Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Сегодня звезды дадут шанс пересмотреть некоторые сферы своей жизни. Только вот прозрение наступит после не самых приятных событий

День перед Полнолунием будет полон неожиданностей и нестабильности. Но вот бытовые вопросы сегодня будут решаться как по щелчку
 

В Воронеже власти отказались от новогодних салютов

До конца года воронежским бюджетникам проиндексируют зарплаты

Губерния

Эксперты: «Развитие личности ребенка важнее отметок в дневнике»

some alt text
Будущее не всегда туманно. В наше время оно вполне предсказуемо. Автоматизация процессов, промышленная революция  и последние достижения в области робототехники и искусственного интеллекта в ближайшие десятилетия в корне изменят рабочие процессы. 
 
Многие профессии станут невостребованными. А это значит, что нужно менять образовательный подход. На что делать ставку? Как сохранить и грамотно внедрить бесценный опыт, накопленный  предыдущими поколениями? Решению этих вопросов была посвящена пресс-конференция «Современное образование: требования и перспективы», которая состоялась в Воронеже 3 июня. 
 
 
В ходе дискуссии выяснилось, что школьников нашего региона достойно готовят к поступлению в вузы, но у педагогов не всегда есть возможности для развитие индивидуальных  личностных качеств. А ведь именно этого ждет мир новой формации. В будущем нужно умение быстро адаптироваться и креативно мыслить. 
Как это можно реализовать уже сейчас?
 
Нестандартные решения предложили участники данной дискуссии: Ирина Санникова, директор АНОО «Частная школа Вектор» и Наталия Киреченкова, директор АНО «Молодежный институт социальных программ», координатор образовательных проектов ВРОДО «Искра». Их нетипичный подход к современному школьному образованию  нам показался весьма интересным и мы попросили экспертов рассказать о нем подробнее.
 
- Что происходит с уровнем школьного образования в нашей стране?
 
Ирина Санникова (далее - И.С.): 
 
- Сейчас современное образование находится  в определенном кризисе. Утвержденные программные комплексы и методика работы в основном рассчитаны на реализацию выпускников, «актуальных» 20-30 лет назад. Проблема не в том, что учителя не хотят работать, а дети учиться, все дело в востребованности других качеств и компетенций.
 
 
Какой человек востребован в наше время? Не круглый отличник, выучивший наизусть все теоремы. Важнее уметь быстро находить информацию, ее обрабатывать, критически воспринимать и реализовывать. Уметь общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Современный мир требует развитых  «мягких навыков» (soft skills). К сожалению, методика «набрать баллов на ЕГЭ, чтобы попасть в хороший ВУЗ» абсолютно не гарантирует выпускнику успешность во взрослой жизни.  
 
Наталия Киреченкова (далее  - Н.К.):
 
- Если смотреть на то, что происходит в мире, то ему УЖЕ нужны те, кто готов работать не «по инструкции», в непредсказуемых условиях,  быстро адаптироваться, менять профессию, учиться и переучиваться. На протяжении многих лет школа учит детей действовать по алгоритму. Реализуются еще советские посылы. В СССР школа учила «для конвейера», чтобы могли работать на предприятиях.
 
 
С развитием искусственного интеллекта мы понимаем, что востребованы те, кто сможет с ним конкурировать. Будущее за коллективным командным разумом. Когда один человек продвигает другого в том или ином вопросе.

- Как же учить детей, чтобы они не проиграли в «схватке» с искусственным интеллектом?  
 
И.С.:
 
- Я считаю, что нужно делать упор на более персонализированную модель. Она  отличается от традиционной, прежде всего, подходом к процессу обучения. В центре – личность ребенка, его развитие относительно себя и своих достижений, а не относительно всего класса. Главное - мотивирующий процесс, а не учеба ради отметки. 
 
Практически это может выглядеть так: большие разделы по предметам разбиваются  на модули. Каждый модуль - на темы. По итогам каждого модуля идут проверочные работы. Учитель задает срок для выполнения этих заданий, предлагает их вариативность по уровню сложности и обязательности выполнения. В «Векторе» я хотела бы попробовать сделать так, чтобы ребенок самостоятельно выстраивал свой индивидуальный план обучения. 
 
