В 2021 году Театру оперы и балета исполнится 60 лет. В преддверии юбилейного сезона зрители увидят полюбившиеся фестивали и премьеры. О том, чем театр собирается удивить воронежцев, а также о его проблемах и предстоящей реконструкции на пресс-конференции в Доме журналистов рассказал новый художественный руководитель ТОБа Александр Литягин.
Детская опера, гала-концерты и мировые звезды в Воронеже
Сезон 20/21 начнется в Театре оперы и балета с гала-концертов 2 и 3 октября. Они будут посвящены 60-летию творческой деятельности учреждения культуры. Александр Литягин отметил, что концерты будут иметь одинаковую программу и пройдут в два дня, так как в один день всех зрителей разместить не получится – он напомнил, что из-за пандемии коронавируса максимальная заполняемость зала не должна превышать 50%.
Гала-концерты будут посвящены старым спектаклям – «тому, что не по праву было забыто», популярным постановкам и тем режиссерским работам, которые опережали свое время, из-за чего шли в театре недолго. Помимо этого, зрителям покажут отрывки из премьер. Для участия в мероприятиях планируют пригласить артистов театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Большого театра и так далее.
20-21 ноября состоится премьера балета «Продавец игрушек». Александр Литягин считает, что этот спектакль может иметь успех. Он характеризует его как «красивый, добрый», по типу «Щелкунчика», подходящий для семейного просмотра.
До конца 2020 года театр также собирается провести второй фестиваль современной хореографии «RE:Форма танца», отмеченный жюри престижной премии «Золота маска», а также впервые за долгие годы поставить детскую оперу «Дитя и волшебство». Александр Литягин считает, что этот спектакль поможет воспитать будущего зрителя.
Помимо этого, в новом сезоне к показу запланированы опера «Любовный напиток» (в концертном исполнении), премьера спектакля «Свадьба Фигаро», благодаря которой театр сможет сделать в своем развитии несколько шагов вперед, шестой фестиваль «Воронежские звезды мирового балета» – его формат претерпит изменения, новый худрук планирует пригласить к участию мировых звезд, не связанных с Воронежем. Рабочее название – «Мировые звезды балета в Воронеже».
В планах театра также – поставить балет «Баядерка». Классический шедевр будет представлен в более компактной версии. Это связано с тем, что некоторые зрители, бывает, с трудом досиживают до конца 3-часовых постановок: «Мы не хотим, чтобы зрители уходили». Александр Литягин надеется, что ему удастся реализовать 90% от задуманного. Однако понимает, что пандемия коронавируса может внести свои коррективы в работу театра.
«История с Союзом архитекторов – это несколько шагов назад»
На днях эксперты из различных городов, в том числе представители Союза архитекторов России, оценили концепции реконструкции Театра оперы и балета, которые были представлены губернатору Александру Гусеву проектным институтом «Гипрокоммундортранс». Они раскритиковали работы воронежских специалистов, предложив воздержаться от сноса театра, оставив его на месте в том виде, в котором он существует, и построить новые помещения для театральной труппы. Александр Литягин прокомментировал эту ситуацию так:
– Полемика идет очень давно. Но есть общепризнанные факты, которые обсуждались в городском и театральном сообществах не только в Воронеже, но и за его пределами. Все пришли к единому мнению о том, что Воронежский театр оперы и балета должен остаться по тому адресу, по которому он находится уже 60 лет. Мы можем еще 60 лет говорить о реконструкции, строительстве, ремонте. Но есть уже какое-то движение вперед, на мой взгляд.
Какова точка зрения театра? Мы даем техническое задание. В нем говорим о перечне помещений, которые необходимы для того, чтобы работать. Давно уже существует дорожная карта – как должна развиваться эта история с реконструкцией: в какой год, какой месяц, что должно произойти с труппой, театром, зданием для того, чтобы ее осуществить. Все очень долго над этим работают.
И сейчас эта история с Союзом архитекторов (я уважаю их, считаю, что они имеют право на свое мнение) – это несколько шагов назад. Мы все поднимем общественность, она будет голосовать. Кто-то – за, кто-то – против. И дальше ничего не будет сделано. Будет то, что мы наблюдаем уже 30 лет – одни обсуждения.
Мне кажется, уже пора принимать решение. Какое оно будет, зависит от губернатора Александра Гусева. Естественно, он должен учитывать мнение как профессионального архитектурного сообщества, так и профессионального сообщества театралов. Вот это взвешенное решение ложится на его плечи. Оно будет единственно верным. Мы со стороны театра не можем и не имеем право говорить о том, что это должно быть новое здание или это должно быть старое здание. Это здание должно быть и соответствовать всем требованиям и всем техническим заданиям, которые даны рабочей группой театра.
Только так я смогу ответить, потому что… я устал. Мы готовы работать в этом здании. Мы очень любим зрительный зал, который сделан из карельской березы, мы знаем каждое кресло, которое забито конским волосом, грамотно выстроенную акустику.
В то же время я понимаю, что этот театр технически устарел. То световое оборудование, та яма, которая до сих пор есть, та модель сцены... Если мы говорим о новом современном театре (мы не говорим слово «здание»), то он должен как минимум обладать другими техническими возможностями, чтобы мы нашему зрителю показывали качественные спектакли.
На что сотрудники ТОБа жалуются новому руководителю
В 2015 году после назначения Андрея Огиевского на должность художественного руководителя театра сотрудники начали жаловаться ему на некоторые трудности. Например, на маленькие зарплаты, изношенный инструментарий оркестра – многие покупали инструменты за свой счет, нехватку кадров и так далее. Александр Литягин рассказал 36on.ru, с какими проблемами артисты оперного сталкиваются сейчас.
– Я, не стесняясь, говорю о том, что проблемы есть у всех. У Театра оперы и балета тоже есть какие-то трудности. Нам всем не хватает финансирования, в том числе. Мы можем сидеть переживать, жаловаться друг другу, либо идти вперед и решать проблемы.
Я не испытываю никаких иллюзий по поводу того, что с моим приходом у всех поднимется зарплата в 10 раз. Но я точно знаю, что если мы сделаем одно, второе, третье, ситуация в театре изменится.
Если воронежский балет сейчас входит в театральную карту России, то почему-то оперная труппа не настолько воспринята, не настолько делает такие успешные спектакли, чтобы они звучали на всю страну и во всем мире. Это не вопрос к горожанам и точно не вопрос к артистам, а к руководству театра. Хотя в последние годы наша оперная труппа ездила в театр Станиславского и приглашалась в другие театры. То есть кадры – то, что мы должны развивать, – есть.
Как вам ответить? Что нет трудностей? Но они есть. Что нам на сегодняшний день никто не купил под оркестровую труппу инструменты? Да, еще не купил. Но будем ли мы решать эту проблему? Да, будем.
Помимо этого, артисты жалуются новому худруку на нехватку парковочных мест и вокальных классов. Эти проблемы пока решить трудно. Среди запросов есть и те, что касаются дополнительного обучения. Например, для исправления недостатков дикции певцов и повышения уровня их владения иностранным языком. «Я поддерживаю эту историю. Приглашаю специалистов, чтобы артисты профессионально развивались», – говорит Александр Литягин.
Фото – Дом журналистов.