Воронежский СК начал проверку после жалоб на холод в многоэтажке на Хользунова

Директор воронежского таксопарка назвал фейком «итальянскую забастовку» водителей

Авиационную опасность объявили в Воронежской области днем в среду

Заболеваемость гриппом и ОРВИ выросла в Воронежской области

В Воронеже к концу рабочей недели потеплеет до +4 градусов

Беспилотник сбили на территории одного из районов Воронежской области

Капремонт ветхой двухэтажки в воронежском селе перенесли на четверть века

Необузданная и не всегда положительная энергия сегодня будет царить в пространстве. И, пожалуй, именно в этот день вы ясно поймете, с кем вам не по пути

О метапневмовирусе в Воронежской области рассказали санврачи

Детский каток появится на воронежской Адмиралтейке в следующем сезоне

Именно она подойдет сегодня больше всего. Звезды советуют не ввязываться в конфликты и сдерживать острый язык, ведь с большой вероятностью найдется тот, кто сможет вас обыграть.
 

Пропавшую 89-летнюю бабушку нашли живой в овраге в Воронежской области
 

Восемь человек погибли в ДТП за неделю в Воронежской области

Воронежцам рассказали, сколько нужно зарабатывать для максимальной пенсии

Труп нашли на улице Владимира Невского в Воронеже

Малоснежная рабочая неделя ждет воронежцев

Жители микрорайона ВАИ со вчерашнего дня остаются без света в Воронеже

Сирены сработали в Россоши во время объявленной опасности атаки БПЛА

Сегодня звезды советуют не цепляться за былое и устремить помыслы на будущие свершения

Минобороны РФ: четыре БПЛА уничтожили ночью над Воронежской областью

Температурные качели и снег с дождем ожидают в Воронеже в выходные

Гороскоп на 10 января: удачный день для новых начинаний

На 14% взлетели цены на жилье в Воронеже в 2024 году

Воронежцам рассказали, какие выплаты вырастут в 2025 году

Температурный рекорд был установлен в Воронеже 8 января

Эксперты поделились советами по возвращению в рабочий ритм после новогодних каникул

Воронежцам напомнили график работы катка на Адмиралтейской площади в рабочие дни

Символично, но именно сегодня самое время заняться своим здоровьем, уверяют астрологи. Внимательно следите за симптомами. 

Хозяев забытых на площади Ленина вещей ищут в Воронеже

Опасное погодное явление обрушится на Воронежскую область
 

Авторы

Часть третья: Мостозавод

some alt text
География и цифры
 
С чего же стоит начать разговор о районе, который сложился вокруг «Мостозавода»? Для того, чтобы лучше понять это место, свою прогулку к улочкам начнем с перекрестка Ленинского проспекта и улицы Брусилова.
 
Во–первых, мысленно мы будем держать в голове застройку вокруг парка «Алые паруса». До него чуть меньше 1,5 км, до жилой застройки за территорией взлетной полосы ВАСО - немного больше. Такая прогулка позволяет оценить пешеходную доступность, городскую среду, понять, в чем схожесть или различие живущих там.
 
 
Кроме того,  несколько фактов. Стоимость земли на участках возле перекрестка ул. Брусилова - Ленинский проспект под коммерческую застройку стоит 5600 -11300 рублей за квадратный метр. Квадратный метр сразу за Димитровским кольцом 3000-4200 рублей за кв. м.
 
Район расположен так, что справа его подпирает левобережное кладбище, чуть севернее пустыри, гаражи и территория завода «Процессор», а южнее сам завод и взлетно-посадочная полоса ВАСО. Предприятие «Стальмост» давшее название району,  основано в августе 1944  - Государственным Комитетом Обороны. 

В настоящее время на заводе трудится более 1800 высококвалифицированных рабочих и инженеров.
 
Вот что писала газета «Коммуна» в 1950 году про первые послевоенные годы о предприятии - «Завод не набрал еще полную мощность, не все еще построено, но во всех концах страны получают продукцию с маркой «ВМЗ». На Украине и в Сибири, на Кавказе и в Прибалтике, через тихие и бурные реки перекинулись мосты, изготовленные в Воронеже...»
 
Почему нам важно знать,  об этом? Это не приближает нас к истинному знанию, но направляет по узкой тропинке надежды к ответам на вопросы:  чем жили люди, какие мечты ими владели, что они видели вокруг в своей жизни, кроме станков. 
 
 
Сама прогулка с моим Вергилием, в быту Михаилом, была полна сюрпризов, тщательно им подготовленных. На улице Брусилова, мне показали симпатичный артефакт. Это был репер. Судя по моим оценкам, это репер был установлен для проектирования сложной транспортной развязки при разработке Генерального плана 1939 года, который был доработан Рудневым уже в послевоенные годы. Возможно и скорее всего это репер по определению высоты над уровнем реки, или еще точнее водохранилища, и тогда ему за 40 лет.
 
О мобильности и пешеходах
 
Как я уже писал выше, от остановки на ул. Волгоградской до остановки на Ильича, доехать легко, очень легко. Вот только пешком идти вдоль автострады вредно для здоровья, а в компании друзей и вовсе невозможно, пешеходная часть местами близка к нулю. Как вы можете предположить 1,5 - 2 км расстояние для семейных прогулок и размеренных бесед на уик-энд, всей семьей это удовольствие. Только конечно не в данном случае. Семья наглотается пыли и выхлопных газов и, что самое главное, вряд ли протиснется по пешеходной части вдоль петли, выходящей с кольца на улицу Брусилова.
 
 
Можно было предположить, что в пятницу или субботу за 15 минут можно доехать на проспект Революции и окунуться в соблазны большого города?  Но с другой стороны общественный транспорт, после 22.00 уже редкость, а после 23.00 случайность. А это значит, что жизнь замирает после 22.00, и это в мире, где модель цивилизации – твиттер! 
 