Н.К.:
 
- Отметки. Наболевшая тема, из-которой было пролито немало слез. На мой взгляд, привычные всем оценки калечат детей, убивают весь интерес и любознательность. Как только ребенок понимает, что с него спрашивают оценки, то тяга к знаниям исчезает. Остается обязанность: «Я должен принести домой цифру». Так мы и получаем списанные домашние задания из интернета.
 
Более эффективно формирующее оценивание. Ошибки приветствуются, если дальше с ними умеешь работать. Мне бы хотелось, чтобы ребенок получал свою работу  не с «красной цифрой», а с комментарием от учителя: «Посмотри, в этих примерах есть ошибка, попробуй разобраться». Так он поймет, что нужно для усвоения материала. Детям нужно как можно чаще давать ситуации с возможностью самостоятельного выбора.
 
- Есть ли риски в таком обучении? Ученик быстро освоил все минимальные ступени, оценок нет - только комментарии. Не будет ли он в остальное время просто играть в смартфоне на уроках?
 
И.С.:
 
- Играть не получится, потому что в такой образовательный процесс будут вовлечены все. Родитель всегда будет видеть, на каком этапе его ребенок. Еще я считаю, что кроме учителя в классе обязательно должен быть тьютор. Тьютор – это педагог-психолог, который помогает решать проблемы ребенка. Он видит ребенка на разных уроках и в разных ситуациях, знает, на что ученик способен, а в чем ему нужно помочь.
 
Например, мы привыкли, что на литературе нужно выйти и рассказать стихотворение перед классом. Но кто сказал, что это правильно? Если ребенок - интроверт и  ему психологически некомфортно выступать? Никто же  не запрещает дать ему листок и ручку, пусть напишет по памяти стихотворение, еще и орфографию с пунктуацией потренирует. Тьютор – это человек, помогающий всем участникам образовательного процесса (и ученикам, и учителям, и родителям) быть в гармонии и взаимопонимании.
 
Н.К.:
 
- Мир изменился, и учитель перестает быть центральной фигурой. Нельзя учить новому, используя старые методы. По сложившейся традиции учитель в 90% случаев работает фронтально. Приходит на урок, задает вопрос, ученик поднимает руку и отвечает, остальные радостно выдохнули и сидят. 
 
Получается, у детей нет равных возможностей на участие. В Сингапуре, например, на уроках каждый ученик работает определенное количество времени. Учитель должен создавать вместе с учениками  образовательную среду. Посыл такой: «Да, я рулю процессом, но и вы активные участники. Я — не главный гуру». В московской «Хорошколе» учительский стол вообще стоит позади учеников. И это правильно, учитель должен держать пространство. 
 
- Известно, что дети быстрее адаптируются ко всему новому. А вот как быть с родителями, которые, в основном привыкли хвалить или ругать за отметки?

И.С.:
 
-  Я бы хотела, чтобы родители сильно в процесс обучения не погружались. Это лишает ребенка самостоятельности. Когда вечером вся семья начинает делать математику, а ребенок выступает с позиции наблюдателя, возникают вопросы: в чем смысл  выполнения такого задания? Какие знания он получит в итоге?

Н.К.:
 
- С родителями надо не бояться активно  взаимодействовать. Воспитывать культуру нового отношения к учебе и у них в том числе, не только у детей. Нужно обязательно смотреть на их коммуникацию в динамике —  создать задачу, которую родители и дети будут решать вместе. Реальное действие покажет, разделяют ли родители такой образовательный подход или нет. Например, можно сделать всей семьей воздушного змея. Вот и посмотрим, будут ли мама и папа давать инициативу ребенку или начнут «отодвигать» от процесса.
 

 
Справка 
 
Ирина Ринатовна Санникова - директор АНОО «Частная школа Вектор». Мама троих детей (9 класс, 8 класс, дошкольник). 
 
Два высших педагогических образования: 
 
- в 2005 году окончила ГОУ ПВО «Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет» по специальности учитель русского языка и литературы, английского языка; - в 2013 году окончила ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», кафедра инженерной педагогики по специальности тестолог (специалист в области педагогических измерений).
 
В 2015 г. окончила обучение в отделе аспирантуры ФГБОУ ВПО «Амурский государственный педагогический университет» по специализации "Русская литература". Имеет дополнительное образование по направлению «Основы исследовательской деятельности современного педагога».
 
С 2009 г. работала в школе № 2 с.п. «Село Хурба» Хабаровского края учителем-предметником, возглавляла научно-исследовательское общество учащихся «Мысль». 

