Сейчас в российском прокате, напомним, идёт номинированный на «Оскар» фильм «Охотник на лис», где один из эпизодов рассказывает о схватке между главным тренером Воронежской области по вольной борьбе, чемпионом мира Александром Тамбовцевым и одним из трёх самых титулованных борцов США, занесённым в книгу рекордов Гиннесса, Марком Шульцем на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году. После этого боя, который выиграл наш земляк, Шульц потерял шансы на победе в Олимпиаде, оставил спортивную карьеру и начал пить, ещё через несколько лет его брат Дейв был застрелен в свой день рождения меценатом Джоном Дюпоном.
Фильм американского режиссёра Беннетта Миллера о судьбе братьев Шульц был показан на Каннском кинофестивале, где его высоко оценили мировые кинокритики, в том числе режиссёр Андрей Звягинцев, автор картины получил приз за лучшую режиссуру, сам фильм номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», а исполнители главных ролей претендуют на «Оскар».
Мы встретились с Александром Тамбовцевым, чтобы выяснить подробности реальной истории 27-летней давности, лёгшей в основу фильма.
Сюжет фильма
Братья Шульц — два американских борца. Младший брат Марк находится в тени своего старшего брата Дейва. Появляется меценат Джон Дюпон. Он предлагает свою помощь Марку. Деньги, спортзал, команду, — всё, что нужно для победы на чемпионате мира и Олимпиаде. Он предлагает ему стать лучшим борцом в мире. Марк соглашается — для него это единственный шанс выйти из тени брата. Марк начинает тренироваться на вилле мецената, и в итоге выигрывает чемпионат мира. У Дюпона начинается мания величия. Он везде появляется с Марком, сам нюхает и предлагает Марку кокаин, через какое-то время Марк забрасывает тренировки, начинает пить. Дюпон разозлён. Он приглашает брата Дейва возглавить команду «Охотников на лис». Марк недоволен таким решением. Дейв приезжает на виллу, хочет встретиться с братом (он искренне его любит), но Марк отвергает его. Борьбу на Олимпиаде в Сеуле Марк проигрывает. Дейв всячески поддерживает брата, помогает справиться с депрессией, но в итоге Марк всё-таки уезжает с виллы. Дейв остаётся тренировать команду. В выходной день к его дому подъезжает Дюпон. Дейв занимается ремонтом своей машины. Он с удивлением, и в то же время с радостью, приветствует мецената. Дюпон, не говоря ни слова, достаёт оружие и несколько раз стреляет в борца. Заканчивается фильм тем, что полицейские надевают на Дюпона наручники и усаживают в вертолёт.
Мы уже
писали о том, что некоторые события в фильме показаны не совсем так, как они происходили в реальной жизни. Например, на самом деле Дюпон застрелил Дейва во время празднования дня рождения борца, который сам же меценат и организовал на своей вилле. Есть и спорный момент: из фильма следует, что на выпивку и кокаин Марка подсадил Дюпон, однако, по другой версии, Дюпон появился в жизни Марка, когда тот уже катился по наклонной, и наоборот, вытащил его.
Что же на самом деле произошло на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году? Совпадение или рок: чем схожи судьбы братьев-Тамбовцевых из Воронежа и братьев-Шульц из Калифорнии? И многое другое — в нашем эксклюзивном интервью с Александром Тамбовцевым.
«Марк был замкнутым, а Дейва никто и ничто не могло вывести из себя»
— Фильм, конечно, смотрели?
— Да, посмотрел.
Подобрали очень похожих артистов. Особенно Дейв. Я его хорошо помню — такой красавец был! Он мне так нравился! Дейва жалко, что там говорить.
Марк и Дейв — два противоположных человека. С Марком посложнее было общаться. Он был очень замкнутым, не располагал к себе. А Дейв подойдёт, что-то пошутит, обнимет. Дейв всегда с женой и детьми ездил — шкеты такие, везде лазали, пока он тренировался.
