Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Культура 832

Андрей Могучий: «Искусство – это не потребление»

some alt text
В эти выходные – 24 и 25 июня – на сцене Воронежского концертного зала в рамках Платоновского фестиваля искусств должны были пройти показы спектакля «Материнское сердце» Андрея Могучего. Однако из-за всем известных событий, в городе отменили массовые мероприятия.
 
Перенос спектакля в данном случае оказался невозможен. Это слишком сложно. Не зря большинство постановок БДТ (прим. – Большой драматический театр) считаются невывозными. На гастроли театр согласился только после долгих уговоров. Режиссер постановки признается, что дирекция воронежского фестиваля так сильно хотела показать этот спектакль в столице Черноземья, что отказывать было просто стыдно. Обе стороны сделали все возможное, чтобы зрители Платоновфеста увидели «Материнское сердце». Монтаж декораций шел почти неделю. Но все пошло не по плану.
 
Несколько дней назад журналистам 36on.ru удалось побывать на встрече с режиссером Андреем Могучим и артистами, занятыми в спектакле – Ниной Усатовой и Андреем Феськовым. Несмотря на отмену показов, мы все равно решили поделиться самыми интересными моментами этой беседы. 
 
 
Премьера «Материнского сердца» состоялась в прошлом году. В центре сюжета – история простой русской женщины Авдотьи Громовой (в нее мастерски перевоплощается Нина Усатова) которая из глухой деревни, через всю страну, на своем стареньком мотоцикле «Урал» едет в Москву, что спасти от тюрьмы сына Витьку. Его обокрали, он с горя напился и «вырубил» милиционера.
 
В основе «Материнского сердца» – одноименный рассказ Василия Шукшина, который создатели посчитали незаконченными, поэтому в канву повествования вплели других героев писателя: паромщика Филиппа, потерявшего возлюбленную из «Осенью», мужика Андрея из «Нечаянного выстрела». А помимо текста Шукшина Могучий и автор сценария Светлана Щагина использовали тексты Николая и Елены Рерих и стихотворения Козьмы Пруткова.
 
В итоге получили «невыносимый» по сложности спектакль, этакое сложносочиненное роуд-муви на театральных подмостках, который объясняет историю лучше любого учебника.
 
 
– Наш спектакль рассказывает о стране, о людях, живущих в этой стране, о людях, испытывающих боль, страдания, преодолевающих их, людях, которые обладают невероятным чувством юмора, надежды и оптимизма, – поясняет Андрей Могучий.
 
Перечитав Шукшина мы поняли, что он не такой уж простой автор, как принято думать. Мифология его более сложная, чувственная и пронизанная болью за страну, за русского человека. На этом моменте, не очень привычном для восприятия этого писателя, мы и попытались сосредоточиться. 
 
Длится спектакль больше четырех часов, и все это время героиня добирается до Москвы. А по пути ей, как в сказке, встречаются совершенно разные герои, каждый со своей историей, со своей болью.
 
 
– Знаете, мне вообще персонажи Шукшина очень близки. Будто бы это соседи из моего детства, наши бабушки, наши родители. Даже этот мотоцикл, на котором едет через всю страну моя героиня Авдотья Громова, был и в нашей семье. И он достался огромным трудом. Мы вязали веники, чтобы накопить на «Урал», потому что простому человеку заработать на него было невозможно. И вся сложность той жизни, в которой люди всё равно были счастливы, рожали детей, осваивали новые территории, строили дома — всё это показано в нашем спектакле. И я играю в нём с таким удовольствием! – признается Нина Усатова, исполнительница роли Громовой. – Авдотья – моя самая любимая героиня. Она мне уже как родная. Так хорошо ее понимаю. Она меня научила буквально всему.
 
Физически этот спектакль очень тяжелый для меня. Столько переходов, лестниц, слез. Хорошо хоть акробатики нет. У меня, по крайней мере. 
 
Исполнитель роли Чичикова, представителя потусторонних сил, Андрей Феськов продолжает мысль Нины Николаевны:
 
– В этой постановке идет работа и души, и тела. В «Материнском сердце» мне нужно из человека превратиться в животное, в некую сущность, в чёрта. И сделать это не одномоментно, а растянув процесс на те четыре часа, что идет спектакль. И так тонко, чтобы и зритель не сразу заметил, и даже забыл, что в начале этот персонаж был человеком, напыщенным таким. Я думаю, что для любого актёра такая сложная роль — подарок.
 
 
«Материнское сердце» – это не спектакль одной актрисы, не бенефис. Могучий говорит, что Нина Усатова никогда бы «не стала тянуть одеяло на себя», она командный игрок. Хотя это не говорит, что в процессе работы не было разногласий.
 
– Я с Андреем Анатольевичем много спорила в процессе работы над спектаклем, огрызалась, не понимала, зачем одно, зачем другое, – признается Усатова. – Сильно возмущалась по поводу одного монолога, не понимала, а зачем вообще он нужен, а сейчас это один из кульминационных моментов постановки. Так что не нужно спорить с режиссером.
 
– А я люблю работать с артистами, которые сопротивляются и спорят, – парирует Могучий. – Да, это временами нервно и далеко не всегда приятно. Но именно этот путь правильный. Только он ведёт к истине. 
 
«Материнское сердце» – спектакль команды. Там нет ни одной проходной роли, говорит режиссер. Причем все роли отыгрываются на очень высоком уровне. А еще он пронизан метафорами. Нужно ли объяснять каждую из них – мастер не уверен.
 
– Я в юности был на творческой встрече с Тарковским, – вспоминает Могучий. – На ней режиссер сказал, что важно, чтобы зритель, даже если уходит не досмотрев до конца, ощущал дураком себя, а не режиссера. Я в свое время смотрел фильм «Зеркало» и ничего не понимал. И это ощущение толкало меня становиться лучше, учиться, работать над собой.
 
Искусство – это не потребление, это не «Макдональдс». Человек, который приходит в театр, в настоящий театр, должен быть готов немножечко потрудиться. Не только поскрипеть мозгами, но и сердцем. А это – самая сложная задача.
 
На вопрос о том, какие спектакли, вышедшие не так давно в России Могучий бы рекомендовал зрителям, режиссер признается, что в последнее время не так много смотрел. 
 
– Безусловно, мне интересно творчество моих коллег: Юрия Бутусова, Дмитрия Крымова. Но интереснее не имена, которые мы знаем, а имена, которых мы еще не знаем, интереснее следить за молодыми режиссерами. Вот, где сейчас будет происходить самое интересное, если говорить о российском театре. 
 
Фото – дирекция Платоновского фестиваля, автор – Андрей Парфенов.