Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Авторы 10377

Воронежские ученые представили проект орбитального космобуксира

some alt text
Воронежские ученые представили в Воронеже проект космического буксира, который будет доставлять в космос искусственные спутники. 
 
О технических особенностях устройства, его преимуществах перед аналогами и в целом о конкуренции в отрасли рассказали представители Воронежского государственного технического университета во время пресс-конференции, которая прошла в бизнес-центре «Икар» в среду, 7 апреля.
 
 
Итак, блок орбитального размещения искусственных спутников, или коротко и ласково, «БОРИС», начали разрабатывать в рамках объявленного осенью прошлого года конкурса. В проекте в общей сложности задействовано порядка 20 человек: специалисты компании «ИнтерПолярис» и представители студенческого конструкторского бюро ВГТУ.
 
Помощник первого проректора, завкафедрой ракетных двигателей и кандидат технических наук ВГТУ Дмитрий Шматов рассказывает, что основная цель изделия – оперативная доставка на орбиту полезной нагрузки. Данный блок спроектирован для применения с ракетами сверхлегкого класса. 
 
Проблема здесь вот в чем, объясняют спикеры: если заказчику нужно разместить спутник в космосе, то сейчас это происходит через Роскосмос, при запуске таких ракет, как, например, «Протон». Однако на такой масштабный запуск требуется время, необходимо дождаться полной загрузки. 
 
 – В случае применения ракетоносителя сверхлёгкого класса с нашим разгонным блоком мы можем повысить эту оперативность с полугода до нескольких недель или, в крайнем случае, месяцев. По понятным причинам данная разработка находится в плоскости развития той самой нашумевшей частной космонавтики, – рассказывает Дмитрий Шматов. 
 
В России эта сфера мало развита, однако структуры ориентированы на ее рост.
 
 
Специалисты подошли к работе над проектом уже имея определенный задел. 
 
– В разгонном блоке присутствует маршевая двигательная установка. Это поддвигатель, который перемещает разгонный блок из одной точки в другую. И ее опытный образец у нас уже был. 
 
Интересно, что двигатель производится аддитивным методом, то есть печатается. 
 
–  За счёт данной технологии мы можем реализовать свои амбициозные научно-технические решения. У нас есть патент на данный двигатель. В составе охлаждения двигателя, а это одна из самых сложных и важных задач, мы используем развитую поверхность теплообмена. Разгонный блок имеет платформенную структуру. Она представляет из себя базовую постоянную часть – это сам двигатель – и переменную, она меняется в зависимости от миссии. То есть либо мы летим на 500 км, либо на 800 км, либо еще дальше. Данное решение применено для унификации разгонных блоков. Это сказывается на ускорении и уменьшении сроков его изготовление. 

Кстати, сам блок достаточно миниатюрный: метр в диаметре и около 65 кг весом (при том, что техническое задание предполагает ограничение веса в 80 кг). Его энергоэффективности хватит, чтобы вывозить 250 кг полезной нагрузки с орбиты 500 км. 
 
На реализацию блока, определение концепции и ракетоноситель выделено порядка 5 млн рублей. 
 
Подобных разгонных блоков в России нет, отмечает руководитель конструкторского бюро ракетно-космической техники Татьяна Башарина. Есть только аналоги. Например, «Тор». Однако возможности его двигателя с точки зрения орбитального маневрирования достаточно скудные.
 
– В нашем случае применение жидкостного ракетного двигателя позволит осуществлять самое разнообразное орбитальное маневрирование. В том числе и индивидуальные запуски. Что касается зарубежных аналогов, им является американский блок Kick Stage. Однако у них есть существенное отличие – американцы используют монотопливо собственного производства. Пока что достаточно успешно. Мы большей частью опираемся на их опыт, однако используем классическую схему: окислитель и горючее.
 
Реализация проекта предполагает несколько этапов. На первом этапе это создание образца маршевого двигателя для разгонного блока, на втором – проведение исследовательских испытаний системы и подготовка и проведение огневых испытаний, на третьем – опытно-конструкторские работы по разработке и созданию установки, а также разработка и проведение летных испытаний.
 
– На предсерийное производство разгонного блока мы можем выйти через 2-3 года. Сейчас мы планируем проводить огневые испытания. Это самый серьёзный этап в освоении и продвижении производства разгонного блока. А дальше будет отработка технологии, выпуск документации. Если говорить про ракетоноситель сверхлегкого класса, то тут все существенно сложнее. Определить сроки пока не представляется возможным. Это проект с привлечением больших инвестиционных средств. Самим нам здесь не справиться. Но мы все равно в этом направлении двигаемся. Я думаю, что это порядка пяти лет, не меньше.
 
 
Потенциальные заказчики есть. Однако любой заказчик хочет видеть перед собой готовый продукт. 
 
Спикеры отмечают, что использовать разработку можно и для научных целей, и для метеорологических исследований, и в сфере обороны. Например, для того чтобы сбивать беспилотники.
 
Чтобы запустить производство, потребуются значительные вложения.
 
– Либо мы делаем с нуля собственное производство с постройкой завода – это вложения, измеряемые в миллиардах: 1,5-2 млрд бюджетных средств. И примерно столько же внебюджетных средств. Второй вариант – без постройки завода – это порядка 300 млн рублей и еще 150 млн – софинансирование. По разгонному блоку все скромнее. 30-40 млн рублей.
 
 
Себестоимость пуска оценивается в 3,4 млн долларов. Эта сумма включает в себя закупку материалов и оборудования, доставку, аренду космодрома и изготовление ракетоносителя.
 
Фото на главной: pixabay.com, в тексте - Алина Полунчукова