелось бы обсудить нововведения для школ, которые вступили в силу с 1 сентября, касаются ли они частных школ? Речь про запрет мобильных телефонов (кстати, как с этим вообще обстоят дела в «Векторе»), отказ от электронных учебников, сокращение общего количества учебников.
— «Один учебник» пока только в планах. Известно, что с введением новых ФГОС будет сокращаться вариативность учебников. Мы постепенно придем к тому, чтобы будут единые учебники. Насчет мобильных телефонов. Не знаю, как будут реализовываться эти требования в государственных школах. В «Векторе» ребята сразу оставляют телефоны в раздевалке. Это не значит, что мы их вообще не допускаем. Если ребенку надо позвонить, он может это спокойно сделать. Конечно, сначала это была «боль расставания». Но сейчас вопросов нет. Ребята заинтересованы учебным процессом, им не нужны телефоны. Мы стараемся делать все для того, чтобы заместить сидение в телефоне. При этом у каждого ребенка в школе есть ноутбук для поиска информации.
— Внеклассные занятия «Разговоры о важном», призванные познакомить детей с культурным наследием страны — в каком формате они будут проходить в школе «Вектор»?
— 1 сентября на встрече с родителями мы задали вопрос: «Как вы считаете, о чем важно поговорить с детьми?». В итоге, у меня есть около 50 тем. Аналогично все прошло с учениками и учителями. Наш подход к занятиям — должен высказаться каждый. Поэтому мы разработали для этого целую серию приемов. Мы, как педагоги, должны видеть процесс мышления и рассуждения.
— Церемония поднятия флага и исполнение гимна. Как все организовано в «Векторе»?
— На мой взгляд, это должно идти именно изнутри. Например, литература и музыка. Сделать так, чтобы слова гимна были для детей осмысленными. Не просто вызубрить и петь «на автомате», а понимать смысл, проникнуться текстом. Одно из наших заданий: «Есть текст гимна, найди те слова, которые для тебя в данный момент наиболее важны. Расскажи почему».
— Позади ваш первый учебный год, каким он был для вас и для учеников? Учитывая тот факт, что вы начинали работать в период «дистанта» — как вообще такой формат повлиял на школьников?
— С «дистантом» все индивидуально. Были дети, которые поняли, что такой формат более эффективен — их никто не отвлекает, можно самостоятельно планировать время. Для части школьников «дистант» стал огромным провалом в знаниях — им подходит только очный формат. Таких, кстати, большинство. А кому-то вообще все равно, где учиться — им везде хорошо. Родителям тоже было сложно выстроить эффективные коммуникации внутри семьи.
— Тьюторы в школе «Вектор». Как складывалась их работа в этот первый год — ТОП самых частый запрос от учеников?
— По моему убеждению, тьюторы нужны 80% детей. Детям важно, чтобы их воспринимали такими, какие они есть. Слушали и слышали. Буквально через две недели работы нам начали звонить родители: «Ребенок приходит из школы радостный, сообщает, что с ним наконец-то поговорили как с человеком!». Важно, чтобы тьютор не был учителем, не должно быть эмоциональной нагрузки. Запросы учеников очень разные. Ведь у детей опыт формирования запроса пока только рождается.
— Что с педагогическими кадрами в нашем регионе?
— Дефицит педагогических кадров был, есть и будет. Не только у нас, но и во многих школах. Проблема в том, что более 60% педагогов старше 50 лет. Статус учителя продолжает быть низким, огромная загруженность до 36 часов, еще многие годы в Пединститут шли по остаточному принципу. Школа пока не является привлекательным местом для работы. Отсюда и дефицит. Нам сложно было найти преподавательский состав, потому что многим педагогам трудно перестраиваться. Не использовать оценки как рычаг, а указывать на ошибки, которые в дальнейшем могут стать точками роста.
— В «Векторе» учат с 5 по 11 класс. Как выглядит трек перехода ученика из привычной школы?
— Отмечу, что мы осознанно не набираем 10-11 классы. Важно «вырастить» свой результат. У нас совершенно другой подход к методике преподавания, но сами программы не меняются. Переход с точки зрения содержания остается прежним. Адаптация ребенка выстроена в систему. Все начинается с того, что родители оставляют заявку на
сайте, мы назначаем собеседование. На встрече сверяем наши ценности. Они должны совпадать. Параллельно ребенок ходит по школе с тьютором. Потом у всех есть пара дней «на подумать». Если все ок, то ребенок приходит в любой класс на 2-недельное погружение. Это бесплатно. Затем принимается окончательное решение.
