В прошлом году воронежцы переплатили за ЖКУ около 3,5 млн рублей. Об этом во вторник, 16 февраля, во время пресс-конференции сообщила руководитель воронежской Госжилинспекции Диана Гончарова. После вмешательства ведомства потребителям был сделан перерасчет.
Также во время общения с журналистами спикер рассказала об автоматизации систем ГЖИ, работе с городскими управляющими компаниями и горожанами, которые стали обращаться в ведомство реже.
Об автоматизации процессов
– Несмотря на то, что ситуация в связи с пандемией была в целом довольно непростая, в 2020 году впервые у нас было зафиксировано значительное снижение количества обращений граждан. За минувший год к нам поступило 21,5 тысячи обращений, тогда как годом ранее – порядка 25 тысяч, – рассказывает Диана Гончарова.
Спикер обращает внимание, что значительно сократилась доля повторных обращений. Это говорит о том, что качество отработки проблем, с которыми обращаются горожане, повысилось. Быстрее реагировать на поступающие сигналы от граждан позволяет автоматизация работы ведомства.
Срок рассмотрения обращений от граждан составляет 10 дней. За это время происходит перенаправление вопроса в адрес ответственной УК, рассмотрение и решение проблемы, размещение ответа на обращение.
Активная цифровизация работы началась весной прошлого года. Учитывая обстоятельства – весьма своевременно.
– Мы внедрили такую систему в апреле, и даже с учетом всех введенных на фоне пандемии ограничений нам удалось не только избежать социальной напряженности, но и снизить количество обращений граждан. Нужно понимать, что горожанам важны условия, в которых они живут, а не те мероприятия, проверки и прочее, которые проводятся ответственными органами.
Большинство обращений связаны с содержанием и ремонтом домов, в том числе текущей кровлей, уборкой подъездов, вывозом мусора. На втором месте – обращения, связанные с начислением платы за коммунальные ресурсы.
О переплатах
Порядка 4 тысяч полученных за прошлый год сотрудниками ведомства обращений оказались связаны именно с начислением платы за коммунальные услуги. Диана Гончарова отмечает, что в 2020 году жители региона переплатили за ЖКХ более 3,5 млн рублей. Эти деньги потребителям были возвращены.
В 2021 году в ГЖИ поступило уже более 2,5 тысяч обращений (500 из них – через систему ГИС ЖКХ, более 400 – через «Госуслуги»), ведомством было проведено 165 внеплановых проверок, 60 из которых завершились выдачей предписаний, 42 – составлением протоколов об административных правонарушениях.
В прошлом году из-за введения ограничений на фоне пандемии могли проводить проверки только в случае угрозы жизни или здоровью граждан и только после согласования с прокуратурой. В этих условиях было проведено порядка 1,2 тыс. проверок (прим. ред. – большинство из них связаны с пуском тепла и проблемами с отоплением). Специалистами было выявлено 562 нарушения. 104 управляющих организаторы по итогам привлекли к административной ответственности. Лидеры по числу нарушений – управляющие компании Ленинского и Центрального районов.
Спикер отмечает, что виноваты в этом не только коммунальщики, хотя к организации работы ряда УК вопросы возникают не только у горожан, но и надзорных органов.
– Следует констатировать, что жилфонд, который находится в управлении, он достаточно старый, изношенный. По сути, большинство домов требует капитального ремонта. Работы проводятся, но разумеется не в тех объемах, которые необходимы, – говорит Гончарова.
За минувший год УК получили 333 лицензии на управление домами. На данный момент из них активны 243. Действия 90 лицензий были прекращены, 24 из них – по решению суда, остальные – по заявлению самих компаний. Фактически жилыми домами сейчас управляют 218 УК, что составляет 90% от действующих лицензий. Количество новых участников рынка в последние годы остается стабильным. Выдается порядка 20 новых лицензий.
Абсолютное большинство управляющих компаний получает от ГЖИ перенаправленные от граждан обращения в автоматическом режиме.
– Со 150 управляющими организациями мы заключили соглашения – это 89% жилищного фонда города – согласно которым они обязуются в течение 3 дней в личном кабинете, созданном в нашей системе, разместить информацию об устранении нарушения, которое им было направлено автоматически.
Чтобы разобраться в том, насколько УК в этой системе добросовестно работают, жилинспекторы проводят выборочный обзвон граждан и проверяют, насколько качественно коммунальщики отработали вопрос.
Сейчас в ведомстве продолжается модернизация процесса работы, которая в том числе позволяет значительно сократить время отработки обращений.
О перепланировке и отравлениях угарным газом
Пристальное внимание в регионе уделяется вопросам газовой безопасности. Инспекцией за прошлый год были приняты меры по устранению допущенных нарушений в 1200 жилых домах, рассказывает спикер.
– Это цифра значительная. Хотелось бы отметить, что те несчастные случаи, которые произошли в связи с отравлением угарным газом, по нашему мнению, свидетельствуют о недостаточном информировании граждан о правилах безопасности эксплуатации оборудованием. Мы сейчас внимательно мониторим ситуацию по размещение памяток в лифтах и других местах общего пользования, – рассказывает Гончарова. – Мы внесли такое предложение , чтобы на уровне местного самоуправления при согласовании перепланировки обязательно бы привлекались специалисты газовых служб. В большинстве случаев отравление газом произошло в тех жилых помещениях, где была перепланировка. В основном это пятиэтажки, где кухня объединена с жилой комнатой. Проектом такие решения не предусмотрены.
Соответствующие поручения были даны на совещании, которое прошло в конце января. Важно, чтобы возможность перепланировки рассматривалась не только с учётом оценки безопасности несущих конструкций, но и безопасности самих граждан, подчеркивает спикер.
Фото: скрин видеозаписи с пресс-конференции