Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Авторы 5915

Почему франшизы иногда не живут в Воронеже

some alt text
Внезапное и необъяснимое закрытие франшизы сети доставки готовой еды «Farfor» (подробней здесь) в январе 2018 года натолкнуло нас на желание разобраться, насколько такие ситуации возможны в наше время, и какие риски несут в себе франшизные проекты в сфере общественного питания. 
 
Разберем мы этот вопрос на примере трех кейсов.
 
Начнем по свежим следам с ситуации: 

«Farfor» здесь больше не живет!

Справка: «Farfor» - федеральная сеть ресторанов доставки японской кухни, американской пиццы и китайской лапши-wok , представлена в 58 городах России, в основном по франшизе. Головной офис в г.Уфа 

В воронежскую  сеть входит четыре точки доставки роллов, лапши, пиццы и ресторан паназиатской кухни, расположенный в «Петровском Пассаже». 

Где-то в середине января на сайте и странице «Farfor» в ВКонтакте было размещено объявление о прекращении работы сети в Воронеже. 
 

 
Как оказалось, для воронежских франчайзи  такой поворот событий стал большим сюрпризом. За один день они были отключены от программного обеспечения сети и интернет-ресурсов.
 
И тогда в Воронеже  в течение считанных часов  родилась новая сеть доставки под вызывающим названием «Антисуши»,  а ресторан в ТЦ «Петровский пассаж» получил новое имя «Сабай» (в переводе с тайского – «радость, удовольствие» - ред.) 

Рассказывает руководитель сети «Антисуши», Алексей УГЛЯНСКИЙ:  
 
 
«Пять лет мы работали по франшизе сети «Farfor» (головной офис её находится в Уфе), демонстрировали лучшие показатели из почти шести десятков городов по обороту и динамике развития.  По некоторым вопросам у нас с уфимским офисом были небольшие разногласия, но это рабочие моменты. Были, конечно, и важные, принципиальные вещи, которые обязательно нужно было решить. К примеру, нам так и не удалось согласовать пакет документов о коммерческой концессии. Со своей стороны мы выполняли все условия франшизы, исправно рассчитывались по платежам»

Как объясняет Алексей Углянский, наработки по фирменному стилю торговой марки «Антисуши», были сделаны компанией в момент случившейся напряженности между партнерами пару лет назад. Возник реальный риск остановки бизнес-процесса. Но поскольку тогда удалось договориться, все эти наработки были отложены под сукно, на черный день. И вот этот день настал. 

«Мы были вынуждены воспользоваться нашими наработками, чтобы сохранить команду и все, чего мы достигли за эти пять лет. Наша команда и наш труд – не подделка, что бы не писали наши уфимские коллеги.   Нам удалось сохранить сеть, расширить наше меню и главное – убедить заказчиков в том, что мы – та самая команда, которая радовала их все эти годы. Только теперь мы не «Фарфор». Мы – «Антисуши»

Почему это произошло?
 
В чем причина внезапного прекращения отношений и отзыва франшизы, мы так и не поняли. По качеству продукта и платежам нареканий у франшизеров не было. 

В такой ситуации можно предположить что угодно, вплоть до решения Уфы вести бизнес в Воронеже самостоятельно. Особенно, если, как говорит Углянский, по обороту и динамике регион в числе явных фаворитов. 

Наш корреспондент попытался взять комментарий по этой ситуации у представителей головного офиса «Фарфора» в Уфе. Нас заверили, что свяжутся с нами в ближайшее время и ответят на все вопросы, но, к сожалению, пока этого не произошло. 
Мы проявили настойчивость, напомнили о себе через неделю после первого запроса.  И получили ответ из разряда – «на рассмотрении, ждите, ускорить процесс не можем». 

Может быть другие ситуации с «неудачными»  франшизами помогут нам понять логику уфимских франшизеров?

«Papa John’s»  – а чей папа-то?  

Летом 2015 года известный воронежский ресторатор Николай ШАЛЫГИН объявил о прекращении работы сети пиццерий «Papa John’s». 

 Справка: «Papa John’s — американская сеть кафе общественного питания, специализирующихся на пиццах, открыто  более 4000 заведений по всему миру. 

Чуть менее двух лет просуществовал этот проект в Воронеже, по некоторым данным в него было вложено порядка  20 млн рублей. 

Так что же стало причиной такого финала?
 
