В этом сезоне артистам «Никитинского» предстоит отыграть еще пять спектаклей. Будет ли существовать театр дальше – неизвестно.

Частный театр – это не малый бизнес и, как выяснилось, в категорию «социально ориентированное НКО» тоже не попадает. Так что рассчитывать даже в период жестких ограничений пришлось только на себя. Аренду за три месяца артистам простили, но это буквально капля в море.
В прошлом году через департамент культуры центр обратился за поддержкой к властям. Впервые за время существования театра, уже имея в городе определенную репутацию, имея достижения, которые можно представить. В конце 2020 года стало известно, что решение власти вынесли положительное.
Однако денег нет до сих пор. В какой-то момент выяснилось, что получить субсидию от правительства театр, являясь некоммерческой организацией, может только в формате гранта. А грант, как правило, оформляется под конкретный проект, хотя средства нужны театру «на текущие нужды». Кроме того, на оформление необходимых документов потребуется еще время. Даже при идеальном стечении обстоятельств, что практически невозможно, деньги на счет поступят примерно к середине сентября. Времени у «Никитинского» больше нет.
– 5 июля нам предстоит расплачиваться с арендодателем, долг перед которым за нами тянется с прошлого года (прим. ред. – «Никитинский» арендует пространство у «РЖД», сумма долга даже с учетом «прощенных» 3 месяцев жесткого карантина, на данный момент составляет более 650 тысяч рублей), выплачивать отпускные сотрудникам, которые работали целый год, зарплаты, налоги. На счету театра на данный момент ноль рублей. Все наши резервы, все наши силы кончились, – признается Борис Алексеев. – Мы лишены всяческих средств, доходов от неполных залов не хватает. Мы не можем продолжать работать и реализовывать планы. Мы пока не знаем всех тонкостей, но, видимо, нам придётся пройти процедуру банкротства.
Запрашиваемая сумма не скрывается – 5 млн рублей. В идеале такая поддержка требуется «Никитинскому» ежегодно. Деньги должны были пойти на повышение зарплат сотрудников. По грубым подсчетам, это примерно только четверть суммы, которая требуется на существование театру (с учетом аренды, коммунальных платежей, зарплат артистам и техническому персоналу, трат на новые постановки) такого уровня в год.
– Нет государственного механизма, с помощью которого мы могли бы получить деньги в качестве субсидии. То есть в бюджет эти деньги заложены, но вовремя, чтобы театр продолжал своё существование, мы не сможет получить к ним доступ. Понятно, что нас могли бы об этом предупредить заранее, чтобы выиграть как-то время, но суть здесь в том, что на федеральном уровне не разработан проект поддержки частных институций.

Проблема в том, что для крупных государственных театров предусмотрена система поддержки, хотя и их это полностью во время пандемии не спасает. Деньги от властей поступают при условии, что театр, грубо говоря, неэффективен и ничего интересного зрителю предложить не может. Для небольших независимых театров – к которым зритель идет с удовольствием – таких программ нет. Отсюда краундфандинговые кампании, отсюда попытки «дружить» с бизнесом, выживать любой ценой, во имя искусства, видимо.
– В Воронеже очень любят гордиться. Но вся эта гордость – очень потребительская и сиюминутная, простите мне мою резкость. Как все гордились «Петровским», как горевали, что он закрывается – кто-то о нем сейчас помнит? Все подобные проекты в городе умирают, но никому нет дела. Культурные достижения в Воронеже создаются силами определенных людей. Платоновский фестиваль уже давно Воронеж себе присвоил, а ведь его создал единственный человек – Михаил Бычков. Он делает его уже одиннадцать лет, добиваясь своего всеми правдами и неправдами. Равнодушие начинается со всех нас. Бизнесу плевать. Все, что не приносит сиюминутную прибыль, им не интересно. Впервые в истории культура сейчас перестала быть чем-то важным. И то, что происходит в городе – это катастрофа. О каком туризме, о каком имидже города можно говорить, если все хорошее здесь губится?
«Никитинский» обещает бороться за собственное выживание и существование до последнего. Однако увидим ли мы новые премьеры от артистов маленького и гордого театра в будущем сезоне – увы, огромный вопрос.