Четыре медиафасада установят на надземном переходе у автовокзала до конца года

Морозы вернутся в Воронежскую область в выходные

День, когда вам практические не будет удаваться предсказание событий. Сегодня найдется место для неожиданностей довольно разного характера

Возгорание на линии электропередач произошло в Воронежской области из-за атаки БПЛА

День многозадачный, деловой, на первый план выйдут вопросы имущественного, рабочего и финансового характера

Превышение эпидпорога по ОРВИ зафиксировали в Воронеже и трех районах области

Почти на год сдвинулись сроки строительства ливневой канализации в Воронеже

В Воронежской области утвердили стоимость путевок в детские лагеря на 2026 год

Обанкротить воронежского производителя пива пытается налоговая служба

В Воронеже 15 человек из поврежденного при атаке ВСУ дома остаются в пунктах временного размещения

День не подходит для активностей, однако иногда сделать паузу вовсе не плохо. Сегодня стоит заглянуть в себя настоящего

Названо число регистраций брака в зеркальную дату 25 декабря в Воронеже

В Воронеже спасли котенка, который застрял в вентиляции на Московском проспекте

В 2026 году в Воронеже планируют начать ремонт еще одного общежития ВГТУ

ВСУ пытались ударить дронами по химическому предприятию в Россоши

Воронежцы попросили мэра спасти застрявшего в вентиляции многоэтажки котенка

В Воронеже восстановить поврежденную при атаке ВСУ многоэтажку планируют за месяц

Оно будет ощущаться буквально в воздухе, ваша главная задача сегодня – не отвечать негативными эмоциями на негативные

Без Fan ID и РПЛ выросла посещаемость домашних игр воронежского «Факела»

Названо число воронежских районов, атакованных украинскими БПЛА
 

Украинский агент Луфи рассказала на камеру о подготовке терактов в Воронеже

После проверки прокуратурой уволен осужденный за взяточничество завлабораторией ВГАУ

Сбиты семь БПЛА и одна скоростная воздушная цель: губернатор рассказал о последствиях атаки на Воронежскую область

Сегодня будет очень много энергии, как всегда, нужно найти для нее правильное русло

Бюджет Воронежа с дефицитом в 592 млн рублей приняла гордума в первом чтении
 

Дело о клевете на депутата Госдумы РФ Андрея Маркова рассмотрит суд в Воронеже

В Воронеже на свободу через полмесяца может выйти экс-ректор ВГТУ

«Факел» получил 5 млн рублей призовых за участие в Кубке России

В Воронеже цены на такси улетели в космос после первого декабрьского снегопада

В Воронеже бывшему учителю физкультуры предъявили обвинение в развращении школьниц

Культура

Андрей Могучий: «Искусство – это не потребление»

some alt text
В эти выходные – 24 и 25 июня – на сцене Воронежского концертного зала в рамках Платоновского фестиваля искусств должны были пройти показы спектакля «Материнское сердце» Андрея Могучего. Однако из-за всем известных событий, в городе отменили массовые мероприятия.
 
Перенос спектакля в данном случае оказался невозможен. Это слишком сложно. Не зря большинство постановок БДТ (прим. – Большой драматический театр) считаются невывозными. На гастроли театр согласился только после долгих уговоров. Режиссер постановки признается, что дирекция воронежского фестиваля так сильно хотела показать этот спектакль в столице Черноземья, что отказывать было просто стыдно. Обе стороны сделали все возможное, чтобы зрители Платоновфеста увидели «Материнское сердце». Монтаж декораций шел почти неделю. Но все пошло не по плану.
 
Несколько дней назад журналистам 36on.ru удалось побывать на встрече с режиссером Андреем Могучим и артистами, занятыми в спектакле – Ниной Усатовой и Андреем Феськовым. Несмотря на отмену показов, мы все равно решили поделиться самыми интересными моментами этой беседы. 
 
 
Премьера «Материнского сердца» состоялась в прошлом году. В центре сюжета – история простой русской женщины Авдотьи Громовой (в нее мастерски перевоплощается Нина Усатова) которая из глухой деревни, через всю страну, на своем стареньком мотоцикле «Урал» едет в Москву, что спасти от тюрьмы сына Витьку. Его обокрали, он с горя напился и «вырубил» милиционера.
 
В основе «Материнского сердца» – одноименный рассказ Василия Шукшина, который создатели посчитали незаконченными, поэтому в канву повествования вплели других героев писателя: паромщика Филиппа, потерявшего возлюбленную из «Осенью», мужика Андрея из «Нечаянного выстрела». А помимо текста Шукшина Могучий и автор сценария Светлана Щагина использовали тексты Николая и Елены Рерих и стихотворения Козьмы Пруткова.
 