Рассказывает ресторатор Николай Шалыгин
 
Фото Константина Добровицкого

«Мы приняли это решение относительно безболезненно, так как работать по серым схемам и подчиняться ультимативным и незаконным требованиям не в наших принципах. Дело в том, что правообладатель, кипрская компания PJ Western Retail Ltd предложила нам задним числом заключить договор по франшизе с организацией, не имеющей прав на бренд Papa John’s.»

С самого начала отношений, с  сентября 2013 года воронежские франчайзи ООО «Пи Джей Воронеж» работали со столичной компанией «Пи Джей Пицца №12». В июне же 2015 года воронежцам предлагают заключить дополнительное соглашение с новой, доселе неизвестной компанией «Пи Джей Франчайзинг» задним числом, датируя начало договора 29 мая 2013 года.
Как оказалось в итоге, по данным Роспатента – ни первое, ни второе ООО не имеет прав на использование бренда Papa John’s.

«В случае отказа на таких условиях подписывать договор, нам пригрозили прислать требование действительного правообладателя – кипрского офшора – о снятии вывески «Папа Джонс» со всеми вытекающими правовыми и финансовыми последствиями. Такие ультиматумы для нас не приемлемы. Поэтому, получив соответствующее требование от компании PJ Western Retail Investments Limited, мы сами сняли вывеску и закрыли обе пиццерии, - поясняет Николай Шалыгин.

Здесь, на наш взгляд, очевидно влияние человеческого фактора. Как говорят «нашла коса на камень». Неуступчивые воронежцы пошли на принцип, а высокомерные франшизеры просто отмахнулись, не желая вникать и договариваться. Тот факт, что за прошедшие три года с тех пор не было принято ни одной попытки открытия «Папы Джонс» в Воронеже, говорит об одном: просто им это не особо нужно. Одним городом меньше, одним больше…

В обоих рассмотренных нами случаях налицо  – нежелание франшизера продолжать отношения. Ситуация с «Фарфором»  пока только в самом своем зачатке, и почему головной офис занимает такую позицию,  до конца не ясно. Как, впрочем, и в ситуации с «Papa John’s». 

А вот в третьей истории все ясно и определенно. Но не менее поучительно. 

«Ёлки-Палки» - всему свое время

Рассказывая обо всех этих ситуациях с отозванными франшизами, мы ни в коем случае не хотим убедить вас, что франшиза – это плохо. Нет!
 
Общественное питание – сфера, где самым тесным образом переплетаются технологии и человеческий фактор. Любое колебание настроений на кухне, в зале, в пункте отправки заказов  или невнимательное следование технологическим картам могут  отразиться на качестве блюд, количестве гостей и клиентов сервиса доставки.
 
Франшиза – один из способов ведения бизнеса по отработанной, годами испытанной  схеме. Она упрощает организационные процессы и сокращает риски непопадания в аудиторию, маркетинговых ошибок и технологических просчетов. И снижает влияние пресловутого человеческого фактора.

Говорит директор ГК «Стерх» Андрей СУВЕРИН:
 

«Мы работаем очень давно в сфере общественного питания. Начинали с франшизы ресторана «Ёлки -Палки». Сейчас в нашем ресторанном направлении по франшизе сеть кофеен «Шоколадница», «Кофе Хауз» и сеть ресторанов «KFC». Единственный негативный опыт мы получили  с «Ёлками-Палками», с остальными проектами у нас все отлично»
 
Напомним читателям, что в 2017 году закрылся знаменитый ресторан «Ёлки-Палки». Закрылся он не только в Воронеже. Но полтора года до окончательного и бесповоротного финала длился период надежд и обещаний. 

Андрей Суверин: «Почти полтора года длился процесс угасания проекта. Сначала к нам перестали ездить «Тайные гости» (люди по специальной методике проверяющие соответствие стандартам франшизера – ред.), потом мы перестали получать новые меню. Начался Великий пост, а у нас не готово постное меню. Мы, конечно, можем и сами его разработать, но это уже не наш бизнес. Рушится технологичность процесса, к которой все привыкли. Возникает  нервозность и дискомфорт в коллективе.  Мы привыкли платить за гарантии качества и того, что все будет в срок и на должном уровне.
 
