Пронизанный романтикой, наивный, нежный и разноформатный – таким Воронеж запомнит спектакль «…И снова весна» государственного театра «Амазгаин» им. Соса Саргсяна, который зрители XII Платоновского фестиваля искусств могли увидеть на большой сцене драматического театра имени Кольцова в конце прошлой недели.
В основе спектакля, который, к слову, в России был показан впервые, пять новелл американского писателя, признанного мастера короткого рассказа О. Генри. Каждая из них на свой лад говорит со зрителем о любви – чувстве сложном, прекрасном и часто причиняющем боль, а еще о преданности и о самопожертвовании, которые с ним часто идут рука об руку. На театральную сцену эти незамысловатые с одной стороны истории перенесла художественный руководитель театра «Амазгаин», режиссер и актриса Нарине Григорян.
Как не сложно догадаться из названия постановки, каждый из сюжетов разворачивается на фоне разных времен года. Так, первая история, в основу которой легла новелла «Ведьмин хлеб» (прим. – в русском переводе также известна как «Черствые булки», хотя в оригинале название звучит именно как Witches’ Loaves) происходит весной. Сюжет тут закручивается вокруг мисс Марты, женщины лет сорока, которая содержит булочную. Внезапно она влюбляется в одного из посетителей, который, как ей кажется, не может быть никем иным как бедным художником, поскольку руки его измазаны краской и он вечно покупает один лишь черствый хлеб.
В осень зрители ныряют вместе с героями новеллы «Персики». В ней речь идет о боксере Малыше МакГарри, который только что женился. Он без ума от своей возлюбленной и готов исполнить любое ее желание, даже если жена вдруг захочет персиков среди ночи. А Рождество зал встречает уже в компании героев новеллы «Дары Волхвов», по сюжету которой красавица Делла и ее муж Джим ради того, чтобы порадовать друг друга в канун светлого праздника, продают самое дорогое, что есть у каждого из них, – роскошные волосы и золотые часы.
Все эти новеллы абсолютно разные по жанру: одну историю можно отнести к комедии, другую – к мелодраме, а третья и вовсе закручивается в остросюжетный боевик с драками и стрельбой. При этом каждая из них по сути своей ни о чем ином как о любви. Спектакль сшивает эти разномастные истории в лоскутное одеяло, истории плавно перетекают одна в другую. Настроение каждого сюжета, эмоции, переживаемые героями, спектаклю удается ловко поймать и донести до зрителя. При том что идет спектакль на армянском языке с субтитрами.
Интересно, что от истории к истории декорации на сцене практически не меняются. Минималистичная конструкция с «этажами», «жердочками» и гигантским плетеным одеялом посередине превращается то в булочную, то в квартиру новобрачных, то буквально в целый город с торговыми лавчонками и азартными заведениями.
Безусловно, любопытный, хоть для театральных подмостков и не новый ход – перенести часть повествования из вертикальной плоскости в горизонтальную, сменив перспективу, чтобы зритель наблюдал за героями будто бы сверху. Нечто похожее воронежцы видели, например, в постановке «Митина любовь» столичного «Гоголь-центра» в 2014 году (спектакль также был показан в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля).
Чтобы передать настроение, режиссер «…И снова весна» делает большой акцент на музыке. В спектакле «намешано» множество стилей и эпох: от классики прошлых десятилетий и известных всем рождественских ретро-песен до армянского рэпа и современного попа. Звучат в постановке проникновенные баллады Ocean Eyes Билли Айлиш и Biblical Калума Скотта, а одна из самых зрелищных сцен – драка в игорном притоне (прим. – новелла «Персики») – разворачивается на фоне динамичных Imagine Dragons.
«…И снова весна» – спектакль очень живой и очень весенний. Он соткан из где-то наивных, а где-то забавных и остроумных диалогов, из музыки, из легкого головокружения и эйфории, которую испытывает влюбленный, из веры в то, что любовь может преодолеть абсолютно все житейские тяготы. И разве с этим можно поспорить?
Фото – дирекция Платоновфеста, автор – Андрей Парфенов.