В итоге получили «невыносимый» по сложности спектакль, этакое сложносочиненное роуд-муви на театральных подмостках, который объясняет историю лучше любого учебника.
 
 
– Наш спектакль рассказывает о стране, о людях, живущих в этой стране, о людях, испытывающих боль, страдания, преодолевающих их, людях, которые обладают невероятным чувством юмора, надежды и оптимизма, – поясняет Андрей Могучий.
 
Перечитав Шукшина мы поняли, что он не такой уж простой автор, как принято думать. Мифология его более сложная, чувственная и пронизанная болью за страну, за русского человека. На этом моменте, не очень привычном для восприятия этого писателя, мы и попытались сосредоточиться. 
 
Длится спектакль больше четырех часов, и все это время героиня добирается до Москвы. А по пути ей, как в сказке, встречаются совершенно разные герои, каждый со своей историей, со своей болью.
 
 
– Знаете, мне вообще персонажи Шукшина очень близки. Будто бы это соседи из моего детства, наши бабушки, наши родители. Даже этот мотоцикл, на котором едет через всю страну моя героиня Авдотья Громова, был и в нашей семье. И он достался огромным трудом. Мы вязали веники, чтобы накопить на «Урал», потому что простому человеку заработать на него было невозможно. И вся сложность той жизни, в которой люди всё равно были счастливы, рожали детей, осваивали новые территории, строили дома — всё это показано в нашем спектакле. И я играю в нём с таким удовольствием! – признается Нина Усатова, исполнительница роли Громовой. – Авдотья – моя самая любимая героиня. Она мне уже как родная. Так хорошо ее понимаю. Она меня научила буквально всему.
 
Физически этот спектакль очень тяжелый для меня. Столько переходов, лестниц, слез. Хорошо хоть акробатики нет. У меня, по крайней мере. 
 
Исполнитель роли Чичикова, представителя потусторонних сил, Андрей Феськов продолжает мысль Нины Николаевны:
 
– В этой постановке идет работа и души, и тела. В «Материнском сердце» мне нужно из человека превратиться в животное, в некую сущность, в чёрта. И сделать это не одномоментно, а растянув процесс на те четыре часа, что идет спектакль. И так тонко, чтобы и зритель не сразу заметил, и даже забыл, что в начале этот персонаж был человеком, напыщенным таким. Я думаю, что для любого актёра такая сложная роль — подарок.
 
 
«Материнское сердце» – это не спектакль одной актрисы, не бенефис. Могучий говорит, что Нина Усатова никогда бы «не стала тянуть одеяло на себя», она командный игрок. Хотя это не говорит, что в процессе работы не было разногласий.
 
– Я с Андреем Анатольевичем много спорила в процессе работы над спектаклем, огрызалась, не понимала, зачем одно, зачем другое, – признается Усатова. – Сильно возмущалась по поводу одного монолога, не понимала, а зачем вообще он нужен, а сейчас это один из кульминационных моментов постановки. Так что не нужно спорить с режиссером.
 
– А я люблю работать с артистами, которые сопротивляются и спорят, – парирует Могучий. – Да, это временами нервно и далеко не всегда приятно. Но именно этот путь правильный. Только он ведёт к истине. 
 
«Материнское сердце» – спектакль команды. Там нет ни одной проходной роли, говорит режиссер. Причем все роли отыгрываются на очень высоком уровне. А еще он пронизан метафорами. Нужно ли объяснять каждую из них – мастер не уверен.
 
– Я в юности был на творческой встрече с Тарковским, – вспоминает Могучий. – На ней режиссер сказал, что важно, чтобы зритель, даже если уходит не досмотрев до конца, ощущал дураком себя, а не режиссера. Я в свое время смотрел фильм «Зеркало» и ничего не понимал. И это ощущение толкало меня становиться лучше, учиться, работать над собой.
 
Искусство – это не потребление, это не «Макдональдс». Человек, который приходит в театр, в настоящий театр, должен быть готов немножечко потрудиться. Не только поскрипеть мозгами, но и сердцем. А это – самая сложная задача.
 
На вопрос о том, какие спектакли, вышедшие не так давно в России Могучий бы рекомендовал зрителям, режиссер признается, что в последнее время не так много смотрел. 
 
– Безусловно, мне интересно творчество моих коллег: Юрия Бутусова, Дмитрия Крымова. Но интереснее не имена, которые мы знаем, а имена, которых мы еще не знаем, интереснее следить за молодыми режиссерами. Вот, где сейчас будет происходить самое интересное, если говорить о российском театре. 
 
Фото – дирекция Платоновского фестиваля, автор – Андрей Парфенов.