С 2013 г. – специалист краевого государственного казенного учреждения «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края».

С 2014 г. после переезда в г. Воронеж занимала должности заместителя руководителя филиала, руководителя филиала в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.

В 2021 году возглавила проект АНОО «Частная школа Вектор». 

Мотивация: реализация любви к предмету, школе и детям посредством эффективного управления проектом.
 
Наталия Сергеевна Киреченкова  — директор АНО «Молодежный институт социальных программ», координатор образовательных проектов ВРОДО «Искра».
 
Родилась в г. Воронеже, в 1980 году закончила среднюю школу № 20, активно работала в районном комсомольском штабе, поступила в ВГУ на факультет ПММ, параллельно работала в педагогическом отряде «Искра». С 1985 года, после окончания университета, пошла работать в школу. За 21 год работы в школе № 62 прошла путь от воспитателя группы продленного дня до заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
 
С 1993 года работала координатором проектов Воронежской региональной общественной детской организации «Искра». Руководила региональными и межрегиональными проектами. В 2000 году создала свою АНО «Молодежный институт социальных программ», где и по сей день работаю директором.
 
С 2009 по 2017 год работала в Воронежском институте развития образования доцентом кафедры воспитательных технологий, старшим преподавателем кафедры ТиПУФКиБЖ. С 2007 года зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, основная сфера деятельности  — развитие детей и подростков, организация профильных детских и семейных смен. Постоянно веду большую общественную деятельность: Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты  Воронежской области 2015-2020 г.; эксперт по вопросам образования при губернаторе, сопредседатель ОНФ, член общественного совета Воронежской области по внедрению национального проекта «Образование». Руководитель проектной комиссии Большого совета СО НКО Воронежской области; член наблюдательного совета МАУМ «ЦДО «Перемена», член городского и областного экспертных советов по оценке социальных проектов молодёжи в рамках городского и областного конкурса проектов; член Общественного совета при Департаменте образования, науки и молодежной политики.
 
Образование: Высшее, ВГУ, факультет прикладной математики и механики; ВГАППССС, психологическое консультирование и психодиагностика. Опыт работы: Развитие детских и молодежных организаций. Воспитательная деятельность в образовательных организациях. Работа с родителями. Профильные детские лагеря. Молодые педагоги. Общественная деятельность: двадцатилетний опыт руководящей работы в некоммерческой организации — Директор АНО «Молодежный институт социальных программ». Девятилетний опыт работы по развитию движения ОАШ (Общественно Активных Школ); Пятнадцатилетний опыт работы в сфере мониторинга и оценки образовательных и социальных проектов; Пятнадцатилетний опыт работы в качестве тренера, модератора в образовательной и молодёжной среде;Тридцатилетний опыт добровольческой деятельности в общественной организации — ВРОДО «Искра». Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Воронежской области 2015-2020 г.;
Член общественного совета Воронежской области по внедрению национального проекта «Образование»;
Руководитель проектной комиссии Большого совета СО НКО Воронежской области;
Член наблюдательного совета МАУМ «ЦДО «Перемена»;Работа в комиссии по оценке проектов образовательных учреждений на президентский грант в рамках национального проекта «Образование»;Член городского и областного экспертных советов по оценке социальных проектов молодёжи в рамках городского и областного конкурса проектов;
Реализованные проекты: Руководство проектами: «Академия родителей», «Развитие механизма поддержки СО НКО в Воронежской области», «Модель деятельности детской организации по развитию навыков личной эффективности подростка», «Детская организация: от миссии к результату», «Проведение информационно-методических семинаров по актуальным вопросам деятельности СО НКО», «Развитие механизма исполнения социального заказа молодёжными общественными организациями», «Школа – местному сообществу» реализуемого в г. Курске, направленного на развитие модели ОАШ «Школа – местному сообществу» (АМР США) реализованного в городах Воронеж, Волгоград, Самара, Саратов, Ростов на Дону, Ульяновск; «Развитие жизненных навыков молодежи через добровольчество» (Фонд «Новые перспективы») в г. Воронеже. Координатор проекта: «Общественно-активная школа», г. Воронеж международный проект «Педагогика толерантности», г. Воронеж; межрегиональный тренинг-семинар «Защита прав детей»; Реализуемые проекты: «Семья — главный источник формирования семейных ценностей, ценностей детей, их воспитания, обучения и развития».
 

 
титульное фото - pixabay.com