И в тоже время я видел, какой он грамотный, как он мог настраиваться — голова у него работала с ходу. Я на всю жизнь запомнил, как Дейв готовился к схватке и сам бой с Магамадовым на Тбилисском турнире за первое-второе место. Магамадов — чеченец. В то время был первым номером Союза. Мы сидим в ресторане, обедаем. А вечером — уже финал. Я наблюдал за Дейвом. Он зашёл, сел, стал обедать. Смотрю, три ложки съел — отодвинул тарелку. Кто-то к нему подошёл, что-то сказал — он не обращает внимания. Вижу — настраивается. Второе не стал есть. Встал, пошёл.
Он такой был. Кто бы ему, что не говорил — бесполезно. Всё, он ушёл в себя.
В центре: Марк и Дейв Шульц
Справа:Марк и Дейв Шульц. Слева: Джон Дюпон
Схватка начинается, а Магамадов он такой щёголь был, как засадит ему! Ну, жёстко так. Специально, чтобы вывести из себя, чтобы Шульц начал психовать. Тот — ноль эмоций. Вообще даже не обратил внимания! Смотрю — весь в себя ушёл. Магамадов попадает в партер, залазит на растяжку, и так вкладывается в неё! Он был гибкий-гибкий! А Шульц спину ему ломает и кладёт. Чисто! Победа!
После этого Магамадов бросил спорт. Больше я его нигде не видел.
Я тоже такой. Если меня кто заденет, я в себя уйду. Тяжелее всего, знаете с кем бороться? Когда ты чувствуешь, что противник слабее тебя, или — хороший человек. А когда знаешь, что он мерзкий тип, прям аж вскипает всё! Я в Тбилиси тогда тоже выиграл в своём весе. С Дейвом я никогда не боролся — у него весовая категория ниже (он боролся в 74 кг, а я — в 82 кг). А с Марком мы встречались два раза: на чемпионате мира (тот бой я проиграл) и на Олимпиаде в Сеуле (там я выиграл).
«Марк не мог быть наркоманом! В Америке сильнейшие борцы!»
— Что в фильме — правда, а что — художественный вымысел?
— В фильме Марка сделали наркоманам. Да каким он мог быть наркоманом?! Конечно, он им не был! Вы представляете, что такое в Америке вольная борьба? Я неоднократно там был. Боролся за Кубок мира, ездил на встречи наших сборных, они проходили ежегодно в течение четырёх лет. И я знаю, что такое у них вольная борьба. Это один из самых развитых видов спорта. У них в школах, не как у нас — физкультура по образовательной программе, у них для мальчиков стоит вольная борьба. И со школы начинается отбор в сборную. В Америке с этим жёстко. Выиграл — поедешь. Не выиграл — не поедешь. Финансы там ничего не решают. Ну, как он мог быть наркоманом, чтобы попасть на Олимпийские игры?
Я боролся со всеми лучшими борцами Америки — это очень классные борцы. В Америке вообще очень тяжело бороться. Там такое шоу делают! Представьте: полный зал людей, 50 тысяч зрителей, ты выходишь на ковёр — трибуны ревут, прожектора светят. Чуть-чуть слабиночку дашь — всё, тебе хана.
Кубок Мира, США, 1988 г.
В фильме показали момент из Олимпийских игр, самую последнюю схватку, где Марк проиграл турку. Да, он проиграл этот бой. Но не надо забывать, что до встречи с турком, он выиграл четыре встречи. Это вообще не показали. Показали, будто Марк был не готов к Олимпиаде. Но это не так! Он был очень хорошо подготовлен!
«Схватка на Олимпиаде в Сеуле была договорная!»
— Что же на самом деле произошло на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году?
— За Олимпийскую медаль в категории до 82 килограмм (средний вес) боролись 29 человек. Нас поделили на две группы. В финальные схватки из группы выходили по четыре лучших спортсмена.
У меня была схватка с турком. Я её проиграл. Как получилось. Я вёл два балла. Турок проходит в ногу, я сажусь на высед («высед», «проходит ногу» — приёмы в вольной борьбе, — прим. 36on.ru). Проигрываю один балл, а ему дают как за бросок 3 балла. И до конца встречи — 20 сек. Но броска не было! Естественно, надо было подавать апелляцию. Я не считаю, что я эту схватку проиграл. Хотя виноват, да. Нельзя было расслабляться.