Инфраструктура «района»
 
Сразу покаюсь, мы не обошли всё, что народная молва причислила к «мостозаводу», мы не были в той части одноэтажной застройки, что расположена к югу от улицы Волгоградской. Наверняка мы что-то упустили из объектов инфраструктуры. Детский сад, склады, аптеки в угловом здании на Волгоградской, 2 – являющимся высотной доминантой в этом районе, пары магазинчиков и самого здания Мостозавода.
 
Мой провожатый совершенно целенаправленно вёл меня к двухэтажной застройке на другом «берегу» дороги, соединяющей окраины города с центральными районами города. Итак, первый объект, - подземный переход, как песочные часы, где время не движется, а словно бы остановилось в 90-е годы.
 
Он плавно перетекает в новый объект - торговую площадь, на которой расположены ряды павильонов, где идет торговля, не бойкая, но размеренная. Сама торговая площадь это прямоугольник шириной метров 350 расположенный вдоль нескольких зданий. 
 
 
Мы идем вдоль стены, возведенной для защиты пешеходов от строительных работ, работает строительная техника идет демонтаж старого здания. Здесь скоро появится новая высотка.
 
 
Главной артерией района является улица Клинская, идущая от магистрали (улицы Димитрова). Именно отсюда начинается жизнь, здесь расположены центральные объекты определяющие ритм данного района. Мы почти сразу же видим дом, в котором на первом этаже офис Сберегательного Банка РФ, почтовое отделение в другом здании. Далее - здание бывшего Дворца Культуры, в котором сейчас – Автомобильно-транспортный институт. Ах да, мы забыли – детская площадка, спрятавшаяся в тени сквера возле бывшего Дворца Культуры. Справа от ДК, школа прежде обращенная лицом к стадиону. 
 
 
Этот район малоэтажной застройки, но это скоро изменится, после того как застроят одинаковыми многоэтажками поле бывшего стадиона, где тренировалась легендарная женская футбольная команда. Обратим внимание на название -  Спортивно-Жилой  Комплекс «Чемпион», вероятно у маркетологов компании-застройщика, хорошее чувство юмора. Предположу, что улица Ржевская станет главной проездной внутриквартальной улицей будущего района.
 
 
Где-то правее, почти на границах малоэтажной застройки в районе улиц Ржевская-переулок Чаплыгина -  «Пятерочка». 
 
Левее улицы Клинская, переулок Уточкина, здесь странный объект, - военная часть внутри квартала, рядом с бывшим ДК. Что за обстоятельства забросили сюда это инородное тело на радость местным подросткам? Мне не знакомы позитивные свойства данного объекта, которые позволяли бы улучшить социальный капитал данного района. Также не уверен, что военнослужащие данного района существенно увеличили доходы владельцев.
 
 
Мир умещается в смартфоне, но сложно поверить, что район спонтанно сложившейся торговой площади – центр общественной жизни района, где «Жар-птица», «Евросеть», «Пятью пять». 
 
Здесь нет ни архитектурных, ни социальных, ни культурных излишеств, нет никаких вишенок на торте, как и нет самого торта. Несостоятельным гражданам не до красоты, из самых необходимых общественных благ – дороги. Большинство домов  барачного типа, вокруг сирень, минимум автомобилей из-за малочисленности проживающих здесь. Пластиковые окна, - не везде. Здесь всё просто, я бы сказал по-спартански, да боюсь среди спартанцев – рабочих не было. 
 
 
Ждем перемен?
 
Исследуя объекты левобережья, можно предположить, что потребности жителей одного района неравноценны потребностям жителей района, расположенного на высоком берегу моря. 

Такое предположение для меня оскорбительно по самой своей природе.  С другой стороны,  количество СОБЫТИЙ на Левом берегу стремится к статистической погрешности. Сложно себе представить знаковое для города или даже для района событие в городской афише. Если бы не вновь пересобранный пазл парка «Алые паруса», ситуация была бы просто КАТАСТРОФИЧНОЙ.
 
 
Можно ли ждать ближайшие 3-5 лет, инвестиций в социальную, культурную инфраструктуру левобережья? Стоит ли ждать от каких-то субъектов новых инженерных мастерских реноваций библиотек, спортивных площадок, восстановления парковых зон, развитии публичных пространств, модернизации освещения? Интересуется ли город человеческим потенциалом?
 
 
Лирическое отступление
 
Завершение прогулки было радостным. Обойдя бывшую территорию спортивного клуба «Энергия» по улице Ржевской, где чистая деревенская атмосфера, лужа-ловушка в середине улицы, гаражи, мы вышли к бывшим осветительным вышкам стадиона. Вдруг что-то мелькнуло высоко справа. Планер, - один круг, второй, скольжение вниз, уход по длинной петле вниз, бегущая к нему борзая.
 
 
Дальше асфальтовая поверхность смотровой площадки ГИБДД. Одинокие автомобили. Ныряем в лесополосу, идем вдоль улицы Минской, вспоминаем Эренбурга. Где-то в районе автомастерских ретроавтомобиль «Победа», словно на выставку.
 
 
Высокая трава, желтые пятна растворившейся пыльцы сосновых шишек, редкие цветы. Мы выходим на пустырь, ничейная земля. Она принадлежит то ли Железнодорожному району то ли Левобережному.  
 
 
На мой взгляд, прогулка удалась. В небе - планеры, по бокам - сирень, за дорогой – «Победа». 
 
Хотелось быть оптимистом и верить, что это сочетание -  будущее района.
 
Автор текста: Илья Бейлин.