— Рассматриваете ли формат заочного обучения?
— Сейчас мониторим востребованность «заочки» в нашем регионе, все зависит от количества желающих. Есть платформа, позволяющая его реализовать. Там уже сформировалось большое количество образовательного контента. Много школьников учатся заочно в Москве. Но для этого нужна временная столичная прописка. Еще на перспективу мы планируем разработать индивидуальный образовательный маршрут для экстерната.
— Как стало понятно из недавней встречи со СМИ в «Векторе» делают ставку на проектное обучение: учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути ее достижения, ищут, отбирают, обобщают и анализируют необходимую им информацию, а преподаватель выступает в роли консультанта. Какими педагогическими методиками вы дополняете этот подход, а какие (и почему) не используете совсем?
— Сухомлинский, Леонтьев, Макаренко, Дьюи, Ушинский и многие другие не зря считаются классиками. Практически все из их наработок актуально и сейчас. Вопрос в том, как мы это считываем и трактуем. Образование Сингапура сейчас в первой десятке. На чем строится их педагогическая система? Почти весь пласт наших педагогов. Ничего не устарело. Идеи Макаренко (работавшего в 30-ые с беспризорниками) про «перспективные линии», «активы», «завтрашние радости» так и используют. Дьюи говорил о том, что невозможно готовиться к жизни, сидя в закрытом помещении.
Дети должны реализовывать значимые проекты, не игровые. Например, в этом году наши дети в «Векторе» будут решать проблему опозданий на уроки. Исследуют, проанализируют варианты. Кстати, у нас уже был такой опыт с меню — ребенок спросил, почему его нет в печатной версии. В результате сформировался актив, дети звонили в компанию поставщиков, объясняли важность вопроса. До этого ребенок выяснил, кому еще в школе нужно меню. Наша концепция — «школа без стен». Урок можно провести в Музее изобразительных искусств. И сюда мы зовем людей разных профессий.
— Ваш новый проект «Вектор.Клуб» состоит из более 20 направлений, кто станет их преподавать и какие компетенции у этих спикеров? Есть ли в Воронеже специалисты по режиссуре, финансовой грамотности, дизайну моды, рэпу, импровизации?
— Есть. В системе дополнительного образования должны работать те, кто «горит» своей профессией. И совершенно неважно, на мой взгляд, наличие педагогического образования. К тому же для руководителей курсов в «Вектор.Клуб» мы разработали специальное обучение с основами психологии и педагогики. Главное, чтобы создавалось сообщество. Детям этого очень не хватает пространства для общения. Уникальность проекта «Вектор.Клуб» в том ,что за счет общего объединяющего интереса как раз и создается сообщество.
У нас более 20 программ дополнительного образования, на которые могут записаться все воронежские ребята в возрасте от 8 до 15 лет — не только ученики нашей школы. Программы — робототехнику, виртуальную реальность, программирование, английский разговорный клуб, архитектуру и другие — ведут профессионалы своего дела. Например, ТВ-журналистку преподает действующий редактор, а книжный стендап, самовыражение через чтение книг, — организатор значимых книжных фестивалей.
Занятия строятся на основе проектного подхода.
Дети осваивают конкретные профессиональные навыки в рамках подготовки и реализации большого проекта: от театрального спектакля до собственной компьютерной игры. Программы достаточно компактные: можно реализовать проект и получить представление о профессии за три месяца, а затем попробовать новые направления или перейти на углубленный уровень. Также у каждого ученика в нашем клубе будет возможность пообщаться с профориентологом, который поможет понять, на какие направления и профессии ребенку стоит обратить внимание.
— В ближайшие 3-5 лет у «Вектора» появятся филиалы? Есть ли в планах масштабирование, франшизы, начальная школа?
— Насчет франшизы подумаем в следующем году. Такая идея есть. Мы точно будем открывать свои двери, проводить конференции, воркшопы, уроки. Нам очень интересно межрегиональное сотрудничество. Начальная школа тоже в планах, но чуть попозже.
На правах рекламы
Фото - Олег Харсеев
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № ДЛ-1640 от 10.02.2022 выдана Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Место нахождения: 394006, Воронежская область, г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 43.