Чемпионат мира в Будапеште, 1986 г.
— Почему не подали апелляцию?
— Ко мне тренер подходит и говорит: «Саш, мы не будем подавать апелляцию. Борись дальше. Основной соперник у тебя Шульц. Ты у него выиграешь». Так и произошло.
Нас в группе осталось три человека: турок, Шульц и я. Я борюсь с Шульцем, выигрываю. Когда мы с ним боролись на чемпионате мира в 85-м, он меня усыпил, я проиграл. А здесь я понимал, что надо отработать «от» и «до». Не дать ему вообще шанса. Схватка была жёсткая. Я брови себе рассёк. Но для меня это был единственный шанс. Я его сильно обезоружил тем, что у меня была заготовка — отхват. Я ему как дал! Помню, приём получился хорошо. Его потом везде в рекламах показывали.
У Шульца остаётся одна схватка — с турком. Что решает эта схватка. Если выигрывает Шульц, я — первый в группе, борюсь за золотую медаль. Если Шульц проигрывает, то первый — турок. Шульц в любом случае за первое место уже не борется.
Кисловодск, тренировка, 1988 г.
Но что меня поразило. После первого периода он начинает проигрывать турку — отдаёт баллы и демонстративно улыбается! Я смотрел по монитору — внизу у нас был зал — эту схватку, и был просто обескуражен. Я сразу понял — схватка отдана. Надо быть дураком, чтобы этого не понять. Он демонстративно разворачивается, улыбается. Демонстративно показывает: я — не борюсь, я не проиграл, я её отдал. Я нигде не могу найти эту схватку, надо показать людям — даже непрофессионалы всё поймут.
— Был заключён договор?
— Я не знаю, но разговоры такие ходили.
Шульц в любом случае уже не становился олимпийским чемпионом. В лучшем случае, он мог бы стать третьим. А стал шестым. За деньги он отдал схватку или ещё как-то — я этого не знаю. И зачем ему было так демонстративно её отдавать? Он первым уже не становится, что ему доказывать? Я не знаю, что произошло на самом деле.
Но схватка — моё мнение — была договорная. Такой высококлассный спортсмен, как Шульц, так проиграть не может. Турок не того класса борец, Шульц должен был выиграть. Так на Олимпиаде схватки не проигрывают. Я прошёл эту Олимпиаду, я знаю. Там все борцы отдают последние силы. Чем Олимпиада и отличается от других соревнований. Там люди бьются до последнего.
Насколько я понял, общаясь с американцами, все они — бизнесмены. Они просто так схватку не отдадут.
— А Вам предлагали когда-нибудь деньги?
— Нет.
— А друзьям Вашим?
— Бывало.
Чемпионат СССР, г. Якутск,1985 г.
— Но зачем Шульцу надо было продавать схватку? Он же получал неплохую зарплату — меценат Дюпон платил.
— Ну, не знаю.
Ходили слухи, что Дюпон что-то не поделил с братьями. Говорили, он был психологически нездоров, у него появилась мания величия. Разные слухи ходили. Но это не факт, что из-за этого всё произошло.
— А из-за чего Марк мог уйти из спорта?
— Из-за чего угодно. Мог заняться бизнесом.
Судьба братьев-Тамбовцевых и братьев-Шульц
Сборная СССР, 1987 г.
— Я знаю, что у Вас есть младший брат Евгений, который тоже занимался вольной борьбой. Он так же, как и Марк, находился в тени, оставил спорт… Удивительное совпадение! Получается, он — русский Марк, а вы — Дейв. Похожи судьбы братьев-Тамбовцевых и братьев-Шульц?
— Да, действительно, у меня есть младший брат. Он мастер спорта, серебряный призёр Союза среди юниоров. Говорили, что данные у него даже лучше, чем у меня. Но так получилось, что призов больше у меня.
