В рамках встречи активисты постарались вспомнить максимум того, что происходило в Воронеже за последние 12 месяцев, озвучивая как положительные примеры изменения общественных пространств, так и отрицательные. Последних, увы, оказалось больше.
Самой большой потерей уходящего года стал снос здания хлебозавода №1 на улице Фридриха Энгельса, 88. Осенью стало известно, что бизнесмен Валерий Чеширский почти за 200 млн. рублей продал участок строительной компании «Выбор» Александра Цыбаня. Снос старинных построек XIX века начали в середине ноября. Пока общественность и профессиональное сообщество протестовали, а власти думали – завод был разрушен практически подчистую. Объектом культурного наследия в декабре признали «Комплекс здания паровой мельницы Третьего товарищества». Правда, к этому моменту на месте его остались одни руины.
Не успел стихнуть скандал по поводу хлебозавода, на проспекте Революции начался капитальный ремонт кукольного театра «Шут». Причем начался довольно активно: подрядчик за обещанные за работу 89 млн. рублей сбил архитектурную лепнину и натуральный камень, которым был облицован фасад и пообещал установить новенький вентфасад с керамогранитом. Однако информация быстро просочилась в соцсети и СМИ.
– Ремонт театра не был согласован с общественностью, авторами проекта и архитектурным сообществом, – отмечает глава Института общественного контроля Вячеслав Минаков. – Сам по себе проект, вернее та открытая часть, в которой идет речь о вентфасаде и керамограните, вызывает много вопросов. Естественно, это привело к скандалу. Позитивным его результатом стало то, что от установки вентфасада, вроде бы, отказались. Кроме того пообещали привлечь авторов проекта к капремонту. Мы в свою очередь будем настаивать на присутствии там общественного совета.
– Благодаря тому, что на капремонт Кукольного театра было обращено внимание общественности, попечительский совет и главы департаментов Воронежской области провели собрание и высказали намерение рассмотреть другие варианты облицовки фасада. В данный момент выбирается из предлагаемых вариантов согласно планируемому бюджету: натуральный камень или его замена на близкую по фактуре, цвету имитацию в современном исполнении. Каждые 2 недели предполагается проводить собрания и освещение происходящего (предположительно на сайте театра). Было внесено предложение о создании рабочей группы для оперативной доработки чертежей. На встрече присутствовал один из авторов проекта Фролов В. Г. После снятия обшивки обнаружены ранее невидимые трещины в фасадной стене здания, нет перемычек в некоторых оконных проёмах. Должно быть проведено укрепление конструкции. выбирается вариант возможный для выполнения в холодное время года, – написала у себя в Instagram дочь главного архитектора театра Полина Топоева.
Вслед за Кукольным речь заходит еще об одном здании, в котором сейчас идет капитальный ремонт – Дом архитектора на Плехановской. Его внешний облик тоже заметно поменяется: вместо строгой туфовой облицовки фасад оштукатурят, после ремонта он станет светлым.
Представители института говорят, что давать оценку ремонта рано, итогового результата еще никто не видел. Однако простые горожане менее толерантны, в соцсетях встречаются нелестные отзывы о том, во что превращается Дом архитектора.
– Раньше это был очень зелёный парк, полностью огороженный деревьями от города. Ремонт «Орленка» еще не закончен, но посмотреть как было и как стало можно уже сейчас. Особенно если смотреть сверху, становится ясно, чтоу нас образовалась огромная локация, где деревьев нет. И таких зон хватает. Почему много деревьев было вырублено? Были ли они аварийными? Вот пока мы стопроцентных доказательств этого не получим, будем считать что из «благоустройства парка «Орленок» слово «парк» можно вычеркнуть, – говорит Минаков.
Кстати, озеленение города у общественников в целом вызывает большие вопросы. Так, вспоминают, что еще в начале 2020 года на проспекте Революции началась санитарная вырубка деревьев. Активисты опасаются, что при последующем благоустройстве улицы могут вырубить и остальные растения. Не потому что они аварийные, а чтобы добиться единообразия.
– Лето у нас было довольно засушливое, и к концу лета – началу осени мы увидели, что многие деревья находятся не в очень хорошем состоянии: желтые, опавшие листья – такое мы должны наблюдать только в октябре. Мы надеемся, что они немного оживут к следующему году. Но этого бы можно было избежать, если бы был проведен дополнительный полив. У нас город один из самых зелёных городов-миллионников и взрослые деревья – его ценность. Мы исследовали этот вопрос. Если посмотреть на карту, увидим, что в плохом состоянии были деревья на центральных магистралях: улице Кирова, проспекте Революции, треугольнике вокруг Кольцовского сквера, Плехановской.
Об общественности
Отдельно отмечают представители института проект благоустройства проспекта Революции и, в частности, говорят об общественном совете, который был создан для контроля за реконструкцией.
Собравшиеся обращают внимание, что воронежцы в этом году действительно активизировались и начали отстаивать свою позицию в том, что касается сохранения исторических зданий. Да, несмотря ни на что хлебозавод был снесен, но благодаря шуму в социальных сетях удалось предотвратить (очень надеемся) варварский ремонт кукольного театра.