Цены растут, тарифы «отдыхают»
С Нового года водка подорожала в среднем на 45 рублей. Тарифы на электроэнергию вырастут летом
С 1 января существенно выросли цены на ряд важных - пусть не для всех, но тем не менее для многих людей - товаров. Помимо традиционного декабрьского роста цен на продукты питания (в основном для новогоднего стола), с Нового года существенно подорожали алкоголь и сигареты. А вот рост тарифов на услуги ЖКХ, энергоносители, как и год назад, переносится на второе полугодие.
Еще за 2-3 часа до наступления Нового года на прилавках воронежских магазинов можно было увидеть полулитровую бутылку водки за 125 рублей. А уже с 1 января 2013 года тот же самый «огненный» продукт стоит от 170 рублей. Такова теперь минимальная розничная цена полулитровой бутылки водки, утвержденная Росалкогольрегулированием. Этим ведомством утверждены также минимальные розничные цены и на другие крепкие напитки: коньяк - от 280 рублей, бренди - от 250. В среднем повышение цен на крепкую алкогольную продукцию составило 36%, хотя рост инфляции в стране в 2013 году запланирован на уровне 6%.
С 1 января выросла в цене и табачная продукция: акцизы на эти товары повышены на 30 – 57%. Соответственно стоимость пачки сигарет из-за этого повысится на 5 -- 10 рублей. Безусловно, столь резкое повышение цен на алкоголь и сигареты принесет дополнительные доходы в казну, из-за этого немного (может быть, на доли процентов) вырастут некоторые экономические показатели -- к примеру, рост товарооборота в денежном выражении. Хотя из-за такого повышения доля нелегального рынка алкоголя и сигарет может только увеличиться, следовательно, население будет чаще и в больших количествах употреблять всевозможную самопальную «горючку».
Одним из важных требований к России при вступлении в ВТО было приведение цен на энергоносители до среднемирового уровня, чтобы у отечественных товаропроизводителей не было преимущества (в дешевом газе, электроэнергии) перед иностранными конкурентами. Поэтому многие годы тарифы на природный газ и электроэнергию для производителей и населения у нас росли двузначными цифрами. Так будет и в нынешнем году. С 1 июля стоимость нашего «народного достояния» -- природного газа -- повысится в среднем на 15%, а электроэнергия подорожает в среднем на 12%. Кстати, еще 29 ноября прошлого года управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области опубликовало приказ о тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению в 2013 году (см. «Воронежский курьер» № 136 от 4 декабря 2012 года, стр. 14.).
Согласно этому документу с 1 июля 2013 годя стоимость 1 кВт/ч составит 2,89 рубля вместо нынешних 2,54 рубля. Для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами, стоимость электроэнергии с нынешних 1,78 рубля поднимется до 2,2 рубля. Столько же со второго полугодия будут платить и граждане, проживающие в сельских населенных пунктах.
Ожидается, что цены на тепло, холодную и горячую воду и другие услуги ЖКХ также повысятся с 1 июля в среднем на 10%.
Сервис прежний, цены новые
Неизбежным будет и повышение тарифов на городском пассажирском транспорте. По мнению городских чиновников, уже точно можно говорить о безусловном увеличении в 2013 году затрат транспортных предприятий: в связи со вступлением в силу закона об обязательном страховании пассажиров, оборудовании автобусов тахографами и приборами навигации ГЛОНАСС. Исходя из этого, повышение стоимости проезда вполне возможно. Но когда оно произойдет и в каких масштабах -- неизвестно.
Вообще-то ситуация с пассажирскими перевозками граждан в областном центре остается тревожной. Парк пассажирских автобусов большой вместимости практически не обновляется. Возраст таких автобусов составляет, как правило, от 20 лет и старше, что негативно сказывается и на безопасности дорожного движения. Реализация муниципальной целевой программы «Развитие городского пассажирского транспорта в городе Воронеже на 2009 -- 2013 годы» буксует уже давно. Например, второй этап этой программы предусматривал приобретение в 2011 году для муниципального транспорта 80 троллейбусов и 100 автобусов большой вместимости. Есть основания сомневаться, что такие закупки будут проведены и в 2013 году. Согласно данным мэрии, в бюджете Воронежа на нынешний год предусмотрено только 22 млн рублей на приобретение муниципального подвижного состава. Также чиновниками «рассматриваются варианты софинансирования из областного и федерального бюджетов приобретения подвижного состава».
Ситуация с пассажирским перевозками осложняется и тем, что согласно постановлению городской думы с сентября 2013 года на маршруты могут выходить автобусы большой вместимости не старше 15 лет. Но таковых в городе сегодня очень мало. Все пять лет, с момента выхода документа гордумы, частные перевозчики и муниципальные власти не спешили обновлять парк автобусов большой вместимости. Поэтому через девять месяцев на рынке пассажирских перевозок должно что-то произойти: или продлится срок действия документа (то есть городские власти дадут отсрочку на обновление парка больших автобусов) или их «предельный» возраст будет увеличен с 15 до 20 лет. Но, безусловно, для реализации этой задачи перевозчики в очередной раз будут требовать от властей повышения тарифов на проезд, без чего они якобы не могут обновлять автобусный парк.
Кстати, по данным городской администрации, средний возраст подвижного состава, работающего на маршрутах Воронежа, составляет 6,8 года. В 2012 году частными перевозчиками приобретено 226 автобусов среднего, малого и особо малого класса, в том числе 62 ПАЗика, 90 «фордов» и 74 «ГАЗели».