В какой-то момент наши московские коллеги отказались от роялти (ежемесячные платежи по договору франшизы- ред.), понимая, что не выполняют со своей стороны условий договора. Мы могли бы сразу закрыть ресторан, но надо понимать, что кроме отношений в рамках договора, есть еще и человеческие отношения.
 
Мы, каждый на своем уровне общались, директор заведения с московским менеджером, наш шеф-повар с их шефом, собственники с собственниками. И пока нам окончательно не стало ясно на всех уровнях, что ситуация патовая, мы решения не принимали. В итоге по стране закрылось около 300-х ресторанов, работающих под брендами «Планеты гостеприимства», включая наш.
 
Редчайшее событие в этом бизнесе»
 

Разорение компании правообладателя бренда – случай сродни гибели «Титаника». Случается крайне редко в таких масштабах. Но факт остается фактом – существуют и такие риски. Первым владельцем бренда «Ёлки-Палки» был, на секундочку, сам Аркадий Новиков. Именно с ним заключали договор франшизы наши воронежские коллеги. Но после того, как он продал сеть, начался постепенный закат успешного проекта.

«Когда занимается ресторатор этой темой – одна история, а когда финансовая группа – другая. (Предпоследний владелец сети ресторанов «Ёлки-Палки» - фонд Alfa Capital Partners, управляющий средствами совладельцев "Альфа-групп" – прим. Ред.)

Титаником стала компания «Планета гостеприимства» братьев Елашвили. Крупнейшая компания, владевшая сетью ресторанов  «Sbarro», «Ёлки-Палки», «Восточный базар», Viaggio и «Маленькая Япония» однажды просто прекратила свое существование. 

Андрей Суверин – фаталист и уверен, что «Ёлки-Палки» свое отработали. И то, что произошло, было неизбежно.
 
«Почти десять лет этот проект проработал в Воронеже и больше 20 лет в России, дальше нужно было что-то менять, либо закрываться. Так что все закономерно».
 
Андрей Александрович, кстати, считает пять лет  важным этапом  в жизни любого заведения. И договор франшизы он заключает не больше чем на пять лет, чтобы к этому сроку определиться, работать ли вам дальше вместе или фиксировать прибыль и закрывать проект от греха.
 
Выходит и в ситуации с «Фарфором» - пять лет не случайный рубеж…

«Фарфора» в Воронеже нет, но есть «Антисуши»

Как мы уже говорили, вместо запрещенного «Фарфора» команда, запускавшая и раскрутившая за пять лет работы этот бренд в Воронеже, реализует свой проект сервиса доставки «Антисуши» и ресторан «Sabai»( в переводе с тайского означает «Радость, удовольствие» - ред.). 
 

Почему «Антисуши», спросите вы?
Руководитель сети Алексей Углянский объясняет так:
 
«Это название выражает протест против всех проблем со службами доставки, на которые жалуются воронежцы. Мы против холодной, несвежей еды, неоперативной доставки. Мы против хамства администраторов и курьеров, которые забывают положить салфетки, палочки, не могут нормально объяснить клиентам состав блюд и так далее. На самом деле, мы – те же суши, только вкуснее»

Однако,  по-прежнему остается открытым вопрос: почему? С какой целью франшизеры «Фарфора» пошли на этот шаг?

 Есть, правда,  пример Самары, где когда-то по похожей схеме закрыли успешного франчайзи ради филиала головной компании.  
 
Наш корреспондент связался с самарским филиалом, но , как и следовало ожидать, нас снова отправили в головной офис. А там – бесконечное «Ждите ответа».

Кстати, как нам стало известно в процессе подготовки материала, что в ещё нескольких городах, где по франшизе работает сеть «Farfor», не всё просто в отношениях с головным офисом.  И что характерно, во всех этих случаях франчайзи тоже демонстрируют хорошие результаты работы, приличные прибыли.
 
Воронеж сейчас под пристальным вниманием всех городов, где работают франшизы «Фарфора». Уйти из «раскрученного» Воронежа было бы странным решением. «Фарфор»  все-таки не «Papa John’s», при всем уважении. 

Тем более, что представители Уфы не раз говорили на своей странице в ВК, что скоро вернутся. Но в каком формате? Снова по договору франшизы или как филиал головного офиса? 

То, как будет развиваться ситуация у нас, станет возможным сценарием и для других успешных городов.
 
Ну, или, по крайней мере, заставит франчайзи задуматься о своем будущем. Красивом, технологичном и хрупком, как фарфор.