В рамках Платоновского фестиваля в Музее имени Крамского открылись сразу три выставки. Две из них в той или иной мере связаны с Андреем Платоновым, а третья - про знаменитостей. Работа всех трех экспозиций продлится до 30 июня.
Соцреализму - нет
Выставка "Другое искусство" представляет картины художников, которые работали в 1930 - 1980-е. Их объединяет (и между собой, и с Платоновым) то, что экспонируется неофициальное, альтернативное соцреализму творчество. Директор музея Владимир Добромиров рассказал о принципах отбора картин: "Мы отдавали предпочтение авторам, чье мировоззрение и творческое мышление по своим стилевым приемам созвучно новаторскому методу Платонова". Как произведениям писателя, так и картинам представленных художников в свое время не давали жить: галереи работы не принимали, их авторов нередко исключали из Союза художников, запрещали им преподавать. "Но своим упорством и жертвенностью они выстояли право быть представленными в крупнейших музеях страны - Третьяковке, Русском музее. Если бы мы в свое время не собрали такие произведения, наше представление об искусстве минувшей эпохи было бы однобоким", - добавил Добромиров.
Некоторые художники так далеко ушли от соцреализма, что, кажется, небольшое его присутствие не помешало бы. Например, представлено несколько работ Элия Белютина, организовавшего в 1962 году выставку авангардистов. Ту самую, где Никита Хрущев усомнился в гетеросексуальной ориентации авторов. Честно говоря, на первый взгляд хочется согласиться с генсеком. Белютинская картина "Гитарист" - пять широких разноцветных пересекающихся полос (чем-то работа напоминает эмблему Платоновского фестиваля). Где тут гитарист и почему бы не нарисовать нормальную фигуру -- непонятно. Но когда начинаешь вглядываться, появляются и гитарист, и смысл работы. Есть и не такие авангардные полотна - например, большинство картин Сергея Романовича (он, кстати, работал и в Воронеже). Конечно, его "Лучевая композиция" близка в Белютину, но "Бедный Йорик" выполнен без каких-либо авангардных приемов. Однако Романович представлен в "Другом искусстве" по праву. Его главное творчество - серия работ на евангельские темы. Мало того что тематика религиозная, так и написаны работы не по канонам соцреализма. Любопытна серия портретов от Владимира Лободы, в том числе Платонова. Они далеки от классических канонов, но передают характер героев.
Летающие звезды
"Звезды между небом и землей. Мимолетные взгляды" - 65 фотографий знаменитостей на фоне самолетов Air France. Организаторы - сама авиакомпания, посольство Франции в России, Французский институт в России и сеть "Альянс Франсез Россия" при поддержке ТNТ Express. На выставке представлены снимки 1929 - 1950 годов. Почти в каждом кадре можно увидеть звезду, и не одну: Марлен Дитрих, Шарль Азнавур, Марлон Брандо, Жан Маре, Одри Хепберн, Альфред Хичкок, Альбер Камю, Чарли Чаплин, Эдит Пиаф, Шон Коннери и даже обедающий Никита Хрущев. Не хватало только Платонова. Стоит заметить, что большинство снимков сделаны по шаблону: улыбающаяся и иногда машущая рукой знаменитость на трапе или рядом с ним. Есть также фотографии стюардесс и самолетов, один из самых заметных снимков, хотя в кадре нет ни одного человека, - президентская кабина Венсана Ориоля.
Конструкции образа
На выставке "Платонов в графике" представлены пять художников. Один из них - Михаил Верхоланцев - приехал в Воронеж и рассказал о своих работах: "Я прочитал Платонова в зрелом возрасте, и он меня ошарашил необычайной сердечностью. Андрей Платонович глубоко русский писатель, такой же, как Островский или Лесков. И совершенно непереводимый на другие языки не из-за идиоматизмов, а из-за конструкции мысли. К его иллюстрированию я отнесся без выкрутасов, и мне сказали, что вышли комиксы". В его работах действительно есть нечто комиксовое, и Верхоланцев на такое отношение к своим иллюстрациям слегка обижен. Но ничего плохого в комиксовости нет, ведь комикс - предельный концентрат действия и образа. Хорошая картинка-комикс заменяет собой несколько страниц текста.
На выставке представлена книга "Епифанские шлюзы. Котлован. Повести и рассказы" издательства "Дейч" (его основал недавно утонувший журналист Марк Дейч). Тираж - всего 99 экземпляров, издана она в Италии, а иллюстрировал ее Верхоланцев. По словам художника, книга стоит около 1500 евро. К сожалению, она под закрытой витриной, а смотреть на книгу и ее не листать - никакого удовольствия.
Любопытны работы Ник. Попова (он вообще-то Николай, но все его называют гламурно - Ник.). Его иллюстрации к сборнику платоновских пьес "Ноев ковчег" - коллажи из сделанных с помощью графических программ рисунков. Думается, что у Попова - одно из лучших воплощений Андрея Платонова в иллюстрациях. Они тут же приковывают внимание, показывают сложность и многогранность писателя.
Не менее интересен Александр Антонов с картинами к "Котловану" и "Чевенгуру". В его черно-белых иллюстрациях фигуры людей, домов и еще непонятно чего тесно переплетаются. Немудрено запутаться, как, впрочем, и в текстах Платонова. Картины Антонова напоминают бывшие раньше в моде 3D-картинки, в однообразный рисунок которых надо было всматриваться, чтобы увидеть объемное изображение.
Про работы Кирилла Соколова рассказала приехавшая из Москвы сотрудница Музея имени Пушкина (отдел "Мемориальная квартира Андрея Белого") Иоанна Делекторская. Оказалось, что вдова Соколова Аврил Пайман - известная блоковедка. В 2004 году они приехали в Москву и посетили квартиру Белого, ведь его и Блока связывали давние отношения. К сожалению, долгой дружбы с художником не получилось, так как он вскоре умер. Но связь с его вдовой музей поддерживал. И однажды сделал большую выставку работ Соколова. Аврил Пайман экспозиция понравилась, она предложила подарить музею все, что выберут работники. Их привлекли иллюстрации к "Котловану", хотя никакого отношения к Андрею Белому они не имели.
Часть работ Дмитрия Кондратьева предоставила профессор ВГУ Тамара Дьякова, а Владимир Добромиров охарактеризовал их так: "Когда всматриваешься в художественное пространство офорта Кондратьева, кажется, что невольно начинаешь слышать саму живую речь литературных персонажей Платонова. Литературный язык писателя и изобразительное искусство художника оказываются очень созвучны".
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".