Он ушёл из спорта. У нас отец был механиком, вот Женька тоже начал заниматься машинами, у него своя мастерская.
У нас с ним всё нормально.
— А как Вы вообще попали в вольную борьбу?
— В советское время было стыдно чем-то не заниматься. Мы все росли на улице. Когда вместе собирались, спрашивали: «А ты где занимаешь?», «А нигде», «О-о-о… Да ты вообще!». Типа «никакой».
Я жил в частном секторе рядом с «Динамо». Здесь раньше был и футбол, и лёгкая атлетика, и фехтование, и дзюдо, и хоккей зимой, — да всё было.
Меня отец отвёл, я в третьем классе учился. «Хватит, — говорит, — дома сидеть, пошли. А то что-то ты толстеешь» (смеётся, — прим. 36on.ru). У него тренер там знакомый по гимнастике работал. Пришли, тот говорит: «Ну, давай. Подтянись». Я раз восемь, может, подтянулся. Тренер: «Нет, ваш зал напротив, идите туда». Вот так вот я попал в вольную борьбу.
— Сразу понравилось?
— Ну, как понравилось. Спорт — это не прогулка. Надо тренироваться, потеть. Это тяжело, постоянно мышцы болят, травмы.
— Родители заставляли? Были слёзы, крики?
— Ну, да, маманя у меня строгая была.
Самое страшное для меня было это с утра просыпаться. Особенно зимой. На всю жизнь запомнил. Раньше рядом с домом был лес, и там вороньё постоянно гнездилось. Ровно в 7.15 они начинали кружить и с громким криком каркать. Это для меня было как будильник. Я их возненавидел. Потом нужно было одеваться, идти на «Динамо», там переодеваться, бегать, разогреваться, — ужас! (Улыбается, — прим. 36on.ru.)
Самое тяжелое — втянутся. А потом как еда становится — не можешь без этого.
— Как получилось, что простой парень из провинции и с окраины стал чемпионом мира?
— А что здесь такого? Если человек тренируется, то какая разница, где он живёт? Главное — захотеть. Но, конечно, характер нужен, природные данные, терпение, труд. Сочетание всех этих качеств и даёт победу в большом спорте.
— Чем занимались в 90-е?
— Семью кормил.
Пришлось начать жизнь «с нуля». Последнее выступление было на Олимпиаде в 88-м. Лет шесть–восемь занимался бизнесом в Москве. А потом надоела чужбина — я люблю город Воронеж. Вернулся, купил квартиру и начал жить здесь.
Жил, как и все в то время, — «купил-продал». Пытался что-то и для спорта сделать. Мы организовали турнир памяти Горожанкина, и в зал я приходил постоянно. Потом в ВГУ пригласили работать. Работа такая не интересная! Студенты ничего не хотят делать. Но я их понимаю: «руки вверх, руки вниз» — ничего интересного.
— У Вас есть дети? Они занимаются борьбой?
— У меня две дочки. Я не стал отводить, хоть есть женская борьба. Зачем? Это же девочки. Я так подумал: уши им сломают, нос… Не надо. (Улыбается, — прим. 36on.ru.) Сейчас одна юрист, другая учится.
— Они смотрели фильм?
— Да, мы вместе ходили в кинотеатр.
— Как реагировали?
— Периодически на папу поглядывали.
— А Вы им сказали, на какой фильм идёте?
— Нет, я им ничего не рассказывал. Они сами как-то узнали. Потом, конечно, расспрашивали.
Марк Шульц раскритиковал фильм «Охотник на лис»
В Америке премьера «Охотника на лис» состоялась в ноябре 2014 года. Марк Шульц посмотрел фильм и остался им недоволен. На своих страницах в соцсетях он написал, что фильм не смог бы рассказать его историю ещё более неточно, даже если бы постарался, что всё акценты расставлены неверно, и что он ненавидит режиссёра. Американский борец выразил своё недовольство и по поводу того, что в фильме не упоминается его чемпионство 1985 года. Также он написал, что никогда не был эмоционально нестабильным.
Фото из личного архива Александра Тамбовцева